Дело № 2-2799/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации-России
15 сентября 2010 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Л.В.Колобовой,
при секретаре Е.С.Ульяновской,
с участием пом.прокурора Шидловской К.Р.,
представителя заявителя ФИО2
представителя заинтересованного лица ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании частично незаконным решения избирательной комиссии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 являясь кандидатом в депутаты Орского городского Совета, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным в части решения избирательной комиссии муниципального образования города Орска Оренбургской области. В обоснование заявления указала, что Дата обезличена избирательная комиссия г.Орска приняла решение № 01-07/10-7 «Об объеме информационных материалов, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования, либо непосредственно перед ним о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени для голосования на муниципальных выборах 10 октября 2010 года». Данным решением установлено, что на информационных стендах размещаются фотографии кандидатов в депутаты, выполненные на белом фоне. Считает решение в указанной части незаконным, поскольку полномочия избирательной комиссии по установлению фона для фотографии кандидата законодательно не предусмотрены. Указала, что фотографии кандидата в депутаты на информационном стенде являются информацией о человеке. Фон, на котором сфотографирован человек, фактически отображает его внутренние чувства и мысли. Требование ограничения выполнения фотографии на белом фоне аналогично принуждению одеваться в определенные одежды, носить определенную прическу, иметь стандартные мысли, что является прямым нарушением прав человека, предусмотренных ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., ст.29 (ч.1) Конституции РФ, в которых гражданам гарантируется свобода мысли и слова. Обжалуемым решением нарушены ее избирательные права, так как использование однообразного белого фона на ее фотографии может сложить неверное мнение о ней у избирателей, искусственно ставит её в узкие ограниченные рамки, т.е. фактически является скрытой формой психологического давления со стороны избирательной комиссии на личность человека, загоняет его в жесткие рамки условностей. Просила признать незаконным решение избирательной комиссии муниципального образования г.Орска Оренбургской области № 01-07/10-7 от 20.08.2010 г. «Об объеме информационных материалов, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования, либо непосредственно перед ним о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени для голосования на муниципальных выборах 10 октября 2010 года» в части установления порядка выполнения фотографии кандидата в депутаты на белом фоне. Просила обязать избирательную комиссию изменить в решении № 01-07/10-7 от 20.08.2010 г. формулировку «фотография кандидата должна быть выполнена на белом фоне» на формулировку «фотография кандидата должна быть выполнена на произвольном фоне, который не должен содержать признаки агитации».
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась. О времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 действующий на основании доверенности л.д.7), поддержал заявленные требования. Пояснил, что своим решением избирательная комиссия оскорбила и религиозные чувства ФИО1 У буддистов белый цвет означает цвет скорби и смерти, а заявитель является буддистом. Считает, что фотография является информационно-агитационным материалом, так как в ней содержатся признаки агитации, к которым относятся возраст человека, его прическа, одежда. Кандидаты в депутаты самостоятельно определяют содержание форм и методы своей агитации. Просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель избирательной комиссии МО города Орска ФИО3 действующий на основании Положения, возражал против удовлетворения заявления, указав, что права ФИО1 решением избирательной комиссии от 20.08.2010 года не нарушены. В соответствии с законом полномочия по информированию избирателей о кандидатах возлагаются на избирательную комиссию. Содержание информационных материалов размещенных в СМИ или распространенных иным способом должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов при принятии решения об объеме информационных материалов, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени для голосования на муниципальных выборах. Избирательная комиссия при принятии данного решения исходила из принципа равенства кандидатов. Указал, что представление кандидатами в депутаты фотографий на различных фонах нарушит на выборах принцип равенства кандидатов в депутаты. Пояснил, что размещение на информационном стенде фотографии кандидата не является обязательным. Если кандидат в депутаты не представит фотографию, то она и не будет размещена на стенде. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав объяснения представителя заявителя, представителя избирательной комиссии МО города Орска, заключение прокурора полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
При оспаривании решения избирательной комиссии заявитель указала, что у комиссии отсутствовали законодательные полномочия на установление фона на фотографиях кандидатов в депутаты, размещаемых на информационных стендах в помещениях для голосования.
С данным доводом заявителя суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии…. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей… о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии.
Понятие информационного обеспечения выборов и референдумов содержится в статье 44 ФЗ № 67-ФЗ и включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
Статьей 46 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 г. N 3209/719-IV-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" (принятого Законодательным Собранием Оренбургской области 21 октября 2009 г.) (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что избирательные комиссии осуществляют информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, кандидатах, избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списках кандидатов, а также о законодательстве Российской Федерации, законодательстве Оренбургской области о выборах.
Таким образом, обязанность избирательной комиссии информировать избирателей о кандидатах в депутаты в период предвыборной агитации законодательно предусмотрена.
Требования к информационным стендам в помещениях для голосования на выборах содержатся в п.3 ст.61 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, где говорится: «В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, в том числе, биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень...В целях гарантирования равных условий для всех участников избирательного процесса, в том числе, кандидатов, информационные материалы о кандидатах, списках кандидатов, о референдуме, размещенные на стенде, не должны носит агитационного характера.
