Дело № 2-21/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2011 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
при секретаре Глебовой Ю.Н.,
с участием представителя истца Труновой Я.В.,
представителей ответчиков:
-МУП <данные изъяты> Перерва А.А.,
-ОАО «<данные изъяты> Левикиной Т.В.,
представителя третьего лица - администрации г.Орска Пасечник Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>, ОАО «<данные изъяты> о признании действий противоправными и прекращении этих действий,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>), МУП <данные изъяты>, ОАО <данные изъяты> о признании действий противоправными и прекращении этих действий.
Истец указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе Федеральных органов исполнительной власти», Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области является федеральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Юго-Восточным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области проведена проверка по факту обращения гражданки ФИО4, проживающей в квартире № многоквартирного жилого дома <адрес>, с жалобой от ДД.ММ.ГГГГ на отключение горячей воды свыше установленного законом срока.
В ходе проверки установлено, что жителям указанного многоквартирного дома, а также жителям всего города Орска Оренбургской области поставляется тепловая энергия - горячая вода ОАО «<данные изъяты>, МУП <данные изъяты>.
Исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирный жилой дом <адрес> является ООО «<данные изъяты>» согласно заключенному договору управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области № 4791-п от 18.06.2010 года «О мерах по улучшению водоснабжения города и рациональному использованию питьевой воды» предписано ОАО «<данные изъяты>, МУП <данные изъяты>, управляющим компаниям прекратить подачу горячей воды в жилые помещении города с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение данного нормативного акта органа местного самоуправления ответчиками была прекращена подача горячего водоснабжения в жилые дома города Орска в указанный период.
Истец считает, что такие действия ответчиков по продолжительному прекращению подачи горячей воды населению города противоречат требованиям закона.
Согласно пункту 50 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» ограничение или приостановление подачи потребителю горячей воды, электрической энергии разрешается только в силу закона.
Положения Закона РФ «О защите прав потребителей» предписывают предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, соответствующих договору.
В соответствии с пунктом 3.1.11. СанПин 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Таким образом, в силу указанных норм горячее водоснабжение по городу Орску должно было быть налажено к ДД.ММ.ГГГГ, тогда как фактически горячее водоснабжение отсутствовало еще 11 суток (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В нарушение пункта 80 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении коммунальных услуг потребители за 1 месяц письменно не уведомлялись.
Истец просит суд:
- признать действия Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по прекращению предоставления горячего водоснабжения жителям города Орска Оренбургской области с превышением установленных СанПин 2.1.4.2496-09 сроков в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекратить данные действия;
- признать действия МУП «<данные изъяты> по отключению теплоустановок, послужившие прекращением предоставления горячего водоснабжения жителям города Орска Оренбургской области с превышением установленных СанПин 2.1.4.2496-09 сроков противоправными и прекратить данные действия;
- признать действия ОАО «<данные изъяты> по отключению подачи теплоносителя (сетевых нососов, отмеченных желтым цветом по схеме и т/п «Северный», «Нефтяник», «ЗМК»), регулирующего подачу коммунальной услуги потребителям (ГВС) с превышением установленных СанПин 2.1.4.2496-09 сроков в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекратить данные действия;
- обязать ООО «<данные изъяты>1» в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда довести его до сведения потребителей путем опубликования сообщения в газете «<данные изъяты>».
В судебном заседании представитель истца Трунова Я.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты> Левикина Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала.
Пояснила, что деятельность исполнителя коммунальных услуг по горячему водоснабжению относится к коммунальным услугам. Ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
Согласно Уставу ОАО <данные изъяты> как производитель тепловой энергии не является исполнителем коммунальных услуг, не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем жилых домов, включена ФСТ России в Реестр субъектов естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе в раздел «Услуги по передаче электрической и/или тепловой энергии».
