дело № 2-2734/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2010 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Радаевой О.И.,
при секретаре Асташкиной Н.В.,
с участием:
заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора- Шириняна Э.С.,
представителя ответчика администрации г.Орска- Курманчука С.С.,
представителя ответчика УЖКХ администрации г.Орска- Савченко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска (далее- УЖКХ) о признании незаконными действий администрации г.Орска по организации возведения объекта- переливной подпорной дамбы на реке Урал и устранении таких нарушений,
у с т а н о в и л:
Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.Орска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска (далее- УЖКХ), в котором просил признать незаконными действия ответчиков по организации возведения объекта- переливной подпорной дамбы на реке Урал *** г.Орска *** в отсутствие утвержденного проекта строительства и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, включающей мероприятия по охране окружающей среды, а также декларации безопасности гидротехнического сооружения, и обязать ответчиков принять меры к устранению нарушений прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в срок до Дата обезличена
В обоснование иска указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области была проведена внеплановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при возведении переливной подпорной дамбы на реке Урал в г.Орске.
Так, в ходе проверки на территории *** г.Орска в районе *** установлен факт возведения переливной подпорной дамбы в отсутствие необходимых разрешительных документов, а именно: утвержденного проекта строительства, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, которая должна содержать мероприятия по охране окружающей среды, декларации безопасности гидротехнического сооружения, чем нарушены требования ч.1 ст.34, ст.37 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 48, п.6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, ст.10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Истец считает, что в действиях ответчиков по организации и возведении переливной подпорной дамбы на реке Урал в отсутствие необходимых разрешительных документов усматривается нарушение закона и права граждан на благоприятную окружающую среду и просит (с учётом уточнений) возложить обязанность по их устранению на администрацию г.Орска.
Заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Ширинян Э.С. требования поддержал, дав пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель администрации г.Орска Курманчук С.С. иск не признал, ссылаясь на то, что истцом не представлено доказательств нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц со стороны администрации г.Орска.
Представитель ответчика УЖКХ Савченко А.И. требования иска в части необходимости разработки проектной документации на возведенную дамбу признал обоснованными. Суду пояснил, что во исполнение предписания прокурора, УЖКХ заключены договоры на выполнение проектной документации на строительство водонапорных сооружений и на выполнение рабочей документации, в том числе, раздела ИТМ ГО и ЧС, на строительство водонапорных сооружений на реке Урал *** г.Орска, сроком окончания работ до Дата обезличена. По результатам проектной документации, которая должна определить принадлежность спорного сооружения к гидротехническим, будет решаться вопрос о соответствующей проектной документации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Факт устройства переливной подпорной дамбы на реке Урал *** подтверждается актом от Дата обезличена, составленным ст. помощником Орского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1 в присутствии государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны ВБР по Оренбургской области ФИО2
Согласно информации, предоставленной *** указанное сооружение- дамба является гидротехническим сооружением.
Учитывая, что оспариваемый объект относится к гидротехническим сооружениям, его возведение должно соответствовать следующим нормам законодательства.
Согласно ст.3 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее- Закон) гидротехнические сооружения- это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Одним из требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений согласно Федеральному закону от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» является необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях (ст. 8 Закона).
В соответствии с требованиями ст.10 указанного закона на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство РФ с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию (в ред. от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ).
Согласно ст.11 названного закона государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством РФ (ч.1 в ред. от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ).
Согласно требованиям ст.61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.32 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 37 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что строительство зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности.
Частью 1 статьи 38 Закона предусмотрен ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Основными принципами законодательства о градостроительной деятельности являются осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно п.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для окружающей среды.
В соответствии с п.8 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается перечень мероприятий по охране окружающей среды. Таким образом, при проведении государственной экспертизы проекта строительства проверяется достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды.
В соответствии с ч.15 ст.48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В судебном заседании установлено, что решение о возведении дамбы принято администрацией г.Орска и ее строительство осуществлено без необходимой разрешительной документация на возведение дамбы на реке Урал ***. Такая документация отсутствует и в настоящее время.
