Дело № 2-262/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации - России
19 января 2011 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Никитиной А.И.,
при секретаре Сафаргалеевой А.К.,
с участием представителя заявителя , заместителя прокурора Октябрьского района г. Орска Швецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества о признании незаконным Представления прокурора Октябрьского района г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО в лице ПО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным Представления прокурора Октябрьского района г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении.
В обоснование заявления указало, что ДД.ММ.ГГГГ работниками ПО была проведена проверка потребления электрической энергии ФИО1 , проживающим по <адрес> в г. Орске, в ходе которой был обнаружен дополнительный ввод до прибора учета электрической энергии, сделанный путем врезки во вводный кабель на чердаке дома. В этот же день по факту выявленных нарушений, в присутствии супруги ФИО1 - ФИО2, был составлен акт № о бездоговорном потреблении электрической энергии. В целях устранения выявленных нарушений, недопущения повторного хищения электрической энергии, ДД.ММ.ГГГГ было выписано предписание - уведомление с требованием устранить выявленные нарушения, оплатить потребленную бездоговорным способом электроэнергию, установить в течение 30 календарных дней прибор учета на опоре ВЛ-0,4 кВ или фасаде дома, произвести его опломбировку . Не согласившись с предписанием, ФИО1 обратился с заявлением в прокуратуру Октябрьского района г. Орска, в связи с чем, прокуратурой Октябрьского района г. Орска была проведена проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес ПО вынесено Представление № об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении. Из указанного Представления следует, что требование, предъявленное к ФИО1 об установке в течение 30 календарных дней прибора учета на опоре ВЛ-04 кВ или на фасаде дома, и предупреждение его о введении полного ограничения режима потребления электроэнергии в случае невыполнения указанных мероприятий в течение 30 дней с момента получения предписания-уведомления, изложенные в уведомлении-предписании незаконны, поскольку противоречат действующему законодательству.
ПО просило суд признать вынесенное в их адрес Представление прокурора Октябрьского района г. Орска № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении незаконным и необоснованным, так как оно не соответствует законам и нормативно-правовым актам в сфере электроэнергетики, поскольку прибор учета электрической энергии должен располагаться на границе балансового разграничения электрических сетей - вводных изоляторах, расположенных на фасаде жилого дома, либо на опоре ВЛ, а ссылка на пункты Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, указанные в предписании-уведомлении, определяет, что в отношении потребителя будет введен режим ограничения потребления электрической энергии лишь за бездоговорное потребление электрической энергии в случае ее неоплаты.
В судебном заседании представитель заявителя , действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в заявлении.
Заместитель прокурора Октябрьского района г. Орска Швецова Н.А. возражала в удовлетворении заявления, считая, что Представление Прокурора Октябрьского района г. Орска № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес ПО , законно и обоснованно.
Выслушав пояснения представителя заявителя, заместителя прокурора Октябрьского района г. Орска Швецовой Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ работниками ПО была проведена проверка потребления электрической энергии ФИО1, проживающим по <адрес> в г. Орске.
В ходе проверки был обнаружен дополнительный ввод до прибора учета электрической энергии, сделанный путем врезки во вводный кабель на чердаке дома.
По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии жены ФИО1 - ФИО2 составлен акт № о бездоговорном потреблении электроэнергии ФИО1 В этот же день ФИО2 вручено предписание-уведомление №, в соответствии с которым ФИО1 было предписано устранить выявленные нарушения, оплатить за потребленную бездоговорным способом электроэнергию в количестве, указанном в акте, в течение 30 календарных дней установить прибор учета на опоре ВЛ-04 кВ или на фасаде дома, произвести опломбировку . Кроме того, в акте указано, что в случае невыполнения ФИО1 указанных мероприятий в течение 30 дней с момента получения им предписания-уведомления, в отношении электроустановок, находящихся по <адрес> в г. Орске будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии (л.д. 41, 42).
Не согласившись с указанным актом, ФИО1 обратился в Прокуратуру Октябрьского района г. Орска.
Прокуратурой Октябрьского района г. Орска по заявлению ФИО1 была проведена проверка исполнения законодательства об энергоснабжении ПО
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в адрес ПО прокурором Октябрьского района г. Орска М.Ю. Федоровским вынесено Представление № об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении, в котором указано, что требования об установке в течение 30 календарных дней прибора учета на опоре ВЛ-04 кВ или на фасаде дома, проведении опломбировки противоречат п.1.5.27 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.06.2003 года № 242. Кроме того, в Представлении указано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность установки прибора учета на фасаде здания и соответственно невыполнение предписания в указанной части не может являться основанием для введения полного ограничения режима потребления электроэнергии (л.д. 10).
Суд считает, что требования ПО об обязании ФИО1 в течение 30 календарных дней установить прибор учета на опоре ВЛ-04 кВ или на фасаде дома и опломбировке незаконны по следующим основаниям.
В обоснование своих требований ПО ссылается на п.п. 88, 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N 530, которые предусматривают, что собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), при этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, ПО на основании п.п. 88. 89 указанных Правил может производить определение объемов поставленной электрической энергии на границе балансовой принадлежности своих электрических сетей, в данном случае на опоре ВЛ-0,4 кВ, а потери определять как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей ПО и внутридомовых электрических сетей по <адрес>
Однако, п.п. 88, 89 Правил не предусматривают обязанность граждан, владельцев жилых домов устанавливать приборы учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации.
Согласно пп. 1 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, к коммунальным услугам относится в том числе и электрическая энергия.
В правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, дано понятие внутридомовые инженерные системы, под которыми подразумеваются инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг (в том числе и электроэнергии) и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме. Из указанного определения следует, что внутридомовые инженерные системы находятся в помещениях жилого дома.
Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав имущества собственников жилых домов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что собственник жилого дома должен устанавливать прибор учета на границе внутридомовых инженерных систем, которые располагаются в помещениях жилого дома.
Кроме того, в соответствии с п. 1.5.27 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.06.2003 года № 242, счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С.
В соответствии с ч. 1 ст. 539, ч 1 ст. 543 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В судебном заседании установлено, что на момент проведения проверки счетчик, установленный в доме ФИО1, был опломбирован, и следовательно, находился в исправном состоянии, располагался на границе внутридомовых инженерных систем в помещениях жилого дома.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность устанавливать приборы учета на опоре ВЛ-04кВ или на фасаде дома для потребителей - граждан, допустивших бездоговорное, либо безучетное потребление электроэнергии.
Также контролером ПО потребитель ФИО1 предупрежден о том, что в случае невыполнения им мероприятий по устранению выявленных нарушений в течение 30 дней с момента получения им предписания-уведомления, в отношении электроустановок, находящихся по <адрес> в г. Орске будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.
Суд считает, что данное положение предписания-уведомления незаконно, поскольку Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N 530, не предусмотрено такое основание для введения полного ограничения режима потребления электроэнергии для потребителя, как не установка потребителем прибора учета на опоре ВЛ-04кВ или на фасаде дома.
На основании изложенного, суд считает Представление прокурора Октябрьского района г. Орска Федоровского М.Ю. об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении № от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, а жалобу ПО не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества в лице Производственного отделения о признании незаконным Представления прокурора Октябрьского района г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении отказать.
Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.И. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2011 года