Дело № 2-3111/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2010 года г. Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Е.А. Кисловой,
при секретаре А.С. Заиченко А.С.,
с участием прокурора Октябрьского района г.Орска Федоровского М.Ю.,
представителя ответчика - Государственного учреждения здравоохранения « Бюро судебно-медицинской экспертизы» Белова Ю.Ю.,
представителя ответчика - Орского межрайонного филиала ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Богданова И.Г.,
представителя третьего лица - Министерства здравоохранения Оренбургской области Кистанкина Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», Орскому межрайонному филиалу ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о признании действий незаконными, прекращении незаконной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», Орскому межрайонному филиалу ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о признании незаконными действий по взиманию платы с граждан за производство судебных экспертиз в рамках уголовного судопроизводства при проведении проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, и прекращении незаконной деятельности.
В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что в Орском межрайонном филиале ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» выявлены нарушения ст.37 Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Так, гражданам, обратившимся в органы милиции с заявлениями о совершении в отношении них преступлений с причинением вреда здоровью, участковыми оперуполномоченными ОВД и инспекторами ОДН в рамках проведения проверок в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ выдаются направления для прохождения судебно-медицинского освидетельствования в Орском межрайонном филиале ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Однако, администрацией данного учреждения с этих граждан за оказание услуг по проведению судебно-медицинского освидетельствования взыскивается плата согласно установленного прейскуранта. Денежные средства, вырученные от оказания платных медицинских услуг, направляются на лицевой счет Орского межрайонного филиала ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Прокурор полагает, что проведение сотрудниками милиции по заявлениям граждан проверок в порядке ст.ст.144 - 145 УПК РФ и выдача в их рамках направлений на судебно-медицинское освидетельствование является составной частью уголовного судопроизводства, и оказание государственным судебно-экспертным учреждением платных экспертных исследований по уголовному судопроизводству Федеральным законом №73-ФЗ не предусмотрено.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования. Окончательно просил суд признать незаконными действия ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», Орского межрайонного филиала ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по взиманию платы с граждан за проведение судебно-медицинских обследований в рамках уголовного судопроизводства при проведении проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, и прекращении незаконной деятельности (л.д. 105).
В судебном заседании прокурор Октябрьского района г.Орска Федоровский М.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Государственного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы) Белов Ю.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Указал, что за счет средств бюджета ответчиком проводятся только действия, предусмотренные УПК РФ. Судебно-медицинское освидетельствование - это процессуальное действие, которое проводится дознавателем или следователем, иногда с привлечением врача, при этом выносится постановление, ведется протокол. Для проведения медицинского освидетельствования в рамках ст.179 УПК РФ ответчику должно быть предоставлено постановление дознавателя или следователя об этом. Обследование живых лиц по направлению оперуполномоченных ОВД не является процессуальным действием, финансируемым за счет областного бюджета, это является медицинской деятельностью медицинского учреждения, за которую оно вправе взимать плату. Дознаватель или следователь вправе пригласить представителя ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» для участия в освидетельствовании лица, либо в рамках проверки сообщения о преступлении эксперту могут быть представлены медицинские документы, по которым экспертом будет бесплатно дано заключение о степени тяжести телесных повреждений.
Заведующий Орским межрайонным филиалом ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Богданов И.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав возражения представителя ГУЗ « Бюро судебно-медицинской экспертизы» Белова Ю.Ю.
Пояснил, что в случае обращений граждан в Бюро СМЭ по направлению органа дознания им выдаются акты - заключения врача. В стоимость обследования включается выдача акта судебно-медицинского обследования и фотографий следов телесных повреждений, заверенных подписью врача, консультация врача. Стоимость этих видов работ оговорена прейскурантом. В случае тяжелого материального положения гражданина такая деятельность осуществляется Орским межрайонным филиалом ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» бесплатно.
Правительство Оренбургской области, привлеченное определением суда от 07.12.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещено о времени и месте рассмотрения дела. Представитель в судебное заседание не явился, в заявлении указал на отсутствие заинтересованности в разрешении спора.
Представитель Министерства здравоохранения Оренбургской области, привлеченного определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кистанкин Т.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, считая действия ответчиков законными и обоснованными.
Указал, что нормами ч.1 ст. 144 УПК РФ дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа при проверке сообщения о преступлении предоставлено право требовать производство исследований трупов и привлекать к участию в этих исследованиях специалистов.
ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» создано в Оренбургской области для производства экспертиз и исследований, служащих целям и задачам правосудия.
Финансирование учреждения осуществляется по смете, согласно которой ассигнования из бюджета Оренбургской области выделяются на осуществление функций, предусмотренных уставом учреждения.
Основаниями для осуществления экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя.
Согласно ст. 179 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, возможно производство освидетельствования подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего.
Такое освидетельствование производится следователем, при необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста. О производстве освидетельствования следователь выносит постановление.
Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя.
В целях решения вопроса о проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе привлечь на основании вынесенного с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства постановления специалистов учреждения здравоохранения особого типа - бюро судебно-медицинской экспертизы для проведения процессуальных действий, предусмотренных статьей 179 УПК РФ.
В отсутствие же вынесенного с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства постановления дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении освидетельствования, оказанные учреждением услуги должны рассматриваться как экспертные исследования, проводимые для граждан и юридических лиц на договорной основе согласно ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В сфере охраны здоровья граждан к указанным полномочиям отнесена организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях.
Приказом № 84 от 16 февраля 1998 года Главного управления Здравоохранения администрации Оренбургской области учреждено Государственное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее Учреждение), согласно п.1 раздела 1 Устава которого Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета на основе сметы. Учреждение имеет в своем составе филиалы, в том числе Орский филиал ГУЗ «Судебно-медицинской экспертизы».
10.04.2009г. начальником ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» утверждено Положение об организации платных судебно-медицинский услуг Государственным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в Оренбургской области, которое определяет порядок и условия предоставления платных судебно-медицинских услуг юридическим и физическим лицам. Положение согласовано с Министерством здравоохранения и социального развития Оренбургской области (л.д. 85-88).
ДД.ММ.ГГГГ утвержден Прейскурант на судебно-медицинские услуги (л.д. 89).
Министерством здравоохранения Оренбургской области выдано ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» разрешение на оказание платных медицинских услуг от 17.10.2008г. за № 76 (л.д. 84).
Суду истцом представлены направления на судебно-медицинское освидетельствование, выданные участковыми милиции, оперативно-уполномоченными милиции отделов внутренних дел МО город Орск, инспекторами ОДН при проведении в рамках ст.ст. 144, 145 УПК РФ проверок сообщений о преступлениях, адресованные Орскому межрайонному отделению судебно-медицинской экспертизы (л.д.19, 97).
Судом установлено, что с февраля 2010 года по настоящее время ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и Орским филиалом ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» вне рамок производства экспертиз по возбужденным уголовным делам, на основании указанных письменных направлений, проводились медицинские обследования граждан, за производство которых с них взималась плата. По итогам обследований судебно-медицинским учреждением выданы акты судебно-медицинского обследования.
Данное обстоятельство не отрицается ответчиками и подтверждается отчетом заведующего Орским межрайонным филиалом ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», данными журнала судебно-медицинских обследований граждан и журнала регистрации договоров о предоставлении платных судебно-медицинских услуг, журнала регистрации свидетельствуемых в судебно-медицинской амбулатории (кабинете), а также представленными суду материалами проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Орска: протоколами опросов граждан ФИО6, ФИО7, ФИО8, письменными объяснениями ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, а также договорами о предоставлении платных судебных медицинских экспертных услуг от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» с ФИО6 и ФИО15
Ответчики полагают, что поскольку направления на освидетельствование в судебно-медицинское учреждение выдаются до возбуждения уголовного дела, постановления о проведении освидетельствования следователями (дознавателями) не выносятся, порученные данными направлениями судебно-медицинские обследования живых лиц не подпадают под регулирование статьи 179 УПК РФ, на которую ссылается истец, в связи с чем обязанность у ответчиков проводить данные действия бесплатно за счет средств бюджета отсутствует.
Однако, с такими доводами ответчиков суд согласиться не может.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, ст.37 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств бюджета Оренбургской области на основании бюджетной сметы.
Согласно ст.70 Бюджетного кодекса РФ к расходной части бюджетов относится обеспечение функций бюджетных учреждений.
Финансированию из бюджета субъекта Российской Федерации подлежит выполнение ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» тех государственных функций, которые прямо предусмотрены правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
На основании ст. 19 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73 -ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-медицинском учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертизы считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
В силу ч.1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов.
По мнению ответчиков, из указанных норм следует, что исследования граждан судебно-экспертным учреждением проводится бесплатно только по возбужденным уголовным делам, а также с целью разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела на основании вынесенного с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства постановления дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.
