дети сироты



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2010 года г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Кисловой Е.А.,

при секретаре Асташкиной Н.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.Н.,

истца Шопена В.А.,

представителя истца Денисенко Л.С.,

представителя ответчика Курманбаева Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Шопена ..., к администрации г.Орска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского района г.Орска обратился в суд с иском о предоставлении Шопену В.А. на состав семьи из одного человека жилого помещения.

В обоснование требований указал, что Шопен В.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в 2005 году окончил учебное заведение, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В нарушение требований законов «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» администрация г.Орска бездействует, в результате чего Шопену В.А. в установленном законом порядке до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.

Старший помощник прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н., истец Шопен В.А., его представитель Денисенко Л.С., действующая по устному ходатайству истца, заявленные требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика администрации г. Орска Курманбаев Ж.С. исковые требования не признал.

В обоснование возражений указал, что основанием для заключения договора социального найма между администрацией г.Орска и Шопеном В.А. в силу Жилищного кодекса РФ, Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года « О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области», может являться постановление администрации г.Орска, уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования « Город Орск», которых не издавалось.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, проживающие на территории г.Орска, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год в соответствии с требованиями Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», либо, с их письменного согласия, за счет освобождаемых жилым помещений муниципального жилищного фонда в пределах норм, установленных решением Орского городского Совета депутатов от 27 апреля 2005 года «Об утверждении размера норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в г.Орске».

Администрация г.Орска, являясь по организационно-правовой форме муниципальным бюджетным учреждением, которое обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество, полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета «Город Орск» и не может нести ответственность за непредставление денежных средств для обеспечения жильем лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из регионального бюджета.

Считает, что принятие исчерпывающих мер по защите жилищных прав детей- сирот должен осуществлять орган опеки и попечительства, которым является Министерство образования Оренбургской области.

Ранее Шопен В.А. не обращался в администрацию г.Орска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, необходимый пакет документов, подтверждающих свою нуждаемость в жилом помещении, не предоставлял.

Полагает, что администрацией г.Орска какие-либо права Шопена В.А. не нарушены.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Оренбургской области извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился.

Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Порядком формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, и принятые в соответствии со ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст. 52 ЖК РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований законодательства, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Судом установлено, что Шопен В.А. родился Дата обезличена в ...

Родители Шопена В.А. - его отец Шопен А.К. и мать Шопен Т.Д. умерли Дата обезличена Дата обезличена и Дата обезличена Дата обезличена соответственно.

Шопен В.А. относится к категории детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, был определен в муниципальное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом «Надежда» Распоряжением администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена.

Распоряжением администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена за Шопеном В.А. была закреплена жилая площадь по адресу ... где он зарегистрирован до настоящего времени.

Однако, установлено, что указанный жилой дом был уничтожен в результате пожара, о чем свидетельствует акт от 01.02.2002 года.

В связи с этим Постановлением администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена Дата обезличена Распоряжение администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена Дата обезличена о закреплении за Шопеном В.А. жилой площади было признано утратившим силу.

Согласно справкам ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости», ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) за Шопеном В.А. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.

Распоряжением главы г.Орска Оренбургской области Номер обезличен от Дата обезличена Дата обезличена Шопен В.А. был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и включён в список по внеочередному предоставлению жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В 2005 году Шопен В.А. окончила МОУ « Средняя общеобразовательная школа ... г.Орска», что подтверждается аттестатом о среднем общем образовании, продолжал обучение в ПЛ Номер обезличен, ПЛ Номер обезличен г.Орска, но был отчислен в связи с неуспеваемостью.

В настоящее время Шопен В.А. не трудоустроен, не имеет постоянного места жительства, временно проживает у своей подруги Денисенко Л.С. в предоставленной ей комнате в общежитии по ...

Таким образом, Шопен В.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет по месту жительства закрепленного жилого помещения, окончил обучение в образовательном учреждении, в связи с чем и на основании действующего законодательства ( ст. 52, 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007г. N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.

Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.

На основании п. 4 ст. 3 указанного Закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.

Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.

Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.

Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления в лице администрации г.Орска. Учет категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, ведет жилищный отдел администрации г. Орска. В связи с этим ссылки ответчика о том, что обязанность по обеспечению жилищных прав детей-сирот возложена законом на органы опеки и попечительства, несостоятельны.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления соответствующего нормам жилого помещения.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств.

Шопен В.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако до настоящего времени не обеспечен жильем, что нарушает права истца, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством.

Доводы представителя ответчика об отсутствии письменного заявления Шопена В.А. в администрацию г.Орска о предоставлении жилого помещения и необходимого пакета документов, не лишает истца указанного выше права на внеочередное получение жилого помещения, при том, что такое право истцу предоставлено в силу закона. Суд принимает также во внимание, что истец неоднократно обращался в администрацию г.Орска по вопросу предоставления жилья, о чем свидетельствуют копии писем должностных лиц администрации г.Орска на обращения Шопена В.А., каких-либо социальных выплат на приобретение жилья Шопену В.А. не производилось.

Получение сведений о нуждаемости Шопена В.А. в жилом помещении и их проверка в силу ст. 8 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» возложена на орган местного самоуправления.

Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27.04.2005 года № 547 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м. на одного человека. Шопен В.А. имеет право на предоставление ему на семью из одного человека жилого помещения, не ниже установленной указанным Решением площади, за счет средств субъекта Оренбургской области.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Шопена ..., удовлетворить.

Обязать администрацию г.Орска предоставить по договору социального найма Шопену ..., Дата обезличена рождения, на семью из одного человека, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г.Орске Оренбургской области не менее 14,0 кв.м., за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 06 июля 2010 года.