Как следует из ответа временно исполняющего полномочия главы г.Орска *** от Дата обезличена в результате установившейся жаркой погоды и отсутствия дождей на протяжении длительного периода значительно понизился уровень грунтовых и поверхностных вод в районе городского водозабора, в результате чего сложилась критическая ситуация по питьевому водоснабжению в городе.
Дата обезличена проведено заседание рабочей группы областной межведомственной комиссии по пропуску весеннего паводка ***, где предложено три варианта решения проблемы с водоснабжением в г. Орске, в том числе:
-увеличение сбросов Ириклинского водохранилища с 15 м3/сек. до 25 м3/сек. на период июнь-август 2010 г.;
-привлечение специализированных организаций для проведения очистки и ремонта скважин с привлечением новейших технологий;
-устройство временных подпорных сооружений в г.Орске в районах водозаборов с целью подъема уровня воды и увеличения дебита скважин.
С учетом сложившейся ситуации по питьевому водоснабжению и на основании решения рабочей группы областной межведомственной комиссии по пропуску весеннего паводка от Дата обезличена и решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Орска от Дата обезличена., временно исполняющий полномочия главы города Орска ФИО3 обратился к директору ЗАО *** ФИО4 с просьбой выполнить на договорной основе с УЖКХ администрации г.Орска работы по устройству переливной подпорной дамбы на реке Урал *** с обеспечением уровня подпора 1,0-1,2 метра.
В соответствии со ст.ст. 19,20 Закона «О безопасности пиротехнических сооружений» нарушениями законодательства о опасности гидротехнических сооружений являются: строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное пользование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения, нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации, непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, удовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.
Таким образом, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация указанного гидротехнического сооружения- переливной подпорной дамбы на реке Урал в отсутствие утвержденного проекта, без соблюдения требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, в отсутствие декларации безопасности гидротехнического сооружения, может создать угрозу наступления чрезвычайной ситуации, связанной с размывом дамбы водного объекта - реки Урал, с образованием волны прорыва и затоплением прилегающей территории, что может создать опасность причинения вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, окружающей природной среде в виде подтопления прилегающей территории, размыва плодородного слоя почвы и попадания грунта в водные объекты, причинения значительного ущерба и вреда рыбным запасам, животному миру. Доказательств обратному суду не представлено.
В нарушение названных требований сооружение переливной подпорной дамбы осуществлялось в отсутствие утвержденного проекта строительства и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, декларации безопасности гидротехнического сооружения, чем были нарушены права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, поэтому требования иска суд признаёт основанными на законе.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено ст.42 Конституции РФ, ст.11. Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Часть 2 ст.45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГКРФ.
Защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в силу ст.11 ГК РФ осуществляется судом.
В соответствии со ст.150 ГК РФ, жизнь и здоровье личности подлежат защите в судебном порядке.
Согласно требованиям ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к запрещению деятельности (действия), создающей такую опасность.
Судом установлено нарушение законодательства, и как следствие нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом суд считает, что незаконными являются действия обоих ответчиков, а обязанность устранить выявленные нарушения путем принятия мер к разработке проектной документации, содержащей мероприятия по охране окружающей среды, проведению государственной экспертизы проектной документации, разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения- переливной подпорной дамбы должна быть возложена на ответчика- администрацию г.Орска, поскольку работы по возведению дамбы были произведены по поручению временно исполняющего полномочия главы г.Орска, на договорной основе с УЖКХ администрации г.Орска.
Срок для устранения указанных нарушений суд считает необходимым установить до Дата обезличена.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия ответчиков по организации возведения объекта- переливной подпорной дамбы на реке Урал в районе *** г.Орска *** в отсутствие утвержденного проекта строительства и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, включающей мероприятия по охране окружающей среды, а также декларации безопасности гидротехнического сооружения
Обязать администрацию г.Орска в срок до Дата обезличена устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды, безопасности гидротехнических сооружений, градостроительного законодательства, а именно принять меры к:
-разработке проектной документации, содержащей мероприятия по охране окружающей среды;
-проведению государственной экспертизы проектной документации;
-разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения- переливной подпорной дамбы.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по граждански делам Оренбургского областного суда через суд Октябрьского района г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 25 октября 2010 года.