Суд полагает, что действующее законодательство не содержит положений, предоставляющих ответчикам право на взимание платы с граждан, пострадавших от преступлений, направленных в рамках производства проверок в порядке ст. 144 УПК РФ на исследование в целях разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела в отсутствии указанного постановления.
В соответствии со ст. 179 УПК РФ для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может производиться до возбуждения уголовного дела. О производстве освидетельствования следователь выносит постановление. Освидетельствование проводится следователем. При необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста. Освидетельствование лица другого пола производится врачом.
Положения указанных норм не исключают возможность проведения освидетельствования граждан на основании постановления дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа с привлечением специалистов судебно-экспертного учреждения.
Вместе с тем, в соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17, 18 и 118).
В силу ст.ст. 46, 52 Конституции РФ государство гарантирует каждому потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Из названных положений Конституции РФ, ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. В рамках уголовного судопроизводства это предполагает установление на основе исследованных обстоятельств происшествия, в связи с которым было возбуждено уголовное дело, его правильную правовую оценку, выявление конкретного вреда, причиненного обществу и отдельным лицам, и действительной степени вины лица в совершении инкриминируемого ему деяния.
Согласно неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ, а также абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального закона РФ» возникновение у потерпевшего предусмотренных законом прав не ограничено формальным закреплением его статуса в постановлении о возбуждении уголовного дела и о признании потерпевшим, а должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.
Аналогичные положения содержатся в ст. 2 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой сороковой сессией Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, согласно ст. 3 Декларации права жертв преступлений подлежат равной защите, независимо от материального положения.
Европейская конвенция «О возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений» (Страсбург, 24.11.1983г.) обязывает предусматривать доступный механизм компенсации ущерба, возлагая расходные обязательства на государство.
На основании ст. 1, ч. 2 ст. 7 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ (с момента поступления сообщения о преступлении) устанавливается только нормами УПК РФ.
В соответствии с установленным в Российской Федерации порядком уголовного судопроизводства (начинающегося, согласно п. 9 ст. 5 УПК РФ, с момента получения правоохранительным органом сообщения о преступлении), предшествующее рассмотрению дела в суде досудебное производство призвано служить целям полного и объективного судебного разбирательства по делу.
Закон (ч.4 ст. 7 УПК РФ) устанавливает, что любое постановление органа дознания, следователя, в том числе и постановление о возбуждении уголовного дела, должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
В силу ч.2 ст. 140 УПК РФ) понимает наличие достаточных данных, указывающих на признакипреступления.
По смыслу уголовного, уголовно-процессуального закона, применительно к решению вопроса о возбуждении уголовного дела по преступлению, сопряженному с насилием в отношении человека, достаточность таких данных не может быть достигнутабез подтверждения компетентным учреждением не только наличиятелесных повреждений у лица, пострадавшего от преступления, но и степени тяжести причиненных телесных повреждений.
Таким образом, Уголовно-процессуальное законодательство не допускает возможность возбуждения уголовного дела только по факту причинения телесных повреждений. Уголовное дело по той или иной норме уголовного закона, предусматривающей ответственность за причинение вреда жизни и здоровью человека, возможно возбудить, опираясь только на установленнуюстепень тяжести телесных повреждений, для чего требуются специальные познания в области судебной медицины и судебной экспертизы.
Поэтому направление в период проверки в порядке ч. 1 ст. 146 УПК РФ.
Правовые принципы, закрепленные международными актами, Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным Кодексом РФ, не позволяют ставить право гражданина на доступ к правосудию в зависимость от его имущественного положения.
Однако, конкретные факты ограничения действиями ответчиков доступа граждан, не имеющих материальных средств для оплаты необходимого медицинского обследования с целью определения наличия и степенитяжести причиненных телесных повреждений, к правосудию и их конституционного права на компенсацию ущерба, причиненного преступлением, установлены при рассмотрении настоящего иска.
Согласно письму начальника ОВД по Советскому району МО г.Орск от ДД.ММ.ГГГГ, по имеющейся статистике за 2010 год 5 граждан отказалось от прохождения судебно-медицинского освидетельствования в связи с отсутствием денежных средств на его оплату в рамках проведения проверок по заявлениям в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, 7 уголовных дел возбуждено несвоевременно ввиду отсутствия у граждан достаточных денежных средств для прохождения судебно-медицинского освидетельствования, отмечено 5 случаев затруднения при квалификации преступлений из-за отсутствия акта судебно-медицинского освидетельствования в материалах проверки (в связи с отказом граждан от его прохождения из-за отсутствия денежных средств).
