Дело № 2-2966/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2010 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
при секретаре Сафаргалеевой А.К.,
с участием истца Шевченко И.А.,
представителя истца Синотова А.А.,
представителя ответчика - администрации г.Орска Баскакова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко И.А. к администрации г.Орска Оренбургской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета,
У С Т А Н О В И Л :
Шевченко И.А. обратился с иском к администрации г.Орска Оренбургской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В исковом заявлении, в судебном заседании истец Шевченко И.А., его представитель Синотов А.А., действующий на основании доверенности от 10.09.2010 года, указали, что Шевченко И.А. является ветераном боевых действий, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации города Орска с 06.02.1990 года.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 8 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года № 2733/489-Ш-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а также на основании представленных документов в 2010 году Шевченко И.А. прошел ежегодную перерегистрацию граждан в жилищном отделе администрации города Орска.
Согласно п.п. «б» п. 4.2 ч.1 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее Порядок), утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 года № 72-п, Шевченко И.А. как ветеран боевых действий, вставший на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, обладает правом на получение мер социальной поддержки со стороны государства в виде предоставления безвозмездной социальной выплаты на приобретение жилья.
27.07.2009 года Шевченко И.А. предоставил в жилищный отдел администрации города Орска предварительную заявку и заявление о согласии получить безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также необходимые документы (два пакета), предусмотренные данным Порядком.
Администрацией города Орска было направлено ходатайство главы города Орска в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о предоставлении Шевченко И.А. как ветерану боевых действий социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
До настоящего времени вопрос о предоставлении Шевченко И.А. социальной поддержки со стороны государства в виде безвозмездной социальной выплаты на приобретение жилья не решен.
Письмом Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 09.08.2010 года Шевченко И.А. было указано, что он и члены его семьи обеспечены нормой жилой площади, так как являются собственниками по <данные изъяты> доли в праве собственности жилого помещения - трехкомнатной квартиры <адрес>, в связи с чем его документы (учетное дело) возвращены в администрацию города Орска для повторного рассмотрения.
Такие доводы Министерства истец Шевченко И.А. считает не основанными на законе. Полагает, что он нуждается в улучшении жилищных условий и в получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Просит суд признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обязанность по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика администрации г.Орска Баскаков М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Шевченко И.А., указывая, что администрация г.Орска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, которое в соответствии с п. 19 постановления Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006г. № 72-п уполномочено рассматривать вопросы о выделении социальной выплаты.
Поскольку Министерством установлено отсутствие нуждаемости Шевченко И.А. в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью истца общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, Министерство устно уведомило администрацию г.Орска об отказе Шевченко И.А. в выдаче социальной выплаты на приобретение жилья.
В связи с этим представитель администрации г.Орска просил в удовлетворении исковых требований Шевченко И.А. отказать.
Ответчик - Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился.
В отзыве на иск представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований Шевченко И.А..
Указал, что Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Оренбургской области и действует на основании Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19.12.2005 года № 153 - ук.
Шевченко И.А. зарегистрирован в областном списке ветеранов боевых действий под номером 99 на 09.08.2010 года, его очередность на получение социальной выплаты еще не подошла.
Также Министерство сомневается в правомерности постановки Шевченко И.А. на учет, в связи с чем документы были направлены в администрацию г.Орска для повторного рассмотрения нуждаемости Шевченко И.А.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, считает исковые требования Шевченко И.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Истец Шевченко И.А. является ветераном боевых действий в Афганистане, что подтверждается свидетельством № от 27.03.1989 года, справкой <данные изъяты> от 06.12.2004 года.
Шевченко И.А., согласно выписки из Протокола № от 06.02.1990 года заседания общественной комиссии по жилищным вопросам г.Орска, с 06.02.1990 года принят на учет в администрации города Орска в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года.
Данная норма предусматривала первоочередное предоставление жилых помещений категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР.
Судом установлено, что в момент постановки на учет Шевченко И.А. не имел жилого помещения на каких-либо законных основаниях. Истец проживал в двухкомнатной квартире <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м, с <данные изъяты> ФИО7, ФИО8 в качестве члена их семьи, со своей <данные изъяты> ФИО9, брак с которой зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, и <данные изъяты> ФИО10, в связи с чем и обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Впоследствии по договору передачи квартиры в собственность граждан от 03.07.2002 года данная квартира была в порядке приватизации передана в собственность по <данные изъяты> доле ФИО8 и ФИО7.
