решение о признании действий незаконными



Дело № 2-2245/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации-России

20 июля 2010 года г. Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.В.Колобовой,

при секретаре Е.С.Ульяновской,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска М.И.Неровной,

представителя Орского межрайонного филиала ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Богданова И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», Орскому межрайонному филиалу ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л:

И.о.прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», Орскому межрайонному филиалу ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о признании действий незаконными. В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Орска проведена проверка соблюдения федерального законодательства о государственной судебно-экспертной деятельности в Орском межрайонном филиале ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. В соответствии со ст.37 Федерального закона №73-ФЗ от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета. Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Проверкой установлено, что гражданам, обратившимся в органы милиции с заявлениями о совершении в отношении них преступлений с причинением вреда их здоровью, участковыми оперуполномоченными ОВД и инспекторами ОДН в рамках проведения проверок в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ выданы направления для прохождения судебно-медицинского освидетельствования в Орском межрайонном филиале ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Администрацией Орского межрайонного филиала ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» за оказание услуг по проведению судебно-медицинского освидетельствования с этих граждан взыскана установленная прейскурантом цен денежная плата. Денежные средства, вырученные от оказания платных медицинских услуг, направлены на лицевой счет Орского межрайонного филиала ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы». По мнению истца, проведение сотрудниками милиции по заявлениям граждан проверок в порядке ст.144-145 УПК РФ и выдача в их рамках направлений на судебно-медицинское освидетельствование является составной частью уголовного судопроизводства. Федеральным законом №73-ФЗ оказание государственным судебно-экспертным учреждением платных экспертных исследований по уголовному судопроизводству не предусмотрено. В связи с изложенным, считает действия администрации ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и Орского межрайонного филиала ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по взиманию платы с граждан за производство судебных экспертиз в рамках уголовного судопроизводства при проведении проверок в порядке ст.144-145 УПК РФ незаконными.

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г.Орска М.И.Неровная изменила предмет исковых требований - просила суд признать незаконными действия ответчика по взиманию платы за проведение судебно-медицинских обследований. Пояснила, что с момента поступления заявления гражданина в милицию о совершенном преступлении начинается уголовное судопроизводство. Прокурор оспаривает взимание денег с граждан, которые обращаются с направлением участкового на судебно-медицинское освидетельствование в Бюро судебно-медицинской экспертизы в рамках уголовного судопроизводства. Указала, что основная часть сотрудников милиции не обладает полномочиями на освидетельствование граждан, поэтому они не имеют права выносить постановления об освидетельствовании самостоятельно, а выдают направления в БСМЭ.

Представитель ответчика ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Белов Ю.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании 30.06.2010 года возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что за счет средств бюджета ими проводятся только действия, предусмотренные УПК РФ. Судебно-медицинское освидетельствование - это процессуальное действие, которое проводится дознавателем или следователем, иногда с привлечением врача, при этом выносится постановление, ведется протокол. Считает, что обследование не является процессуальным действием, финансируемым областным бюджетом. Для проведения медицинского освидетельствования в рамках ст.179 УПК РФ в БСМЭ должно представляться постановление о привлечении ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы». При наличии направления органов милиции БСМЭ проводится освидетельствование. Дознаватель при этом вправе пригласить представителя ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» для освидетельствования либо приехать к нему с потерпевшим. Процедуру освидетельствования должен проводить дознаватель, врач - назвать повреждения, а дознаватель занести их в протокол.

Заведующий Орским межрайонным филиалом ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Богданов И.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что в случае обращений граждан в Бюро МСЭ по направлению участкового, им выдаются акты- заключения врача. В стоимость обследования включается выдача работниками БСМЭ акта судебно-медицинского обследования и фотографий следов телесных повреждений, заверенных подписью врача. Стоимость этих видов работ оговорена прейскурантом.

Заслушав объяснения старшего помощника прокурора, представителя филиала ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, ст.37 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств бюджета Оренбургской области на основании бюджетной сметы.

Согласно ст.70 Бюджетного кодекса РФ к расходной части бюджетов относится обеспечение функций бюджетных учреждений.

Таким образом, финансированию из бюджета субъекта Российской Федерации подлежит выполнение ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» тех государственных функций, которые прямо предусмотрены правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.

