Дело № 2-2762/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации - России
10 сентября 2010 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.И.,
при секретаре Сафаргалеевой А.К.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Алейниковой С.С.,
представителя заявителя ФИО1 - ФИО2, представителя заинтересованного лица - председателя избирательной комиссии
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Орского городского Совета депутатов от 14 июля 2010 года на 10 октября 2010 года назначены выборы Главы г. Орска.
29.08.2010 года заявитель представила в избирательную комиссию предусмотренные законом документы для регистрации ее в качестве кандидата на должность Главы г. Орска, в том числе 247 подписных листов, содержащих 2166 подписей избирателей собранных в поддержку ее выдвижения на должность Главы муниципального образования г. Орск.
Решением избирательной комиссии Дата обезличена ФИО1 отказано в регистрации кандидатом на должность Главы г. Орска.
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным указанного решения избирательной комиссии и просила суд обязать избирательную комиссию зарегистрировать ее в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования г. Орск.
В обоснование заявления указала, что при вынесении решения об отказе ей в регистрации кандидатом на должность Главы г. Орска избирательная комиссия, руководствуясь п. «д» ч. 22 ст. 28 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области», пришла к выводу, что 109 подписей избирателей в поддержку ее выдвижения в качестве кандидата на должность Главы г. Орска являются недостоверными и недействительными, что является основанием для отказа ей в регистрации кандидатом на должность Главы г. Орска.
ФИО1 считает Решение избирательной комиссии незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Как указывает ФИО1, в Решении присутствует ссылка на итоговый протокол Рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, который не содержит ни номера, ни даты изготовления, в связи с чем, по мнению ФИО1, ссылка в решении на указанный протокол незаконна, поскольку его невозможно идентифицировать.
Решение избирательной комиссии не содержит никаких приложений, следовательно, информация, содержащаяся в нем, является исчерпывающей, и никаких приложений на момент его изготовления вообще не существовало.
Кроме того, ФИО1 считает, что 109 подписей избирателей не могут быть признаны недостоверными и недействительными, поскольку в Решении отсутствуют какие-либо ссылки на экспертное заключение, из которого следовало бы, что конкретные подписи по конкретным лицам признаны недостоверными, соответственно, на момент вынесения Решения экспертное заключение по недостоверным подписям вообще отсутствовало. В Решении отсутствует разграничение недостоверных и недействительных подписей избирателей. Отсутствие полной даты рождения избирателя, исправления даты рождения без подтверждения избирателем, указание неполных паспортных данных и места жительства избирателя не может являться, по мнению ФИО1, основанием для признания подписных листов недействительными, поскольку в Решении отсутствует указание на номер и графу подписных листов, подлежащих проверке. Заявитель не соглашается и с выводами Рабочей группы, что несоответствие даты выпуска подписного листа с датой внесения в него подписей избирателями, сборщиком подписей и кандидатом является основанием для признания подписей недействительными, поскольку нормы федерального и областного законодательства не предусматривают, что дата выпуска подписного листа должна совпадать с датой внесения в него подписи избирателями, сборщиком подписей и кандидатом. В соответствии с представленным ею в избирательную комиссию первым финансовым отчетом, подписные листы изготовлены 31 июля 2010 года в количестве 230 штук и 25 августа 2010 г. в количестве 100 штук. В заполненных подписных листах, в которых стоит дата изготовления 31 июля 2010 года, отсутствуют даты внесения подписей избирателями, сборщиками подписей и кандидатом до данного числа. Аналогично и в подписных листах, изготовленных 25 августа 2010 г., отсутствуют даты внесения подписей избирателями, сборщиками подписей и кандидатом до данного числа. Заявитель утверждает, что законом не предусмотрено и такое основание для признания подписных листов недействительными, как не указание места работы кандидата, на что было указано в Решении избирательной комиссии. Кроме того, она не была извещена о времени и месте проведения проверки подписей избирателей, протокол об итогах проверки подписных листов был выдан ей с нарушением срока, установленного законом, что является существенным нарушением действующего законодательства.
