Дело № 2-2117/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2010 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
при секретаре Саакян Г.А.,
с участием:
помощника прокурора Ленинского района г.Орска Яшкиной Г.В.,
истца Дарбаевой Г.А., её представителя Толкачева В.В.,
представителя ответчика Курманбаева Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Дарбаевой ..., к администрации г.Орска о признании незаконным бездействия администрации г. Орска и предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Орска обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие администрации г. Орска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению жильем Дарбаевой Г.А., предоставлении Дарбаевой Г.А. на состав семьи из одного человека жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Дарбаева Г.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году окончила учебное заведение, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В нарушение требований законов «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» администрация г.Орска бездействует, в результате чего Дарбаевой Г.А. в установленном законом порядке до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Помощник прокурора Ленинского района г. Орска Яшкина Г.В., истец Дарбаева Г.А., её представитель Толкачев В.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика администрации г. Орска Курманбаев Ж.С. исковые требования не признал.
В обоснование возражений указал, что основанием для заключения договора социального найма между администрацией г.Орска и Дарбаевой Г.А. в силу Жилищного кодекса РФ, Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области», может являться постановление администрации г.Орска, уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования « Город Орск», которых не издавалось.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, проживающие на территории г.Орска, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год в соответствии с требованиями Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», либо, с их письменного согласия, за счет освобождаемых жилых помещений муниципального жилищного фонда в пределах норм, установленных решением Орского городского Совета депутатов от 27 апреля 2005 года «Об утверждении размера норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в г.Орске».
Администрация г.Орска, являясь по организационно-правовой форме муниципальным бюджетным учреждением, которое обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество, полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета «Город Орск» и не может нести ответственность за непредставление денежных средств для обеспечения жильем лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из регионального бюджета.
Считает, что принятие исчерпывающих мер по защите жилищных прав детей- сирот должен осуществлять орган опеки и попечительства, которым является Министерство образования Оренбургской области.
Ранее Дарбаева Г.А. не обращалась в администрацию г.Орска с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, необходимый пакет документов, подтверждающих свою нуждаемость в жилом помещении, не предоставляла.
Полагает, что администрацией г.Орска какие-либо права Дарбаевой Г.А. не нарушены.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Оренбургской области извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Порядком формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, и принятые в соответствии со ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 52 ЖК РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований законодательства, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Судом установлено, что Дарбаева Г.А. родилась Дата обезличена Дата обезличена в ...
Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от Дата обезличена Дата обезличена мать Дарбаевой Г.А. - ФИО5 лишена родительских прав. Согласно справки о рождении Номер обезличен от Дата обезличена Дата обезличена сведения об отце Дарбаевой Г.А. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Дарбаева Г.А. относится к категории детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, с Дата обезличена Дата обезличена по Дата обезличена Дата обезличена она являлась воспитанницей ...
Дарбаева Г.А. закрепленной жилой площади в г. Орске не имеет, состоит на регистрационном учете в жилищном отделе администрации г. Орска для получения жилья с Дата обезличена Дата обезличена.
Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справкам ... за Дарбаевой Г.А. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.
С Дата обезличена Дата обезличена Дарбаева Г.А. состоит на учете в администрации г.Орска в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дата обезличена Дата обезличена Дарбаева Г.А. окончила Профессиональное училище Номер обезличен ... с присвоением специальности ...
В настоящее время Дарбаева Г.А. не трудоустроена, не имеет постоянного места жительства, временно по ходатайству начальника Управления социальной защиты населения администрации г.Орска зарегистрирована в ...
П.п.3 п.1 ст.56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статья 20 ГК РФ предусматривает, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Представленными суду доказательствами подтверждается, что Дарбаева Г.А. проживала в ... во время обучения в ..., в настоящее время временно зарегистрирована по адресу: ... по указанному адресу постоянно не проживает, периодически выезжает на временное проживание к своей подруге в .... Проживание Дарбаевой Г.А. в ... в жилом помещении, предоставленном истцу подругой, носит временный характер.
Регистрация Дарбаевой Г.А. по адресу: ... является формальной, так как фактически истица там не проживает.
Таким образом, жилье, где проживает Дарбаева Г.А., не подпадает под определение места жительства, указанное в статьей 20 ГК РФ и статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Для категории детей-сирот действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья. Дарбаева Г.А. состоит на учете как нуждающаяся в получении жилья в жилищном отделе администрации г.Орска, поскольку как нуждающаяся она была выявлена в г.Орске. В связи с этим по окончании учебного заведения Дарбаева Г.А. должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм именно органом местного самоуправления г.Орска.
Для определения органа исполнительной власти, обязанного обеспечивать жилой площадью вне очереди лиц из категории детей-сирот, юридически значимым обстоятельством является не только место выявления и постановки таких лиц на учет как нуждающихся в обеспечении жильем, но и определение их места постоянного или преимущественного проживания в качестве собственников, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в настоящее время.
В нарушение требований закона администрация г.Орска не обеспечила жильем Дарбаеву Г.А. по окончании образовательного учреждения, из-за чего истица, не имея жилья, вынуждена была выехать из г.Орска для временного проживания в г. Новотроицк, в г. Кувандык. В связи с изложенным обязанность администрации г.Орска по предоставлению Дарбаевой Г.А. жилья сохраняется до настоящего времени.
Таким образом, Дарбаева Г.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем и на основании действующего законодательства ( ст. 52, 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007г. N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.
На основании п. 4 ст. 3 указанного Закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.
Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления в лице администрации г.Орска. Учет категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, ведет жилищный отдел администрации г. Орска. В связи с этим ссылки ответчика о том, что обязанность по обеспечению жилищных прав детей-сирот возложена законом на органы опеки и попечительства, несостоятельны.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления соответствующего нормам жилого помещения.
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств.
Дарбаева Г.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилом помещении, однако до настоящего времени не обеспечена жильем, что нарушает права истца, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством.
Получение сведений о нуждаемости Дарбаевой Г.А. в жилом помещении и их проверка в силу ст. 8 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» возложена на орган местного самоуправления.
Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27.04.2005 года № 547 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м. на одного человека. Дарбаева Г.А. имеет право на предоставление ей на семью из одного человека жилого помещения, не ниже установленной указанным Решением площади, за счет средств субъекта Оренбургской области.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Дарбаевой ..., к администрации г.Орска о признании незаконным бездействия администрации г.Орска и предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Орска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению жильем Дарбаеву ..., Дата обезличена Дата обезличена рождения.
Обязать администрацию г.Орска предоставить по договору социального найма Дарбаевой ..., Дата обезличена Дата обезличена рождения, на семью из одного человека благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г.Орске Оренбургской области не менее 14,0 кв.м., за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Кислова
Решение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2010 года.