Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации - России
01 июля 2010 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.И.,
при секретаре Сафаргалеевой А.К.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Беловой Т.А.,
истца Винокурова М.С., его представителя Толкачева В.В., представителя ответчика - администрации г. Орска - Курманбаева Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Винокурова к администрации МО г. Орск об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с иском в интересах Винокурова М.С. к администрации МО г. Орск о признании незаконным бездействия администрации г. Орска и предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г. Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории МО г. Орск.
В ходе проверки установлено, что работа по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется жилищным отделом администрации г. Орска, которым ведется учет таких граждан, нуждающихся в обеспечении жильем.
Винокуров М.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением суда г. Орска Оренбургской области от Дата обезличена года родители Винокурова М.С. - ФИО1 и ФИО2 лишены в отношении него родительских прав.
Согласно справке, выданной ГОУ , Винокуров М.С. обучался в данном учреждении с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. В период обучения он имел временную регистрацию в ... и проживал в общежитии. После окончания обучения в учреждении профессионального образования Винокуров М.С. не обеспечен жильем.
С 03.02.2000 года Винокуров М.С. состоит на учете в жилищном отделе администрации г. Орска для получения жилья во внеочередном порядке, не имеет какого - либо закрепленного жилья, но имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Прокурор Ленинского района г. Орска просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Орска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению жильем Винокурова М.С., обязать администрацию г. Орска предоставить Винокурову М.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета.
Определением суда от Дата обезличена года производство по делу в части признания незаконным бездействия администрации г. Орска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению жильем Винокурова М.С., прекращено в связи с отказом помощника прокурора Ленинского района г. Орска Яшкиной Г.В. от иска в указанной части.
Определением суда от Дата обезличена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Белова Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным иске.
Истец Винокуров М.С., его представитель Толкачев В.В., действующий по устному ходатайству, поддержали исковые требования и просили их удовлетворить. Дали пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика администрации г. Орска Курманбаев Ж.С., действующий на основании доверенности, возражал в удовлетворении исковых требований. Суду пояснил, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. В соответствии с жилищным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении Винокурову М.С. вне очереди благоустроенного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма за счет средств областного бюджета администрацией г. Орска не принималось. Следовательно, основанием для заключения договора социального найма между администрацией г. Орска и Винокуровым М.С. может являться соответствующее постановление администрации г. Орска, уполномоченного органом местного самоуправления МО г. Орск. Тем самым довод прокурора о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления - администрацию г. Орска не соответствует обстоятельствам дела. Из ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 34 ГК РФ органы опеки и попечительства являются органами исполнительной власти. Полномочия по опеке и попечительству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Министерство образования Оренбургской области. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Беловой Т.А., истца Винокурова М.С., его представителя Толкачева В.В., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Винокурова М.С., подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Винокуров М.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением суда г. Орска Оренбургской области от Дата обезличена года родители Винокурова М.С. - ФИО1 и ФИО2 лишены в отношении него родительских прав л.д. 8).
Согласно справкам, выданным ГОУ , Винокуров М.С. обучался в данном учреждении с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. В период обучения он имел временную регистрацию в г. ... и проживал в общежитии. После окончания обучения в учреждении профессионального образования Винокуров М.С. не обеспечен жильем.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения содержатся и в п. 4 ст. 3 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области".
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Указанным законом установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.
Винокуров М.С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, так как относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на внеочередное получение жилья детьми-сиротами возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.
Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что с 1марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Для категории детей-сирот действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья.
С 03.02.2000 года Винокуров М.С. состоит на учете в жилищном отделе администрации г. Орска для получения жилья во внеочередном порядке, не имеет какого - либо закрепленного жилья, но имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В нарушение требований закона администрация г. Орска не обеспечила жильем Винокурова М.С. по окончании образовательного учреждения.
В связи с изложенным обязанность администрации г. Орска по предоставлению Винокурову М.С. жилья сохраняется до настоящего времени.
Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требований прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Винокурова М.С., обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Винокурова , - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орска предоставить Винокурову вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Октябрьского районного суда г. Орска А.И. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2010 года