ОАО <данные изъяты> осуществляет подачу через присоединенную сеть тепловую энергию в виде горячей воды, а МУП <данные изъяты> принимает тепловую энергию и производит ее оплату согласно договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с регламентом взаимодействия оперативно-диспетчерских служб <данные изъяты> и МУП <данные изъяты> (приложение № к договору энергоснабжения), Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных приказом Минэнерго России № от ДД.ММ.ГГГГ, режим работы теплофикационной установки электростанции организуется в соответствии с заданием диспетчера МУП <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> была получена телефонограмма от и.о. директора МУП <данные изъяты> ФИО7 об отключении <данные изъяты> сетевых насосов и тепломагистралей с ДД.ММ.ГГГГ, что и было сделано.
Действия ОАО <данные изъяты> не противоречат положениям закона и соответствуют договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 3.1.11 СанПин 2.1.4.2496-09 считает не применимым к спору, поскольку на объектах теплоснабжения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производился не профилактический, а капитальный ремонт.
Временное прекращение подачи горячего водоснабжения жителям произведено в связи с чрезвычайной ситуацией в городе, на основании постановления администрации г.Орска «О мерах по улучшению водоснабжения города и рациональному использованию питьевой водой» от 18.06.2010 № 4791-п, которое истцом не оспаривается.
Представитель ответчика МУП «<данные изъяты> Перерва А.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Указала, что МУП «<данные изъяты> является муниципальным унитарным предприятием и в силу ст. 1.3. Устава исполнение постановления администрации города Орска №-п от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении подачи горячей воды в жилые помещения города в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было для него обязательным.
В указанный период отключения подачи горячей воды МУП «<данные изъяты> произведен внеплановый капитальный ремонт объектов теплоснабжения города Орска, в связи с чем пункт 3.1.11 СанПин 2.1.4.2496-09, регламентирующей сроки отключения горячей воды в период профилактических работ, ответчиком не нарушен.
Ответчик ООО «<данные изъяты>» извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика указал, что ООО «<данные изъяты>» является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в Общество от директора МУП «<данные изъяты> поступила телефонограмма о прекращении горячего водоснабжения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В указанный период подача горячей воды отсутствовала на территории всего муниципального образования город Орск.
Поскольку ООО «<данные изъяты>» не является ресурсоснабжающей организацией и подачу горячего водоснабжения не прекращало, нарушений закона в его действиях не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г.Орска Пасечник Е.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считала необходимым в удовлетворении иска отказать.
Пояснила, что прекращение подачи горячего водоснабжения потребителям в городе Орске произведено в целях бесперебойного обеспечения жителей г.Орска качественной питьевой водой в чрезвычайной ситуации, сложившейся в городе Орске в спорный период.
Согласно решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Орска № от ДД.ММ.ГГГГ, в начале лета ДД.ММ.ГГГГ возникла предпосылка к чрезвычайной ситуации - сложилась критическая обстановка с водоснабжением населения. Решением комиссии рекомендовано руководству города перенести ремонт объектов теплоснабжения с июля-августа 2010 года на июнь-июль 2010 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввести на территории муниципального образования «Город Орск» режимное представление коммунальных услуг в форме временного прекращения горячего водоснабжения в городе <данные изъяты>
Администрацией города Орска принято постановление от 18.06.2010г. № 4791-п «О мерах по улучшению водоснабжения города и рациональному использованию питьевой водой», которым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «Город Орск» введено режимное предоставление коммунальных услуг в форме временного прекращения подачи горячего водоснабжения. ОАО «<данные изъяты>, МУП <данные изъяты>, управляющим компаниям рекомендовано прекратить подачу горячей воды в магистральные и распределительные сети, внутридомовые сети жилых домов города с ДД.ММ.ГГГГ.
Такие действия вызваны необходимостью недопущения развития чрезвычайной ситуации в городе, требования СанПин 2.1.4.2496-09 не нарушены.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, ООО «<данные изъяты>», <данные изъяты>, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представители в судебное заседание не явились, отзывов на иск не представили.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав письменные доказательства, считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям:
Согласно Уставу, ОАО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, целью создания которого - получение прибыли в результате деятельности по поставке (продаже) электрической энергии, пара и горячей воды (тепловой энергии), производству, передаче и распределения пара и горячей воды, а также энергоснабжение потребителей: оказание услуг по реализации энергии энергоснабжающим организациям, оказание услуг по присоединению к электрическим и тепловым сетям: выдача разрешений на присоединение потребителей, осуществление контроля за безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок, деятельность по эксплуатации энергосетей.