В ОВД по Октябрьскому району МО г.Орск гражданами ФИО10 и ФИО16 заявлено о прекращении дальнейшего разбирательства по факту совершения в отношении них преступных посягательств ввиду отказа от прохождения судебно-медицинского освидетельствования по направлению из-за отсутствия денег.
Наличие в ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении обследований потерпевших, обвиняемых и других лиц на платной основе», предусматривающего возможность в исключительных случаях проведение экспертных обследований без оплаты, не является основанием признания в других случаях действий ответчиков по взиманию платы за судебно-медицинское обследование с граждан, пострадавших от преступлений, в рамках производства проверок в порядке ст. 144 УПК РФ, законными и обоснованными.
Так, в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73 -ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз только по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.
Прейскурант платных медицинских услуг ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», а также Положение об организации платных судебно-медицинских услуг Государственным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в Оренбургской области, на которые ссылаются ответчики, также не содержат указания на освидетельствование за плату потерпевших, направленных для судебно-медицинского обследования сотрудниками правоохранительных органов в ходе проверок сообщений о преступлениях в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.
Напротив, согласно п.7, п.8 раздела 2 Устава ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» целью создания этого Учреждения является производство экспертизы и исследований, служащих целям и задачам правосудия, а предметом его деятельности - производство экспертиз, исследований, участие в следственных действиях, обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских освидетельствований потерпевших, обвиняемых и других лиц для определения характера и тяжести телесных повреждений (л.д. 67).
Данные положения Устава корреспондируют нормам Конституции РФ (ст.ст. 19, 45, 52), имеющим прямое действие, согласно которым закрепленные в нем государственные функции, в том числе по обеспечению государством доступа граждан к правосудию, осуществляются через систему всех государственных органов и учреждений, к которым, в частности, относится и ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в Оренбургской области.
В силу закона действия ответчика как государственного учреждения по созданию препятствий гражданам к доступу к правосудию путем установления платы за судебно-медицинское освидетельствование в рамках мероприятий, предусмотренных ст. 144 УПК РФ, прямо противоречат интересам государства, закрепленным в Конституции РФ.
Согласно п.п. 1.7, 1.11 Положения об организации платных судебно-медицинских услуг Государственным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в Оренбургской области платные судебно-медицинские услуги должны осуществляться не в ущерб основной деятельности ГУЗ «Бюро СМЭ», производиться в свободное от основной работы время, что ответчиками, как установлено судом, не соблюдается.
Таким образом, судебно-медицинские обследования граждан, производимые ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», его Орским межрайонным филиалом по направлениям должностных лиц отделов внутренних дел по МО г.Орск, связанным с их законной правоохранительной деятельностью в рамках, установленных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в силу закона не должны относится к работам, проводимым на договорной и платной основе, а, следовательно, должны осуществляться за счет средств бюджета, выделяемых на эти цели.
Доводы ответчиков о том, что не предусмотренные УПК РФ исследования и обследования живых лиц как не относящиеся к категории государственных функций не финансируются из соответствующего областного бюджета, не подтверждены представленной Министерством здравоохранения Оренбургской области сметой расходов по областному бюджету на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, которая градации расходов на такие обследования, а также судебно-медицинские экспертизы или судебно-медицинские освидетельствования в порядке ст. 179 УПК РФ не содержит.
На основании изложенного, с учетом установленных судом нарушений ответчиками прав и законных интересов граждан, иск исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района г.Орска о признании незаконными действия ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и Орского межрайонного филиала ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по взиманию платы с граждан за производство судебно-медицинских обследований в рамках уголовного судопроизводства при проведении проверок в порядке ст.ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса РФ, обязании ответчиков прекратить осуществление такой незаконной деятельности суд считает законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и Орского межрайонного филиала Государственного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по взиманию платы с граждан за производство судебно-медицинских обследований в рамках уголовного судопроизводства при проведении проверок в порядке ст.ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса РФ и обязать Государственное учреждение здравоохранения « Бюро судебно-медицинской экспертизы» и Орский межрайонный филиал Государственного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» прекратить осуществление такой незаконной деятельности.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Октябрьского
районного суда г.Орска Е.А.Кислова
Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2010 года.