ФИО1 считает, что Решением избирательной комиссии об отказе ей в регистрации в качестве кандидата на должность Главы г. Орска нарушены ее конституционные права, в связи с чем, просила суд признать указанное Решение незаконным, обязать избирательную комиссию зарегистрировать ее в качестве кандидата на должность Главы г. Орска.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства. Ее представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что при проверке подписных листов, поданных ФИО1 был проверен и признан недействительным подписной лист № 228, однако, лист с данным номером, изначально не был указан в Протоколе случайной выборки подписей избирателей, подлежащих проверке, и, соответственно, не должен был проверяться. Согласно действующему законодательству количество подписей, необходимое для регистрации гражданина в качестве кандидата на должность главы г. Орска должно быть не менее 1969. Проверке подлежало 20 % от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки, то есть, проверке подлежало 394 подписи избирателей. При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата. Таким образом, основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве кандидата является признание 39 подписей избирателей недействительными. В законе отсутствует такое основание для отказа в регистрации гражданина в качестве кандидата, как несоответствие даты выпуска подписного листа с датой внесения подписи в подписной лист избирателями, сборщиком подписей и кандидатом. Следовательно, по мнению ФИО2, 10 подписей, внесенных в подписной лист № 230, являются действительными. ФИО1 согласна с тем, что недействительными являются одна подпись в строке № 8 подписного листа № 186 и одна подпись в строке № 5 подписного листа № 189. Что касается подписи в строке № 9 подписного листа № 181, то она является действительной, поскольку дата рождения избирателя в нем не исправлялась. 85 подписей избирателей признаны недостоверными на основании справки об исследовании. Данная справка является ненадлежащим доказательством, поскольку в ней отсутствуют сведения об эксперте, о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отсутствуют обоснования выводов эксперта. Кроме того, подписи избирателей могут быть признаны недостоверными только на основании экспертного заключения. Нарушением прав ФИО1 является и тот факт, что в Протоколе об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы г. Орска ФИО1 указано, что проверке подлежало 394 подписи, а фактически было проверено 396 подписей.
Председатель избирательной комиссии возражал в удовлетворении заявления ФИО1 Суду пояснил, что ФИО1. в связи с выдвижением своей кандидатуры на должность Главы г. Орска представила в избирательную комиссию 247 подписных листов, содержащих 2166 подписей избирателей. 24 августа 2010 года Решением избирательной комиссией Номер обезличен утвержден состав Рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, которой была проведена проверка подписных листов, представленных ФИО1 В результате проверки было установлено, что 24 подписи являются недействительными и 85 подписей - недостоверными. Недостоверность подписей была установлена экспертом-криминалистом, изложившим свои выводы в справке об исследовании. Законом не предусмотрено, что недостоверность подписей должна быть установлена только экспертным заключением. Подписные листы, подлежащие проверке, указаны в протоколе случайной выборки подписей избирателей. Лист № 228 к проверке Рабочей группой определен не был. Указание в Приложении к протоколу об итогах проверки подписных листов от 01 сентября 2010 года на то, что данный лист проверялся рабочей группой, является технической ошибкой. Фактически же подписной лист № 228 проверен не был, и соответственно, процент подписей, признанных недействительными, был подсчитан без учета подписей, содержащихся в данном подписном листе.
Выслушав пояснения представителя ФИО1 - ФИО2 председателя избирательной комиссии , заслушав пояснения специалиста, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 29.08.2010 года ФИО1 представила в избирательную комиссию муниципального образования «Город Орск» предусмотренные законом документы для регистрации ее в качестве кандидата на должность Главы г. Орска, в том числе 247 подписных листов, содержащих 2166 подписей избирателей МО г. Орск, собранных в поддержку ее выдвижения на должность главы муниципального образования г. Орск.
