Дело № 2-2967/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2010 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
при секретаре Сафаргалеевой А.К.,
с участием:
старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Алейниковой С.С.,
истца Байниязовой А.К.,
представителя ответчика Баскакова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Орска, действующего в интересах Байниязовой А.К. , к администрации г.Орска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г.Орска обратился в суд с иском о предоставлении Байниязовой А.К. жилого помещения.
В обоснования требований указал, что Байниязова А.К. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году окончила учебное заведение, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В нарушение требований законов «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» администрация г.Орска бездействует, в результате чего Байниязовой А.К. в установленном законом порядке до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Старший помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Алейникова С.С.,истец Байниязова А.К. заявленные требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика администрации г. Орска Баскаков М.В. исковые требования не признал.
В обоснование возражений указал, что Постановлением администрации Оренбургской области от 14 июня 2005 года «Об утверждении положения о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» установлен порядок, размер и условия предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей за счет средств областного бюджета. Субсидия предоставляется детям-сиротам в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявивших желание на получение субсидии.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, проживающие на территории г.Орска, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год в соответствии с требованиями Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», либо, с их письменного согласия, за счет освобождаемых жилым помещений муниципального жилищного фонда в пределах норм, установленных решением Орского городского Совета депутатов от 27 апреля 2005 года «Об утверждении размера норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в г.Орске».
Администрация г.Орска, являясь по организационно-правовой форме муниципальным бюджетным учреждением, которое обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество, полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета «город Орск» и не может нести ответственность за непредоставление денежных средств для обеспечения жильем лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, Байниязова А.К. с письменным заявлением о предоставлении ей жилого помещения до настоящего времени в администрацию г.Орска не обращалась.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Оренбургской области извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился. Суду представил отзыв, в котором указал, что полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления, которые и должны нести ответственность за осуществление этих полномочий в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Также органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления этих полномочий, что закреплено в Уставе МО г.Орск.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отдел опеки и попечительства Управления образования админитсрации г.Орска, извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Порядком формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, и принятые в соответствии со ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 52 ЖК РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований законодательства, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Судом установлено, что <данные изъяты> Байниязовой А.К. - Байниязова Н.У. ДД.ММ.ГГГГ умерла, <данные изъяты> - ФИО2 решением <данные изъяты> от 04.08.2005 года лишён родительских прав в отношении ФИО8
Постановлением опекунского совета <данные изъяты> № от 10.07.2005 года в отношении Байниязовой А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена опека. Опекуном назначена ФИО3, проживающая по адресу: <адрес>, после чего Байниязова А.К. выехала на постоянное место жительство в Российскую Федерацию.
Пунктом 2 постановления о назначении опеки № от 10.07.2005 года за Байниязовой А.К. была закреплена жилая площадь в селе <адрес>.
Однако на момент установления опеки, жилая площадь, закреплённая за несовершеннолетней Байниязовой А.К., представляла собой неплановое строение, права на которое в установленном законом порядке оформлены не были.
<данные изъяты> истца - ФИО2 узаконено данное неплановое строение 28.05.2007 года, он является единственным собственником жилого дома по адресу: <адрес> (до узаконения адрес не был присвоен). Технический паспорт на регистрируемый объект недвижимости на данный дом выдан 20.02.2007 года.
Таким образом, суд полагает, что фактического закрепления жилого помещения за Байниязовой А.К. в момент установления над ней опеки не производилось. Право собственности на недвижимое имущество за Байниязовой А.К. на территории <адрес> не регистрировалось.
Распоряжением <данные изъяты> № от 12.11.2007 года Байниязова А.К. была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список по внеочередному предоставлению жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
.25.06.2010 года Байниязова А.К. окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « <данные изъяты>», что подтверждается дипломом, трудоустроилась на работу в <данные изъяты>.
24.05.2010 года Байниязовой А.К. выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
Согласно справкам <данные изъяты> от 10.11.2009 года за Байниязовой А.К. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.
То обстоятельство, что за Байниязовой А.К. было закреплено жилое помещение на территории <адрес>, не является основанием для отказа в удовлетворении иска. При этом суд учитывает, что истец в собственности указанное жилое помещение не имеет, в настоящее время является гражданином Российской Федерации, несет гражданские права и обязанности согласно действующему Российскому законодательству, в том числе имеет право на свободу выбора места жительства и передвижения.
По месту своего постоянного жительства - в г.Орске, а также Оренбургской области Байниязова А.К. постоянного закрепленного за ней места жительства не имеет, как нуждающаяся в жилом помещении Байниязова А.К. была принята на соответствующий учёт и решение главы г.Орска от № от 12.11.2007г. в этой части не отменено.
Таким образом, Байниязова А.К. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем и на основании действующего законодательства ( ст. 52, 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007г. N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именнодетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.
На основании п. 4 ст. 3 указанного Закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.
Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления в лице администрации г.Орска. Учет категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, ведет жилищный отдел администрации г. Орска.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления соответствующего нормам жилого помещения.
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств.
Байниязова А.К. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако до настоящего времени не обеспечена жильем, что нарушает права истца, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством.
Доводы представителя ответчика об отсутствии письменного заявления Байниязовой А.К. в администрацию г.Орска о предоставлении жилого помещения и необходимого пакета документов, не лишает истца указанного выше права на внеочередное получение жилого помещения, при том, что такое право истцу предоставлено в силу закона.
Получение сведений о нуждаемости Байниязовой А.К. в жилом помещении и их проверка в силу ст. 8 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» возложена на орган местного самоуправления.
Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27.04.2005 года № 547 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м. на одного человека, в связи с чем Байниязова А.К. имеет право на предоставление жилого помещения, не ниже указанной площади, за счет средств субъекта Оренбургской области.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Орска, действующего в интересах ФИО10, удовлетворить.
Признать за Байниязовой А.К. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на обеспечение жилой площадью на территории Российской Федерации по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию г.Орска предоставить по договору социального найма Байниязовой А.К. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на семью из одного человека, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г.Орске Оренбургской области не менее 14,0 кв.м., за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2010 года.