УПК РФ к государственным функциям, выполняемым судебно-медицинским учреждением, относит следующие: участие в осмотре трупа (ст.144 УПК РФ). В связи с этим за счет средств бюджета, т.е. бесплатно, ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» проводятся только предусмотренные УПК РФ: судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, судебно-медицинская экспертиза трупов и живых лиц, судебно-медицинское исследование трупов.

В материалы дела истцом представлены направления на судебно-медицинское освидетельствование, выданные оперуполномоченными ... гражданам и адресованные Орскому межрайонному отделению судебно-медицинской экспертизыл.д.19,97).

Порядок проведения судебно-медицинского освидетельствования предусмотрен статьей 179 УПК РФ, согласно которой для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля. Данной статьей определено, что в случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может производиться до возбуждения уголовного дела. О производстве освидетельствования следователь должен вынести постановление и сам его произвести. При необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста. Освидетельствование лица другого пола производится врачом.

Таким образом, следственное действие в виде освидетельствования проводится следователем, а не врачом, на основании вынесенного им в рамках возбужденного уголовного дела постановления.

Поскольку представленные прокурором направления на освидетельствование в судебно-медицинское учреждение выдаются ОВД до возбуждения уголовно дела, постановления о проведении освидетельствования следователем (дознавателем) не выносятся, суд приходит к выводу, что порученные Орскому межрайонному отделению БСМЭ данными направлениями судебно-медицинские освидетельствования живых лиц, не подпадают под регулирование статьи 179 УПК РФ, в связи с чем обязанность у ответчика проводить данные действия бесплатно за счет средств бюджета отсутствует.

Порядок производства экспертизы в уголовном судопроизводстве определен главой 27 УПК РФ. В соответствии с ч.1 ст.195, ч.1 ст.199 УПК РФ признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства. Экспертиза проводится в рамках возбужденного уголовного дела. По результатам исследований эксперт составляет заключение, которое является одним из видом доказательств по уголовному делу.

Оспариваемые истцом освидетельствования не являются судебной экспертизой, поскольку отсутствуют постановления следователей об их назначении, не представлены доказательства возбуждения уголовного дела в отношении граждан. По итогам исследования судебно-медицинское учреждение выносит акт судебно-медицинского обследования, а не экспертное заключение. В связи с этим оспариваемые прокурором действия ответчика по освидетельствованию не относятся к судебно-медицинским освидетельствованиям живых лиц, проводимым судебно-медицинским учреждением за счет средств бюджета, то есть бесплатно.

Исследование и обследование живых лиц уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации не предусмотрено и к категории государственных функций, финансируемых из соответствующего бюджета, не относится.

Суду не представлены нормативные акты Российской Федерации и Оренбургской области, которые бы содержали обязанность судебно-медицинских учреждений проводить за счет средств бюджета исследование и обследование живых лиц.

В ст.37 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заложены основы, позволяющие судебно-экспертным учреждениям за плату проводить экспертные исследования для граждан и юридических лиц. Порядок предоставления платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями Оренбургской области утвержден Приказом Министерства здравоохранения Оренбургской области от 08.04.2009 года №834. ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» оказывает платные судебно-медицинские экспертизы согласно выданному Министерством здравоохранения Оренбургской области разрешению на оказание платных медицинских услуг №76 от 17.10.2008 года, утвержденному начальником ГУЗ «Бюро СМЭ» Положению об организации оказания платных судебно-медицинских услуг от 10.04.2009 года и прейскуранту, согласованному с Министерством здравоохранения и социального развития Оренбургской области 01.03.2010 г.л.д.84-91).

На основании изложенного суд считает, что проведение ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» обследований живых лиц на платной основе правомерно, не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, в связи с чем, исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления и.о.прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», его Орского межрайонного филиала по взиманию платы с граждан за производство судебно-медицинских обследований в рамках уголовного судопроизводства при проведении проверок в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, понуждении администрации ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», его Орского межрайонного филиала, прекратить осуществление данной незаконной деятельности - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в полном объеме изготовлено 26 июля 2010 года.

Судья Октябрьского

районного суда г.Орска Л.В.Колобова

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-2245/10, которое хранится в Октябрьском районном суде г.Орска.