Решением избирательной комиссии Номер обезличен ФИО1 отказано в регистрации кандидатом на должность главы г. Орска в соответствии п. «д» ч. 22 ст. 28 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» по тем основаниям, что при проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения ФИО1 были признаны недостоверными и недействительными 109 подписей, что составляет 27,66 %.
Согласно пп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в п. «д» ч. 22 ст. 28 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области».
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 28 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. При этом для проведения данных проверок избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов ОВД РФ, органов юстиции РФ, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения РФ. Их заключение может служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
В соответствии с указанной нормой закона избирательной комиссией было принято решение Номер обезличен об утверждении рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. В состав указанной рабочей группы, в том числе, вошла эксперт- криминалист по Восточной зоне ЭКУ УВД по Оренбургской области
30.08.2010 г. вышеуказанная рабочая группа провела случайную выборку подписей избирателей, отданных в поддержку выдвижения кандидата на должность главы г. Орска ФИО1 Выборкой к проверке определены подписные листы № 52, 54, 55-66, 68, 70, 80-87, 180-195, 24-25, 229, 230, 227 (строки № 2, 3), о чем составлен соответствующий протокол.
01.09.2010 года был составлен протокол об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы г. Орска, в соответствии с которым из проверенных 394 подписей избирателей избирательной комиссией признано недействительными 24 подписи или 6,09%, недостоверными - 85 подписей или 21,27%, что составило всего недействительных и недостоверных подписей - 109 подписей или 27,66%, т.е. более 10% недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, что является в соответствии с законодательством основанием для отказа в регистрации кандидатом.
Основанием для признания 85 подписей избирателей недостоверными послужила справка об исследовании Номер обезличен, составленная экспертом - криминалистом по Восточной зоне экспертно-криминалистического Центра УВД по Оренбургской области
Суд считает несостоятельными доводы ФИО1 и ее представителя о том, что подписи избирателей могут быть признаны недостоверными лишь на основании заключения эксперта, а справка об исследовании Номер обезличен не соответствует Федеральному закону от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» поэтому является недопустимым доказательством и сделанные в ней выводы не могут быть положены в основу решения об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом на должность Главы г. Орска.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» он определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Следовательно, данный закон не подлежит применению к отношениям, связанным с привлечением избирательной комиссией специалистов (экспертов) к проверке подписных листов.
Кроме того, ни в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни в Законе Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» каких-либо требований к форме и содержанию справок об исследовании (заключений) не содержится.
Указанные обстоятельства подтверждены и показаниями эксперта - криминалиста по Восточной зоне экспертно-криминалистического Центра УВД по Оренбургской области , допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста.
В связи с чем, суд соглашается с выводом Рабочей группы, изложенным в Протоколе об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г. Орска ФИО1 о признании 85 подписей избирателей недостоверными, составляющими 21,57% от общего количества подписей избирателей отобранных для проверки.
Вместе с тем, проверив в судебном заседании доводы заявителя и ее представителя ФИО2 о неверном указании количества подписей (24), признанных Рабочей группой недействительными, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 27 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату внесения, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Как следует из Приложения к Протоколу об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г. Орска ФИО1 недействительными признаны 24 подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах № 57 (не указана полная дата рождения гражданина, рожденного в 1992 году), № 228, 230 (несоответствие даты выпуска подписного листа - 25 августа 2010 года с датой внесения в него подписи избирателями - 14 августа 2010 года), строке № 9 листа № 181 (исправлена дата рождения без подтверждения кандидата), строке № 8 листа № 186, строке № 5 листа № 189 (указаны неполные паспортные данные, адрес места жительства избирателя).
Поскольку между участниками процесса имелись разногласия относительно числа подписей, признанных Рабочей группой недействительными, в судебном заседании исследованы подписные листы № 57, 181, 186, 189, 228 и 230.