Решением избирательной комиссии МО г.Орска от 20.08.2010г. № 01-07/10-7 «Об объеме информационных материалов, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования, либо непосредственно перед ним о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени для голосования на муниципальных выборах 10 октября 2010 года» установлено, что на информационных стендах размещаются фотографии кандидатов в депутаты, выполненные на белом фоне.
Суд считает, что превышения полномочий избирательной комиссией по установлению цвета фона на фотографиях кандидатов допущено не было, так как запрета на указанные действия закон не содержит.
Анализируя положения пункта 2 статьи 48 ФЗ № 67-ФЗ, предусматривающего понятие «предвыборной агитации», суд не может согласиться с доводами заявителя и его представителя о том, что фотография кандидата на информационном стенде является агитационным материалом. Понятие агитационного материала содержится в п.1 статьи 2 ФЗ № 67-ФЗ, где говорится, что это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.
Размещение фотографий кандидатов в депутаты на информационных стендах в помещениях для голосования совершается с целью довести до избирателей данные о личностях кандидатов без цели побудить граждан голосовать за конкретного кандидата, или против одного из них, поэтому данное действие избирательной комиссии не может быть признано агитацией.
Статья 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом.
Суд считает, что избирательная комиссия обоснованно приняла решение о том, что фотографии всех кандидатов в депутаты на информационных стендах должны выполняться на едином фоне, иное противоречило бы принципу равенства кандидатов в депутаты. Белый фон на фотографиях является общепринятым и нейтральным. Как пояснил в судебном заседании председатель избирательной комиссии МО города Орска, такое требование к изображениям кандидатов в депутаты на информационных стендах сложилось в практике при проведении выборов по всей стране, указанный фон наиболее хорошо воспринимается избирателями.
Нельзя согласиться с доводами представителя заявителя об оскорблении религиозных чувств кандидата в депутаты Орского городского Совета депутатов ФИО1 оспариваемым решением.
Из решения № 01-07/10-7 от 20.08.2010 г. избирательной комиссии следует, что размещение фотографий кандидатов в депутаты на информационных стендах не является обязательным для кандидатов. Право каждого из кандидатов представить свою фотографию для размещения на стенде или не представлять ее. В последнем случае изображение кандидата на информационном стенде будет отсутствовать. При оскорблении религиозных чувств белым фоном фотографии, ФИО1 вправе не представлять такую фотографию в избирательную комиссию для размещения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение избирательной комиссии МО города Орска не повлекло нарушение избирательных прав граждан. Белый фон фотографий кандидатов в депутаты, размещаемых на стендах в помещениях для голосования ни коим образом не может повлиять на результаты голосования избирателей и выборов в целом. Ни один из кандидатов в депутаты Орского городского Совета не поставлен в более худшие условия по сравнению с другими кандидатами.
Таким образом, доказательств нарушения прав и свобод кандидата в депутаты Орского городского Совета ФИО1 в том числе, предусмотренных статьей 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., статьей 29 (ч.1) Конституции РФ, суду не представлено.
В связи с чем, требования ФИО1 о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования г.Орска Оренбургской области № 01-07/10-7 от 20.08.2010 г. «Об объеме информационных материалов, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования, либо непосредственно перед ним о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени для голосования на муниципальных выборах 10 октября 2010 года» в части установления, что фотография кандидата должна быть выполнена на белом фоне, удовлетворению не подлежат.
Соответственно, не обоснованы и не подлежат удовлетворению требования заявителя о понуждении избирательной комиссии изменить в решении № 01-07/10-7 от 20.08.2010 г. «Об объеме информационных материалов, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования, либо непосредственно перед ним о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени для голосования на муниципальных выборах 10 октября 2010 года» формулировку с «фотография кандидата должна быть выполнена на белом фоне» на «фотография кандидата должна быть выполнена на произвольном фоне, который не должен содержать признаки агитации».
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных требований ФИО1 о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования города Орска Оренбургской области № 01-07/10-7 от 20.08.2010 г. «Об объеме информационных материалов, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования, либо непосредственно перед ним о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени для голосования на муниципальных выборах 10 октября 2010 года» в части установления, что фотография кандидата должна быть выполнена на белом фоне, понуждении избирательной комиссии муниципального образования города Орска Оренбургской области изменить в решении № 01-07/10-7 от 20.08.2010 г. «Об объеме информационных материалов, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования, либо непосредственно перед ним о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени для голосования на муниципальных выборах 10 октября 2010 года» формулировку с «фотография кандидата должна быть выполнена на белом фоне» на формулировку «фотография кандидата должна быть выполнена на произвольном фоне, который не должен содержать признаки агитации» - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в Оренбургский областной суд в течение 5 дней через Октябрьский районный суд г.Орска со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.09.2010 г.
Судья: Колобова Л.В.