Дело № 2-2903/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2010 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Саакяне Г.А.,
с участием:
представителя истца - старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Яшкиной Г.В.,
представителя ответчика - администрации г.Орска Белик Т.Б.,
представителя третьего лица - отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска Кузнецовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ленинского района г.Орска в интересах Смелкова Э.А. к Администрации г. Орска о признании незаконным бездействия администрации г.Орска и обязании предоставления жилого помещения,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Смелкова Э.А. обратился в суд с иском к администрации г.Орска о признании бездействия незаконным и обязании предоставления жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что Смелков Э.А. относится к категории детей - сирот, не имеет какого - либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных норм. С Дата года он состоит на учете в Жилищном отделе администрации г.Орска для получения жилья во внеочередном порядке, однако после окончания обучения в ГОУ НПО «...» ... области, не был обеспечен жильем. В результате бездействия администрации г. Орска Смелков Э.А. оказался лишенным возможности получения жилья до настоящего времени. Просит признать незаконным бездействие администрации г.Орска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению жильем Смелкова Э.А., обязать администрацию г.Орска предоставить Смелкову Э.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
Смелков Э.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации г. Орска Белик Т.Б. исковые требования не признала.
В обоснование возражений указала, что Постановлением администрации Оренбургской области от 14.06.2005 г. «Об утверждении положения о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» установлен порядок, размер и условия предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей за счет средств областного бюджета. Субсидия предоставляется детям-сиротам в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявивших желание на получение субсидии.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, проживающие на территории г.Орска, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций, предусмотренных в законе Оренбургской области об областном бюджете на 2008-2009 финансовые годы в соответствии с требованиями Закона Оренбургской области от 29.12.2007г. «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», либо, с их письменного согласия, за счет освобождаемых жилым помещений муниципального жилищного фонда в пределах норм, установленных решением Орского городского Совета депутатов от 27.04.2005г. «Об утверждении размера норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в г.Орске».
Дата Смелков Э.А. обратился к и.о. главы г. Орска ФИО6 с заявлением о предоставлении жилого помещения. Смелкову Э.А. дан письменный ответ Дата на заявление с разъяснением порядка предоставления жилых помещений данной категории граждан. Считает, что прокурором не представлено достаточных доказательств в обоснование своих требований, и со стороны администрации г.Орска отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер для обеспечения жильем Смелкова Э.А..
Кроме того, администрация г.Орска, являясь по организационно-правовой форме муниципальным бюджетным учреждением, которое обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество, полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета «город Орск» и не может нести ответственность за непредоставление денежных средств для обеспечения жильем лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель Правительства Оренбургской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
Согласно ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Порядком формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, и принятые в соответствии со ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 52 ЖК РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований законодательства, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно свидетельству о рождении, Смелков Э.А. родился Дата года в ... области. Его родителями являются ФИО10, ФИО9, которые умерли, ФИО10 Дата года, .... Дата года.
С Дата года по Дата года Смелков Э.А. находился на государственном обеспечении в МУ СО «...», с Дата года по Дата года на государственном обеспечении в ГОУ «...».
По данным Орского отдела ..., филиала ГУП «...» сведения о наличии у Смелкова Э.А. недвижимого имущества отсутствуютведений ....
С ... годы Смелков Э.А. обучался в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «... ...», на дневном отделении по специальности «мастер отделочных строительных работ». В период обучения имел временную регистрацию в ... в общежитии по адресу: ... ... ....
Таким образом, Смелков Э.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил обучение в образовательном учреждении, в связи с чем, на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007г. N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.
На основании п. 4 ст. 3 указанного Закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.
Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления в лице администрации г.Орска. Учет категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, ведет жилищный отдел администрации г. Орска.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления соответствующего нормам жилого помещения.
Ссылку ответчика на отсутствие свободного жилья и достаточного финансирования для строительства нового жилищного фонда, что влечет невозможность в установленном порядке выделять жилые помещения, суд признает несостоятельной и необоснованной.
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств.
Смелков Э.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в жилищном отделе администрации г. Орска с Дата года нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако до настоящего времени не обеспечен жильем, следовательно бездействием администрации г. Орска, выразившимся в непринятии мер для обеспечения Смелкова Э.А. жилья, нарушены права истца, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством.
Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования и.о. прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Смелкова Э.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Орска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению жильем Смелкова Э.А..
Обязать администрацию г. Орска предоставить по договору социального найма Смелкова Э.А., Дата года рождения, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орске площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2010 года