Судом установлено, что в подписном листе № 57 в строке № 9 не указано число и месяц рождения избирателя, 1992 года рождения, в связи с чем, невозможно определить достиг ли указанный избиратель 18 -летнего возраста на день голосования; в строке № 9 подписного листа № 181 исправлен год рождения без подтверждения кандидата; в строке № 8 листа № 186 и строке № 5 листа № 189 указаны неполные паспортные данные, адрес места жительства избирателя; дата выпуска - 25 августа 2010 года подписного листа № 230 не соответствует дате внесения подписи - 14 августа 2010 года в подписной лист избирателями, сборщиком подписей и кандидатом. Указанные нарушения влекут признание недействительными содержащихся в указанных подписных листах подписей избирателей.
Что касается подписей избирателей в подписном листе № 228, то, как следует из пояснений представителя заинтересованного лица показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля - руководителя рабочей группы, указанный подписной лист не был заявлен для проверки его рабочей группой и, соответственно, не проверялся, а в приложении к Протоколу об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы г. Орска ФИО1 указан ошибочно.
Вместе с тем, данные обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку содержащиеся в подписном листе № 228 десять подписей избирателей включены в число 24 подписей, признанных недействительными. В связи с чем, суд соглашается с доводами заявителя ФИО1 и ее представителя, что подписи избирателей, содержащиеся в подписном листе № 228, не могут быть включены в число подписей, подлежащих проверке, поскольку указанный лист не был заявлен к проверке и не должен был проверяться Рабочей группой.
Таким образом, суд приходит к выводу, что недействительными должны быть признаны 14 подписей избирателей, что составляет 3,55 %, а общее количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г. Орска ФИО1 признанных недостоверными и недействительными составляет 25, 12 %.
Суд считает, что указание в Приложении к протоколу об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г. Орска ФИО1 рабочей группой на отсутствие в подписных листах сведений о том, что кандидат является неработающим, расценивается как недостаток при оформлении подписных листов и не влечет недействительность подписей, поскольку ни одна подпись избирателя по данному основанию не была признана недействительной.
Судом были проверены доводы заявителя и ее представителя , изложенные в дополнении к обоснованию заявленных требований, о том, что были проверены не 394 подписи избирателей, как указано в протоколе Рабочей группы, а 396. Они опровергнуты подсчетом числа подписей, подлежащих проверке, непосредственно в судебном заседании.
Суд проверил и доводы ФИО1 о том, что она не была извещена о дне и времени проведения проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, которые не нашли подтверждения в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что избирательная комиссия предприняла необходимые меры для извещения ФИО1 о заседании Рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов и о заседании избирательной комиссии по вопросу принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации в качестве кандидата, однако ФИО1 на заседания не явилась. В материалах дела имеется надлежаще заверенная телефонограмма, согласно которой ФИО1 приглашалась 30.08.2010 года на заседание рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов. Указанная телефонограмма принята ФИО3, являющейся доверенным лицом ФИО1 что подтверждается заявлением ФИО1 и приложением к нему, в котором последняя установила круг доверенных лиц.
При таких обстоятельствах, располагая сведениями о надлежащем извещении ФИО1 о месте и времени заседания Рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов и заседания избирательной комиссии по вопросу принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации в качестве кандидата, и Рабочая группа и избирательная комиссия муниципального образования «Город Орск» правомерно рассмотрели указанные вопросы в отсутствие ФИО1
Что касается нарушения сроков передачи кандидату ФИО1 протокола о результатах проверки подписных листов, то данное обстоятельство не является безусловным основанием для признания незаконным и отмене Решения избирательной комиссии.
Поскольку в судебном заседании установлено, что недействительными и недостоверными являются 25,12 % подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г. Орска ФИО1 то есть более 10 % недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, что в соответствии с законодательством является основанием для отказа в регистрации ФИО1 кандидатом на должность Главы г. Орска, суд считает, что 02 сентября 2010 года решением избирательной комиссии ФИО1 правомерно отказано в регистрации кандидатом на должность главы г. Орска в соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 о признании незаконным Решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы г. Орска удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным Решения избирательной комиссии «Об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом на должность Главы г. Орска» отказать.
Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Никитина А.И.
Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2010 года