20.11.1991 года Шевченко И.А. был вместе с <данные изъяты> ФИО9, <данные изъяты> ФИО10 вселен <данные изъяты> ФИО13 в квартиру по адресу <адрес> в качестве членов семьи нанимателя.
Данная квартира была предоставлена по ордеру № от 20.05.1971 года ФИО13 на основании решения Орского исполкома № от 13.05.1971 года.
По указанному адресу истец Шевченко И.А. зарегистрирован вместе с <данные изъяты> ФИО9, <данные изъяты> ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и проживает там вместе с указанными лицами до настоящего времени.
Об этом свидетельствуют показания истца, свидетеля ФИО13, а также справка ООО « <данные изъяты>» от 05.05.2009 года, акты обследования жилищных условий от 15.02.2010 года комиссии жилищного отдела администрации г.Орска и акт проверки соблюдения паспортного режима гражданами в квартире <адрес> от 27.09.2010 года.
Квартира <адрес>, согласно техническому паспорту, трехкомнатная, общей площадью <адрес> кв. метров, в том числе жилой площадью <адрес> кв. метров.
Судом из показаний сторон, свидетеля ФИО13, акта проверки соблюдения паспортного режима гражданами в квартире <адрес> от 27.09.2010 года установлено, что в 2004 году в данную квартиру ее нанимателем ФИО13 была вселена его <данные изъяты> ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО12, согласно представленным справкам, является инвалидом первой группы пожизненно, в силу тяжелого заболевания нуждается в постоянном уходе, который осуществляет <данные изъяты> истца Шевченко И.А. и <данные изъяты> ФИО13 - ФИО9.
ФИО12 регистрации по указанному адресу не имеет.
26.01.2006 года данное жилое помещение было передано администрацией г.Орска ФИО13, Шевченко И.А., ФИО9, ФИО11 и ФИО10 в их долевую собственность в равных долях по договору на передачу квартиры в собственность граждан, зарегистрированному в ГУП « <данные изъяты>».
Право собственности указанных лиц каждого на <данные изъяты> доли на указанную квартиру зарегистрировано в <данные изъяты>, о чем сделаны записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.04.2006 года за №. Свидетельства о государственной регистрации права выданы 26.04.2006 года: №
По сведениям <данные изъяты> сведениям <данные изъяты>, а также данным <данные изъяты> Шевченко И.А., ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО13 другого недвижимого имущества на праве собственности не имеют.
Таким образом, в квартире <адрес> с 1991 года по 2004 года проживали пять человек: истец Шевченко И.А., его <данные изъяты> ФИО9, <данные изъяты> ФИО10, ФИО11, <данные изъяты> ФИО13, а с 2004 года по настоящее время - шесть человек ( те же лица и <данные изъяты> долевого собственника ФИО13 - ФИО12).
На момент обращения истца в суд и рассмотрения указанного спора на территории РФ действуют нормы Жилищного кодекса РФ, введенного в действие 01.03.2005 г.
Статья 5Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Так как спорные отношения по рассматриваемому делу возникли до 01.03.2005 г., суд считает необходимым руководствоваться гражданским и жилищным законодательством, действовавшим как до указанной даты, так и после.
Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
В силу п.1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов…
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Такая же норма содержалась в п.п. «а» п.7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (Далее - Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий).
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Таким образом, на основании п.1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они обеспечены площадью ниже установленной нормы на одного человека (учетной нормы).
Согласно Основам жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» от 24.06.1981 года № 5150-Х, действовавшим до 01.03.2005 года, норма жилой площади была установлена в размере не менее девяти квадратных метров на одного человека.
В Оренбургской области размер учетной нормы составлял до 01.03.2005 года также 9 кв. метров жилой площади на человека.
Социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади была установлена в размере 12 кв. м. на одного человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение предоставлялось гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством СССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Пунктом 42 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определено, что предоставляемое гражданам жилое помещение не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти областей в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Аналогичная норма о порядке установления минимального размера предоставления жилых помещений и эквивалентности ему социальной нормы площади жилья содержалась и в ст. 11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
Поэтому жилое помещение, предоставляемое гражданам по договору социального найма, не могло быть менее минимального размера предоставления жилых помещений, устанавливаемого органами государственной власти субъектов РФ (в настоящем случае 9 кв.м. на одного человека), и по общему правилу не могло быть более установленной статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР максимальной нормы предоставления жилых помещений - то есть 12 кв. м. жилой площади на человека.
