гражданское дело № 2-1931/2010 о признании незаконным постановления



Дело № 2-1931/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2010 года г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Радаевой О.И.,

при секретаре Асташкиной Н.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Беловой Т.А.,

представителя истца Чапаловой М.К.- Нефедьевой Н.Г.,

представителя ответчика администрации г.Орска - Белик Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Чапаловой М.К. к администрации г.Орска, Правительству Оренбургской области о признании незаконным постановления администрации г.Орска Номер обезличен от ... об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Орска в интересах Чапаловой М.К. обратился в суд с иском к администрации г.Орска, в котором просит признать незаконным постановление администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, признать за Чапаловой М.К. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления последней социальной выплаты на приобретение жилья.

В обоснование иска указано, что Чапаловой М.К. является участником Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), в собственности либо на основании договора социального найма жилья не имеет, проживает в квартире ей не принадлежащей, в связи с чем имеет право на обеспечение жильём. Однако администрацией г.Орска ей было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что общая площадь жилого помещения, в котором она и члены ее семьи зарегистрированы превышает установленную учётную норму.

Истец считает постановление администрации г.Орска необоснованным, поскольку Чапаловой М.К. собственного жилья не имеет, продала принадлежащий ей жилой дои по ... в ..., поскольку он не был оснащен коммунальными удобствами, что сказывалось на жизни престарелого человека. Чапаловой М.К. является инвалидом первой группы, в силу престарелого возраста и состояния здоровья не могла проживать в доме без удобств, содержать его, в связи с чем продала его и вынужденно переехала жить в квартиру, принадлежащей ее дочери - Нефедьевой Н.Г.

Впоследствии истец исковые требования уточнил, просил признать незаконным постановления администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена об отказе Чапаловой М.К. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, обязать администрацию г.Орска принять на учет Чапаловой М.К. в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, признать за Чапаловой М.К. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.

Определением от Дата обезличена к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Оренбургской области.

Старший помощник прокурора Ленинского района г.Орска Белова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Чапаловой М.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель истца Чапаловой М.К. - Нефедьевой Н.Г., действующая на основании доверенности от Дата обезличена, требования иска поддержала, суду пояснила, что Чапаловой М.К. собственного жилья не имеет, проживает в принадлежащей ей квартире, поскольку нуждается в постоянном уходе, является инвалидом первой группы, в связи с чем имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём.

Представитель ответчика администрации г.Орска Белик Т.Б., действующая на основании доверенности от Дата обезличена Номер обезличен, исковые требования не признала.

В обоснование возражений указала, что Чапаловой М.К. был нарушен установленный Постановлением Правительства Оренбургской области от 09 марта 2006 года « 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья…» порядок подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения либо социальной выплаты, предусматривающий предварительное обращение с заявкой на социальную выплату, в связи с чем требования о признании за Чапаловой М.К. права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления последней социальной выплаты на приобретение жилья необоснованны.

Кроме того, Чапаловой М.К. правомерно отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь жилого помещения, в котором зарегистрирована Чапаловой М.К. и ее дочь Нефедьевой Н.Г., превышает установленную учётную норму.

Также Чапаловой М.К. были совершены действия по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения - ... ..., в связи с чем в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ей было отказано.

Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области, извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился. Письменным ходатайством просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признал, поскольку Чапаловой М.К. обеспечена жильем сверх установленной нормы.

Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. Малоимущим, иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном действующим законодательством порядке.

В силу закона малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных в установленном законодательством порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанным в ч.3 ст.49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В силу ст. 52 ЖК РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляются органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (п.3 ст.52 ЖК РФ).

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 (в ред. от 09.01.2010 г. № 30) «Об обеспечении жилья ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшениях жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации № 5 - ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положением статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В соответствии с п.1 ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Оренбургской области, Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 г. № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» (с изменениями и дополнениями) установлено, что граждане, зарегистрированные на территории Оренбургской области, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья и предоставления ветеранам Великой Отечественной войны жилых помещений по договору социального найма и утверждён порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 ч.1 ст.3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 г. № 1347/285-IY-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» установлено, что участникам Великой Отечественной войны по договору социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области.

Постановлением Правительства Оренбургской области № 72-п от 09.03.2006г. утвержден Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны.

Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления социальной выплаты гражданам для приобретения жилья и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 16 данного Порядка органы местного самоуправления ежегодно представляют в Министерство строительства изменения в списках граждан по каждой категории, утвержденные главой органа местного самоуправления и согласованные с территориальным управлением социальной защиты населения.

В силу п.19 вышеназванного Порядка орган местного самоуправления проверяет документы граждан, включенных в список, и предоставляет в Министерство строительства ходатайство органа местного самоуправления о предоставлении гражданину социальной выплаты или жилого помещения по договору социального найма (для ветеранов Великой Отечественной войны) с приложением соответствующих документов.

Следовательно, ответственность за обоснованность постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и представление документов граждан несут органы местного самоуправления.

Меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках установленного Правительством Оренбургской области Порядка предоставления социальной выплаты и предоставления жилых помещений по договору социального найма предоставляются:

гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и отнесенным к следующим категориям (далее - ветераны Великой Отечественной войны):

а) инвалиды Великой Отечественной войны;

б)участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

в)лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

г) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

д) члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Дата обезличена Чапаловой М.К. обратилась в администрацию г.Орска с заявлением о принятии ее на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участник ВОВ.