<данные изъяты> является обособленным подразделением (филиалом) ОАО « <данные изъяты>» согласно Положению о филиале ( т.2 л.д. 281-319).
МУП <данные изъяты>, согласно Уставу, является муниципальным унитарным предприятием, коммерческой организацией, находится в ведомственном подчинении МУП «<данные изъяты>».
Учредитель предприятия - администрация города Орска в лице Комитета по управлению имущество г.Орска.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, Уставом и распоряжениями главы администрации г.Орска (п.п. 1.1, 1.2., 1.3, 1.4 Устава). Создано в целях выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Предприятие осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии, эксплуатацию инженерных систем, бесперебойное и качественное обеспечение тепловой энергией потребителей (п. 2.2.1 Устава) ( т.2 л.д. 267-272).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» (далее - энергоснабжающая организация) и МУП «<данные изъяты> (далее абонент - потребитель ) заключен договор энергоснабжения №, согласно которому энергоснабжающая организация обязана подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент - потребитель оплачивать и принимать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором (п. 1.1 договора) ( т.2 л.д. 320-340).
Регламентом взаимодействия оперативно-диспетчерских служб <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты> и МУП <данные изъяты> в части организации режима работы тепловой сети города Орска (Приложение № к договору) определено, что режим работы теплофикационной установки электростанции <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» организуется в соответствии с заданием диспетчера МУП «<данные изъяты>.
Данное положение соответствует п. 4.11.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных приказом Минэнерго России № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому режим работы теплофикационной установки электростанции и районной котельной должен быть организован в соответствии с заданием диспетчера тепловой сети. Правила распространяются на все тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети РФ и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам (п. 1.1.1).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ дежурным <данные изъяты> получена телефонограмма от и.о. директора МУП <данные изъяты> ФИО7 об отключении с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сетевых насосов и тепломагистралей (запись № от ДД.ММ.ГГГГ в журнале телефонограмм <данные изъяты>) ( т.1 л.д. 208).
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> произведено отключение по пару сетевых насосов, а затем и тепломагистрали «Нефтяник», «Северный», «ЗМК», что не противоречит условиям договора энергоснабжения от № от ДД.ММ.ГГГГ, Правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденным приказом Минэнерго России № от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, установлено, что:
-потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
-исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Из преамбулы к Закону РФ «О защите прав потребителей», пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Устава и положения о филиале следует, что ОАО «<данные изъяты> исполнителями коммунальной услуги для граждан-потребителей не являются. В силу договора энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ Общество через присоединенную сеть продает тепловую энергию в виде горячей воды МУП «<данные изъяты>, и согласно пункту 75 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ответственность как исполнитель коммунальных услуг за нарушение их качества и порядка предоставления бытовым потребителям не несет.
МУП «<данные изъяты> представляет собой ресурсоснабжающую организацию, которая при заключении соответствующего договора с организациями, управляющими многоквартирными домами на основании договоров управления, оказывающими коммунальные услуги, продает горячую воду гражданам-потребителям.
Вместе с тем, такую обязанность ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителям закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия договора с управляющейорганизацией.
В случае, если такой договор отсутствует, МУП «<данные изъяты> является организацией, непосредственно продающей коммунальныересурсы в виде горячего водоснабжения гражданам - потребителям в силу публичного договора энергоснабжения, и исполнителем коммунальной услуги.
Ответчик ООО «<данные изъяты>», согласно Уставу, юридическое лицо, цель которого - удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах, услугах и получение прибыли от такой деятельности.