В судебном заседании установлено, что на момент постановки на учет 06.02.1990 года в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец Шевченко И.А. не был обеспечен жилой площадью в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент жилищного законодательства.
Истец предоставил в жилотдел исполнительного комитета Орского городского Совета народных депутатов необходимые документы, подтверждающие данное обстоятельство, что не оспаривается сторонами и подтверждено материалами учетного дела, в связи с чем состоит на учете с 06.02.1990 года на законных основаниях.
До настоящего времени истцу Шевченко И.А. жилое помещение как нуждающемуся в улучшении жилищных условий после его постановки на учет не предоставлялось.
Приобретение Шевченко И.А.в 2006 году в порядке приватизации как членом семьи нанимателя <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру <данные изъяты>, где он проживает, не лишает его права на получение жилого помещения в установленном законом порядке ввиду нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Ни ранее действовавшее законодательство, ни новый Жилищный кодекс Российской Федерации не ставят расчет нуждаемости лица в улучшении жилищных условий в зависимость от наличия у лица права собственности на жилое помещение. Расчет нуждаемости должен производиться исходя из обеспеченности лица жилой площадью (а не правом собственности) на каждого члена его семьи.
Поэтому доводы ответчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в части наличия у истца права собственности на долю в жилом помещении, указанные в письме от 20.07.2010 года, адресованном Шевченко И.А., как обстоятельства отказа в социальной выплате на приобретение жилья, несостоятельны, поскольку не основаны на нормах закона.
В силу ч.3 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года № 2733/489-Ш-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» к членам семьи гражданина относятся лица, категории которых определены статьями 31,69 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого дома, квартиры, проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное.
То есть возникновение равного с собственником права пользования жилым помещением у лица обусловлено вселением его в жилое помещение и проживанием в нем в качестве члена семьи.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
К членам семьи истца Шевченко И.А. как получателя безвозмездной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с изложенными выше нормами закона относятся его <данные изъяты> ФИО9, <данные изъяты> ФИО10 и ФИО11.
Из материалов дела следует, что обеспеченность истца Шевченко И.А. жилой площадью на каждого члена его семьи составляет 8,98 кв. метров в расчете на каждого общего долевого собственника жилого помещения (44,9 кв. м./5 собственников). Данный показатель меньше учетной нормы жилой площади, равной 9 кв. метрам, установленной действовавшим до 01.03.2005 года законодательством, то есть на момент вступления в действие Жилищного кодекса РФ.
Учитывая, что правом пользования жилым помещением - квартирой <адрес> обладает также ФИО12 - член семьи другого долевого собственника квартиры - ФИО13, проживающая в данном жилом помещении, уровень обеспеченности жилой площадью членов семьи истца Шевченко И.А. составляет 7,48 кв.м. на человека ( 44,9 кв. м/6 человек).
В представленных суду Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области возражениях на исковое заявление не были указаны конкретные основания, по которым Шевченко И.А. отказано в социальной выплате на приобретение жилого помещения.
Из отзыва администрации г.Орска следует, что такими основаниями являлась обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Шевченко И.А., в том числе его <данные изъяты> ФИО12, которая, по сведениям <данные изъяты>, владеет на праве собственности домом <адрес>.
Из представленного суду технического паспорта на дом следует, что он - 1957 года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой - <данные изъяты> кв.м, без воды и других удобств.
Однако, с такими основаниями к отказу в социальной выплате истцу на приобретение жилья суд согласиться не может по следующим основаниям:
В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Вместе с тем, суд учитывает, что ФИО12 не является членом семьи истца Шевченко И.А.. по основаниям ст. 31 Жилищного кодекса РФ.
ФИО12 вселена в <адрес> другим долевым сособственником ФИО13 как его <данные изъяты> и член его семьи ( а ранее до 2006 года ФИО13 как нанимателем квартиры), ввиду чего обладает правом пользования данным жилым помещением.
В силу части 2 статьи 288 Гражданского кодекса РФ собственнику жилого помещения принадлежит право использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
В связи с этим включение жилой площади дома <адрес>, принадлежащего ФИО12 на праве собственности, в показатель обеспеченности жилой площадью семьи истца Шевченко И.А., а также учет этой площади при определении нуждаемости истца в получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, не основано на нормах действующего законодательства.
Иные члены семьи истца Шевченко И.А. - <данные изъяты> и <данные изъяты> ФИО9, <данные изъяты> жилыми помещениями на праве собственности либо ином праве, площадь которых могла бы быть включена в суммарный показатель обеспеченности жилой площадью семьи Шевченко И.А., на 01.01.2005 года не располагали, не имеют их и в настоящее время.