Чапаловой М.К. были предоставлены сведения, подтверждающие отсутствие у нее на праве собственности и по договору найма жилого помещения.

В ходе рассмотрения заявления Чапаловой М.К., ответчиком установлено и подтверждается актом от Дата обезличена, что Чапаловой М.К. проживает в квартире по ... как член семьи собственника, и норма площади на каждого из зарегистрированных в квартире превышает установленную учетную норму. Кроме того, в квартире проживает, но не зарегистрирован внук Нефедьевой Н.Г.- ФИО10

Ранее Чапаловой М.К. принадлежал жилой дом по ..., без удобств (отсутствовал водопровод, санузел находился на улице), который был продан в Дата обезличена.

Ссылаясь на данные обстоятельства в постановлении администрации ... Дата обезличена от Дата обезличена, Чапаловой М.К. было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд считает данный отказ незаконным и исходит из следующего.

Согласно удостоверению серии И Номер обезличен от Дата обезличена Чапаловой М.К. имеет статус участника Великой Отечественной войны л.д. 16).

Следовательно, в силу п.2 ч.2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Чапаловой М.К. относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём. Однако ей может быть предоставлена указанная мера социальной поддержки только при условии ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

-не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Чапаловой М.К. проживает в квартире по ... вместе с дочерью Нефедьевой Н.Г. л.д. 11).

Данная квартира принадлежит на основании свидетельства о государственной регистрации права от Дата обезличена Нефедьевой Н.Г. л.д. 21).

Согласно сведениям, предоставленным ... недвижимое имущество за Чапаловой М.К. не зарегистрировано л.д. 14, 15, 19).

По смыслу закона - ст. 209 ГК РФ, ст.ст. 30,31 ЖК РФ граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать его в наём на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством.

Члены семьи собственника жилого дома, квартиры, проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное.

Статья 31 ЖК РФ к членам семьи собственника относит проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруга, детей, родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, и в исключительных случаях и иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Представитель истца Чапаловой М.К. - Нефедьевой Н.Г. пояснила в судебном заседании, что мать проживает с ней вынужденно, поскольку нуждается в уходе, является инвалидом первой группы, одна проживать не может. Эти обстоятельства послужили поводом и для продажи дома, принадлежащего Чапаловой М.К. Кроме того, фактически в квартире проживают три человека- она, Чапаловой М.К., ФИО10

Суд считает, что одно обстоятельство, что общая площадь жилого помещения, в котором проживает Чапаловой М.К., превышает установленную учётную норму, не может служить основанием отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом суд исходит из того, что Чапаловой М.К. собственного жилья не имеет, была вселена в квартиру Нефедьевой Н.Г. в качестве члена семьи, т.к. по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ последствиями намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий является то, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Тем самым указанные положения закона формулируют условие, согласно которому граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения умышленных действий с целью приобретения права состоять на жилищном учете.

К умышленным действиям, ухудшающим жилищные условия, относится, в том числе, и отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Судом установлено, что Чапаловой М.К. в собственности и на основании договора социального найма жилья не имеет, проживает в квартире, принадлежащей её дочери Нефедьевой Н.Г., на правах члена семьи.

В материалах дела имеется договор купли-продажи, в соответствии с которым Дата обезличена года Чапаловой М.К. продала принадлежавший ей на основании свидетельств о праве собственности и о праве на наследство по закону жилой дом по ....

Судом установлено, что принадлежащий ранее Чапаловой М.К. жилой дом не был благоустроенным: отсутствовал газопровод, санузел находится на улице, что и послужило причиной продажи дома.

Поскольку ст.53 ЖК РФ установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий- постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, действия, которые возможно квалифицировать как ухудшение жилищных условий, но не имеющие своей целью последующую постановку на жилищный учет, нельзя считать противозаконными.

Оценивая действия Чапаловой М.К. суд приходит к выводу, что целью продажи жилого дома не было ухудшение жилищных условий, направленное на приобретение права постановки на учет нуждающихся в жилье, поскольку с момента продажи жилого дома в Дата обезличена Чапаловой М.К. заявление о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до Дата обезличена не подавалось.

Факт того, что Чапаловой М.К. не обратилась в орган местного самоуправления с предварительной заявкой и заявлением на социальную выплату по установленной форме не может служить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. При этом суд учитывает, что заявление Чапаловой М.К. было принято и рассмотрено жилищной комиссией. Об этом свидетельствует постановление администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена.

Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Удовлетворяя требования иска, суд считает, что в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Оренбургской области, Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 г. № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» Чапаловой М.К. имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.

При этом суд принимает во внимание, что удовлетворение требования о признании за Чапаловой М.К. права на получение мер социальной поддержки путём предоставления социальной выплаты не может служить основанием для упрощения процедуры получения выплаты.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Чапаловой М.К. удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации г.Орска Оренбургской области Номер обезличенп от Дата обезличена года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны.

Обязать администрацию города Орска Оренбургской области принять на учет Чапаловой М.К. в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны.

Признать за Чапаловой М.К. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 05 августа 2010 года

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-1931/2010

Гражданское дело № 2-1931/2010 хранится в Октябрьском районном суде г.Орска.