Одним из видов деятельности, осуществляемой Обществом, указано управление эксплуатацией жилого фонда (п.п. 2.2, 2.3 Устава) ( т. 2 л.д. 374-382).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома <адрес>, заключен договор управления многоквартирным домом за №, согласно которому ответчик обязался оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность ( т.2 л.д. 383-390).
ООО «<данные изъяты>» является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению указанного многоквартирного дома.
Статьей 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 3 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве.
Согласно ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением горячей водой, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
Как установлено статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергоносителя допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются только в случаях необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Указанные в ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы распространяются на отношения, возникающие при снабжении населения горячей водой.
В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» и пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, оказать услугу), соответствующий (ую) качеству, обязательным требованиям нормативов и стандартов.
При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Так, горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ услуги по горячему водоснабжению относятся к коммунальным услугам.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (пункты 4, 6, 9, 49,51, 86, пункт 4 раздела 2 приложения 1) установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными правовыми актами РФ и указанными Правилами.
Из указанных Правил следует, что коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии законодательством РФ.
Состав предоставляемых коммунальных услуг определяется степенью благоустройства жилого дома…
Пунктом 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнителям коммунальных услуг предоставлено право приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды в порядке, установленном разделом 10 Правил.
В силу пункта 79 раздела 10 Правил исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;
б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
В иных, предусмотренных Правилами случаях, в том числе при получении соответствующего предписания уполномоченных государственных и муниципальных органов, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) об этом потребителя (пункт 80 Правил).
Правилами (раздел 2 Приложения № 1) установлена допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:
- 8 часов суммарно в течение месяца,
- 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа,
- для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 указанных Правил.
Согласно пункту 10 Правил, при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а так же работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами и иными требованиями законодательства РФ.
В соответствии с тем же пунктом 10 Правил допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Срок таких перерывов Правилами не регламентирован, что истцом не учтено.
В силу пунктов 4.12, 4.12.3 ГОСТ Р 51617 - 2000 «Жилищно - коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 23 июня 2000 года № 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению горячей воды должны обеспечивать непрерывность потребления и быть постоянными, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ, в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Пунктом 3 раздела 2 Методических рекомендаций по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 28 декабря 2004г. за № 0100/3671-04-27, в контексте соответствующих положений пункта 3 ст. 541, пунктов 2, 3 ст. 546 Гражданского кодекса РФ и пункта 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (пункта 1.4 ранее действовавших Правил от 26.09.1994 года) предусмотрено, что единственным основанием для перерыва (прекращения, ограничения) в подаче гражданам энергоресурсов могут служить необходимость проведения плановых или неотложных работ в системе энергообеспечения, а также стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, не зависящие от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий.
Как усматривается из пунктов 4, 35 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством.
Из решения № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Орска следует, что на территории города Орска на начало лета ДД.ММ.ГГГГ года возникла предпосылка к чрезвычайной ситуации - сложилась критическая обстановка с водоснабжением населения. Причинами явились: аномальная жаркая погода; увеличившийся разбор воды, в том числе и для полива садовых насаждений в частном секторе; падения уровня воды в реке Урала, падение на 1,5 м уровня воды в предрусловых водозаборных скважинах ООО «<данные изъяты>» (снижение добычи до 40 %); недостаточный сброс воды из Ириклинского водохранилища для поддержания уровня реки Урал в приемлемом состоянии.
Решением комиссии рекомендовано руководству города:
- перенести ремонт объектов теплоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ года на ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввести на территории муниципального образования «Город Орск» режимное представление коммунальных услуг в форме временного прекращения горячего водоснабжения в городе от <данные изъяты>;
-выполнить мероприятия по локальному повышению уровня реки Урал в зоне городского водозабора и обеспечить их финансирование;
-организациям, предприятиям и учреждениям рекомендовано в ночное время создавать запас воды для расходования его днем на производственные нужды; максимально использовать собственные источники водоснабжения (скважины, водозаборы) для обеспечения производственных нужд;
-принять меры по исключению неблагоприятного воздействия воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, на людей;
-организовать разъяснительную работу с населением частного сектора города о необходимости проведения полива приусадебных участков строго с 22.00 по 06.00 ( т.1 л.д. 205-206).