09.03.2006 года Правительством Оренбургской области принято Постановление № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой отечественной войны», которым был утвержден Порядок предоставления такой социальной выплаты (далее Порядок предоставления социальной выплаты).
Пунктом 1 этого постановления и п.п. «б» п. 4.2 утвержденного им Порядка предоставления социальной выплаты установлено, что гражданам - ветеранам боевых действий, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, предоставляются меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках указанного Порядка путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.
Шевченко И.А. является ветераном боевых действий, зарегистрирован на территории Оренбургской области, включен в областной список ветеранов боевых действий под номером 99 в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 г. N 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов».
27.07.2009 года Шевченко И.А. в порядке, установленном Постановлением Правительства Оренбургской области № 72-п, обратился с заявлением на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, предоставил необходимый пакет документов.
Суд учитывает, что с 01.03.2005 года действуют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, которым изменен порядок расчета нуждаемости в улучшении жилищных условий (вместо расчетов учетных норм по жилой площади закон ориентировал на расчеты по общей площади жилья). Изменены и размеры указанных норм.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органом местного самоуправления.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27.04.2005 года № 547 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения не менее 14 кв.м. на одного человека, учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - менее 12 кв.м. на одного человека.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Учитывая определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 № 1549-О-П положения части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
С учетом изложенного, суд считает, что истец Шевченко И.А. на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-п приобрел право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Шевченко И.А. встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, нуждался в улучшении жилищных условий на указанную дату. Основания, которые давали ему право на улучшение жилищных условий до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи менее 9 кв.м), продолжают иметь место и до настоящего времени, предоставил все необходимые документы, предусмотренные Порядком предоставления социальной выплаты, которые были проверены органом местного самоуправления, включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-п.
Пунктом 20 указанного постановления установлена обязанность Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области уведомить администрацию города (района) об отказе в выдаче социальной выплаты и предоставлении жилых помещений по договору социального найма, или запросить дополнительные документы по истцу Шевченко И.А..
Суду не представлено ответчиком допустимых доказательств выполнения указанной обязанности, таких данных не содержится в представленном суду учетном деле на Шевченко И.А..
Статус истца Шевченко И.А. как нуждающегося в улучшении жилищных условий (в том числе в настоящее время) неоднократно подтвержден при ежегодных перерегистрациях граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Оренбургской области от 23.11.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», что следует из ходатайства главы города Орска в Правительство Оренбургской области.
Согласно Порядку предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, утвержденному Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-п, списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно формируются органом местного самоуправления (п. 15), предоставляются им в Министерство строительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. Орган местного самоуправления проверяет документы граждан, включенных в список, и предоставляет в министерство строительства ходатайство органа местного самоуправления о предоставлении гражданину социальной выплаты (п. 16,19).
Указанные обязанности, установленные Порядком предоставления социальной выплаты на приобретения жилья, администрацией г.Орска выполнены в полном объеме, в связи с чем нарушения прав и законных интересов истца Шевченко И.А. ответчиком - администрацией в г.Орска не установлено. Более того, исковые требования к администрации г.Орска Шевченко И.А. не сформулированы, в связи с чем в удовлетворении искового заявления Шевченко И.А. к ответчику - администрации г.Орска суд отказывает.
В силу п.6 Постановления Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-п, право граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья, удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты.
Решение о выдаче такого Свидетельства принимается Министерством строительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, являющегося главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий.
Данное Свидетельство направляется в орган местного самоуправления для вручения получателю социальной выплаты.
Согласно п.8 указанного постановления, расчет размера социальной выплаты для граждан - ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, нормы общей площади жилья - 18 кв.м на каждого гражданина и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Оренбургской области, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования Шевченко И.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возложении на ответчика обязанности по предоставлению такой выплаты, учитывая, что порядок оформления документов на получение социальной выплаты Шевченко И.А. им и администрацией г.Орска соблюден, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Шевченко И.А. удовлетворить частично.
Признать за Шевченко И.А. право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области предоставить Шевченко И.А. социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере исходя из нормы общей площади жилья - 18 кв. м. на гражданина и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Оренбургской области, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
В удовлетворении иска Шевченко И.А. к администрации г.Орска Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Октябрьского
районного суда г.Орска Е.А.Кислова
Решение в окончательной форме изготовлено 29.11.2010 года.