решение о предоставлении жилья



Дело № 2-2318/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации - России

20 июля 2010 года г.Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Колобовой Л.В.,

при секретаре Ульяновской Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.В.,

истца Ивановой Ю.В.,

представителя ответчика администрации г.Орска - Белик Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орска в интересах Ивановой * к администрации г.Орска о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г.Орска, действующий в интересах Ивановой Ю.В., обратился в суд с иском к администрации г.Орска о понуждении администрации г.Орска предоставить Ивановой Ю.В. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета. В обоснование иска указано, что прокуратурой Советского района г.Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что мать Ивановой Ю.В. - ФИО1 умерла Дата обезличена, отец ФИО2 умер Дата обезличена. Дата обезличена Иванова Ю.В. окончила ГОУ ... Иванова Ю.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилье за ней не закреплено, в связи с чем она имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Прокурор просит обязать администрацию г.Орска предоставить Ивановой Ю.В. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.В. исковые требования поддержал, дав пояснения, аналогичные доводам искового заявления.

Истец Иванова Ю.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и пояснила, что родилась в г.Орске в Дата обезличена. Ее отец умер в Дата обезличена, мать в Дата обезличена. В 2008 году ее мать ФИО1 лишили родительских прав. При рождении ей дали фамилию матери - ФИО3. Отцовство было установлено в судебном порядке. Позже мать вышла замуж и стала ФИО1 До 2006 года она проживала с мамой по ..., данное жилье было за ней закреплено. С 2006 года она стала жить у бабушки - сестры бабушки по линии отца. После установления над ней опеки стала проживать у опекуна ФИО4 с которым проживает по настоящее время. Она собрала все необходимые документы, обратилась в жилищный отдел администрации г.Орска. Ей выдали постановление, согласно которому она принята на учет Дата обезличена как нуждающаяся в жилом помещении.

Представитель ответчика администрации г.Орска Белик Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что дети-сироты, не имеющие закрепленного жилья, после окончания учебного заведения обеспечиваются органами исполнительной власти жилым помещением. Органы местного самоуправления не относятся к органам исполнительной власти. Не могла пояснить, какие меры принимались к тому, чтобы разъяснить Ивановой Ю.В. порядок обращения в жилотдел. Для подбора жилого помещения необходимо время.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Оренбургской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.

Заслушав объяснения истца, его представителя - старшего помощника прокурора Советского района г.Орска, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Советского района г.Орска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Судом установлено, что Иванова Ю.В., Дата обезличена года рождения, относится к категории детей-сирот. Ее родителями являются ФИО2 и ФИО3 что подтверждается свидетельством о рождении Ивановой Ю.В.. Решением ... суда ... от 21.11.2008 года ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери Ивановой Ю.В.. Согласно свидетельствам о смерти ФИО2 умер Дата обезличена, ФИО1 - Дата обезличена

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Иванова Ю.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, так как относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на внеочередное получение жилья детьми-сиротами возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что с 1марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п.п.1,2,3,5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются… детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы… Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст.2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья.

В соответствии с п.4 ст.3 данного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Согласно ст.6 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.

Постановлением администрации г.Орска Оренбургской области от Дата обезличена Номер обезличен распоряжение главы г.Орска от Дата обезличена Номер обезличен «О закреплении жилплощади за несовершеннолетней Ивановой *, Дата обезличена года рождения» считается утратившим силу.

Согласно справке отдела опеки и попечительства ... Иванова Ю.В. закрепленной жилплощади в г.Орске не имеет.

В материалах дела имеется копия аттестата об основном общем образовании, выданного Ивановой Ю.В. Дата обезличена, и копия диплома о среднем профессиональном образовании - об окончании ГОУ ... выданного Ивановой Ю.В. Дата обезличена.

Право собственности * на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.

Истцом представлено постановление администрации г.Орска Оренбургской области от Дата обезличена Номер обезличен которым Иванова Ю.В. признана нуждающейся в жилом помещении. Жилищному отделу администрации г.Орска поручено принять Иванову Ю.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что Иванова Ю.В. состоит на учете как нуждающаяся в получении жилья в жилищном отделе администрации г.Орска, в связи с чем по окончании учебного заведения - ГОУ ... она должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм.

В нарушение требований законодательства администрация г.Орска не обеспечила жильем Иванову Ю.В. по окончании образовательного учреждения. В связи с изложенным обязанность администрации г.Орска по предоставлению Ивановой Ю.В. жилья сохраняется до настоящего времени.

Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требований прокурора Советского района г.Орска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Советского района г.Орска в интересах Ивановой * к администрации г.Орска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию г.Орска предоставить Ивановой *, Дата обезличена рождения, за счет средств субъекта Российской Федерации вне очереди по договору социального найма благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г.Орске не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2010 года.

Судья Октябрьского районного суда г.Орска Л.В. Колобова

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-2318/10, которое хранится в Октябрьском районном суде г.Орска.