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области № 4791-п от 18.06.2010 года «О мерах по улучшению водоснабжения города и рациональному использованию питьевой воды» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «Город Орск» введено режимное предоставление коммунальных услуг в форме временного прекращения подачи горячего водоснабжения.
Директору МУП «<данные изъяты>» во избежании необходимости повторного отключения горячего водоснабжения для проведения планового ремонта предписано проработать вопрос переноса сроков ремонта объектов теплоснабжения на период введения режимного прекращения подачи горячего водоснабжения.
Рекомендовано директору - главному инженеру ОАО «<данные изъяты> произвести отключение подачи теплоносителя в магистральные и распределительные сети МУП «<данные изъяты>.
Рекомендовано руководителям управляющих компаний, обслуживающих организаций выполнить мероприятия на внутридомовых сетях, исключающие подачу воды по стоякам горячего водоснабжения.
Начальнику управления по информационным технологиям, общественным связям и национальной политике администрации города указано о доведении данного постановления до сведения жителей города в средствах массовой информации ( т.1 л.д. 49).
Постановление вынесено с целью бесперебойного обеспечения жителей г.Орска качественной питьевой водой, в пределах полномочий администрации города Орска и в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», пункта 83 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Федеральным законом от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление на момент рассмотрения дела не оспорено, имеет юридическую силу. Доведено до сведения жителей города Орска путем его опубликования в газете «<данные изъяты>» № ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 49),
Постановление исполнено МУП <данные изъяты> в соответствии со ст. 1.3. Устава предприятия, Законом «О государственных и муниципальных предприятиях».
Подача горячей воды в жилые дома муниципального образования город Орск была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что ответчиками не оспаривается.
Требования искового заявления сводятся к признанию противоправными действия ответчиков по прекращению предоставления горячего водоснабжения жителям города Орска с превышением установленных СанПин 2.1.4.2496-09 сроков, с чем суд согласиться не может.
Пунктом 3.1.11. СанПин 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно п. 4 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с частью 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ под непреодолимой силой следует понимать чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
В данном случае действия ответчиков по прекращению подачи горячей воды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вызваны сложившейся в городе Орске чрезвычайной ситуацией. Прекращение подачи горячей воды произведено в условиях критической обстановки водоснабжения населения города Орска и для предотвращения развития чрезвычайной ситуации, необходимостью обеспечения жителей города качественной питьевой водой.
Поэтому требования пункта 3.1.11 СанПин 2.1.4.2496-09 к возникшим правоотношениям применены быть не могут.
Действия ответчиков не противоречат изложенным выше положениям ст. 55 Конституции РФ, ст. 546 Гражданского кодекса РФ, пунктов 9, 79 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Оснований для наступления ответственности ответчиков за ненадлежащее исполнение услуги по горячему водоснабжению не имеется.
Ссылка истца на нарушение ответчиками пункта 80 Правил в части месячного срока уведомления потребителей об отключении горячего водоснабжения несостоятельны ввиду того, что такая обязанность исполнителей коммунальных услуг предусмотрена для иных случаев приостановления коммунальных услуг, не вызванных чрезвычайной ситуацией.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что отключение ответчиками системы горячего водоснабжения города Орска носило цель профилактического ремонта, о котором говорится в пункте 3.1.11 СанПин 2.1.4.2496-09.
Судом установлено, что внеплановый ремонт объектов теплоснабжения города Орска в спорный период произведен МУП «<данные изъяты>» на основании пункта 2 Постановления администрации города Орска №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Из толкования пункта 2 Постановления, подпункта 1.1 пункта 1 решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что такой ремонт объектов теплоснабжения города явился дополнительной мерой по устранению чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.
Ремонт не носил характер профилактического либо текущего, а являлся капитальным. Сроки проведения капитального ремонта объектов теплоснабжения действующим законодательством, СанПин 2.1.4.2496-09 не предусмотрены.
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора МУП «<данные изъяты> следует, что во исполнение пункта 2 Постановления администрации города Орска № от ДД.ММ.ГГГГ срок проведения капитального ремонта теплоустановок предприятия перенесен с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ ( т.2 л.д. 423).
Как видно из письма главы города Орска ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованному директору - главному инженеру <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ планировался именно капитальный ремонт тепловых сетей города ( т. 2 л.д. 342).
Представленными актами приема-передачи сетей и оборудования из ремонта, дефектными ведомостями к указанным актам от июня - июля 2010 года подтверждается, что МУП <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно производился ремонт теплотрасс и теплоустановок на территории муниципального образования город Орск ( т.1 л.д. 72- 200).
Из актов следует, что предприятием выполнялись работы, в том числе по замене участков трубопроводов горячего водоснабжения.
Такой ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции или они заменяются новыми, улучшающими эксплуатационные качества сети, в силу пункта 7.1 Приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 года № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» относится к капитальному ремонту.
Как следует из содержания Определения Верховного Суда РФ от 23.03.2005 по делу N 10-Впр04-15, обязанность по соблюдению бесперебойного энергоснабжения конечных потребителей лежит на ресурсоснабжающей организации, а не на исполнителе коммунальных услуг.
Учитывая, что управляющая компания ООО «<данные изъяты>» является посредником между ресурсоснабжающей организацией МУП « <данные изъяты> и гражданами-потребителями, не имеет другого источника горячей воды, кроме как ее получения от МУП «<данные изъяты>», суд приходит к выводу о том, что оснований для признания действий ООО «<данные изъяты>» в период отключения подачи горячего водоснабжения в городе Орске неправомерными не имеется.
В рассматриваемом случае горячая вода является необходимым элементом технологического процесса горячего водоснабжения в жилые дома и прекращение ее подачи к внутридомовых инженерным системам исключило возможность обеспечения ООО «<данные изъяты>» горячей водой жителей многоквартирного дома 30 <адрес>.
Доказательств того, что ответчик ООО «<данные изъяты>» обслуживает и иные жилые дома, расположенные на территории муниципального образования город Орск, является по отношению к жителям этих домов исполнителем коммунальных услуг, не представлено.
Поэтому исковые требования о признании незаконными действий ООО «<данные изъяты>» по прекращению предоставления горячего водоснабжения жителям всего города Орска, не основаны на нормах закона и представленных доказательствах.
За весь период перерыва в подаче горячей воды населению города Орска МУП <данные изъяты> произведен перерасчет платы за горячее водоснабжение с учетом его отключения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку истцом не доказано нарушение действиями ответчиков ОАО <данные изъяты>, МУП <данные изъяты>, а также ООО <данные изъяты> прав потребителей и действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, в удовлетворении требований иска о признании действий этих ответчиков по прекращению предоставления горячего водоснабжения жителям города Орска Оренбургской области, по отключению теплоустановок, послужившему прекращением предоставления такого горячего водоснабжения и по отключению подачи теплоносителя с превышением установленных СанПин 2.1.4.2496-09 сроков в отношении неопределенного круга потребителей противоправными суд отказывает.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав.
В частности, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В рассматриваемом случае оснований для восстановления нарушенного права не имеется, поскольку само право не нарушено. Отказ в удовлетворении требований истца о признании действий ответчиков неправомерными влечет отказ в удовлетворении судом требований истца об обязании ответчиков прекратить такие действия, обязании ООО «<данные изъяты>» в двухнедельный срок с момент вступления решения в законную силу довести его до сведения потребителей путем опубликования сообщения в средствах массовой информации.
С ДД.ММ.ГГГГ подача горячего водоснабжения жителям города Орска возобновлена, в связи с чем предмет спора отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», МУП <данные изъяты>, ОАО <данные изъяты> о признании действий противоправными и прекращении этих действий отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Октябрьского
районного суда г.Орска Е.А.Кислова
Решение в окончательной форме изготовлено 25.01.2011 г.