Дело № 2-1937/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2010 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
при секретаре Заиченко А.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Беловой Т.А.,
представителя истца Дятчиной В.А. - Демянчук В.Г.,
представителя ответчика администрации г.Орска- Курманчук С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Дятчиной ... к администрации г.Орска о признании незаконным постановления администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Орска в интересах Дятчиной В.А. обратился в суд с иском к администрации г.Орска, в котором просил признать незаконным постановление администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в принятии Дятчиной В.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, обязать принять на учет Дятчину В.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны и направить соответствующие документы в Министерство строительства для решения вопроса о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как участнику Великой Отечественной войны.
В обоснование иска указал, что Дятчина В.А. является участником Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), в собственности либо на основании договора социального найма жилья не имеет, проживает в квартире, ей не принадлежащей, в связи с чем имеет право на обеспечение жильём. Однако администрацией г.Орска в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Дятчиной В.А. было отказано по тому основанию, что ею совершены действия, направленные на ухудшение жилищных условий, а именно продано жилое помещение, принадлежащее ей по праву собственности.
Истец считает постановление администрации г.Орска необоснованным, так как действия по продаже квартиры ... носили вынужденный характер, поскольку это жилое помещение не было оснащено водопроводом, канализационной уборной, в связи с чем не было пригодно для проживания Дятчиной В.А. в силу преклонного возраста и по состоянию здоровья.
Впоследствии истец исковые требования уточнил, просил признать незаконным постановление администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в принятии Дятчиной В.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, обязать принять на учет Дятчину В.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны, признать за Дятчиной В.А. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты.
Определением от Дата обезличена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Оренбургской области.
Старший помощник прокурора Ленинского района г.Орска Белова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Истец Дятчина В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Представитель истца Дятчиной В.А. - Демянчук В.Г., действующая на основании доверенности от Дата обезличена года, требования иска поддержала. Суду пояснила, что Дятчина В.А. собственного жилья не имеет, проживает в квартире ..., принадлежащей ей, Демянчук В.Г., и ее супругу с их согласия, в связи с чем имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём.
Представитель ответчика администрации г.Орска Курманчук С.С. исковые требования не признал.
В обоснование возражений указал, что в соответствии со ст.53 ЖК РФ последствиями намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий является то, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку на учет нуждающихся в предоставлении жилья граждане принимаются с учетом их финансовой и имущественной (в том числе и жилищной) обеспеченности ниже установленной нормы, речь в статье 53 ЖК РФ идет лишь о действиях гражданина имущественного характера, которые привели его жилищные условия в состояние, требующее участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопроса обеспечения такого гражданина другим жильем из состава государственного или муниципального жилищных фондов.
Дятчиной В.А. были совершены действия по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения - квартиры ..., в связи с чем в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ей было отказано.
Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области, извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился. Ранее исковые требования не признал, указывая, что Дятчина В.А. совершила действия по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения, в связи с чем может быть признана нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня его отчуждения.
Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. Малоимущим, иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном действующим законодательством порядке.
В силу закона малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных в установленном законодательством порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в ч.3 ст.49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляются органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (п.3 ст.52 ЖК РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 (в ред. от 09.01.2010 г. № 30) «Об обеспечении жилья ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшениях жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации № 5 - ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положением статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В соответствии с п.1 ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Оренбургской области, Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 г. № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» (с изменениями и дополнениями) установлено, что граждане, зарегистрированные на территории Оренбургской области, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья и предоставления ветеранам Великой Отечественной войны жилых помещений по договору социального найма, и утверждён порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 ч.1 ст.3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 г. № 1347/285-IY-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» установлено, что участникам Великой Отечественной войны по договору социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области.
Постановлением Правительства Оренбургской области № 72-п от 09.03.2006г. утвержден Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны.
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления социальной выплаты гражданам для приобретения жилья и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 16 данного Порядка органы местного самоуправления ежегодно представляют в Министерство строительства изменения в списках граждан по каждой категории, утвержденные главой органа местного самоуправления и согласованные с территориальным управлением социальной защиты населения.
В силу п.19 вышеназванного Порядка орган местного самоуправления проверяет документы граждан, включенных в список, и предоставляет в Министерство строительства ходатайство органа местного самоуправления о предоставлении гражданину социальной выплаты или жилого помещения по договору социального найма (для ветеранов Великой Отечественной войны) с приложением соответствующих документов.
Следовательно, ответственность за обоснованность постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и представление документов граждан несут органы местного самоуправления.
Меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках установленного Правительством Оренбургской области Порядка предоставления социальной выплаты и предоставления жилых помещений по договору социального найма предоставляются:
гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и отнесенным к следующим категориям (далее - ветераны Великой Отечественной войны):
а) инвалиды Великой Отечественной войны;
б)участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
в)лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
г) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
д) члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Дата обезличена года Дятчина В.А. обратилась в администрацию г.Орска с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участника Великой Отечественной войны.
Истцом были предоставлены сведения, подтверждающие отсутствие у Дятчиной В.А. на праве собственности и по договору найма жилого помещения.
В ходе рассмотрения заявления Дятчиной В.А. установлено, что она проживает в квартире по ..., собственниками которой являются её дочь Демянчук В.Г. и зять ФИО14 л.д. 11,12). Ранее Дятчиной В.А. принадлежала квартира ..., которая была продана в 2007 году л.д. 10).
Со ссылкой на данные обстоятельства в постановлении Номер обезличен от Дата обезличена года администрацией г.Орска Дятчиной В.А. было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории участников ВОВ л.д. 8).
Суд считает данный отказ незаконным и исходит из следующего.
Согласно удостоверению серии ВВ Номер обезличен от Дата обезличена года Дятчина В.А. имеет статус участника Великой Отечественной войны л.д. 14).
Следовательно, в силу п.2 ч.2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Дятчина В.А. относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём. Однако ей может быть предоставлена указанная мера социальной поддержки только при условии её нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
-не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Судом установлено, что Дятчина В.А. в собственности и на основании договора социального найма жилья не имеет, проживает в квартире, принадлежащей её дочери Демянчук В.Г. и зятю ФИО10, на правах члена семьи.
В материалах дела имеется договор купли-продажи, в соответствии с которым Дата обезличена года Дятчина В.А. продала принадлежавшую ей квартиру ...
Указанное жилое помещение не было благоустроенным: не оснащено водопроводом, канализированной уборной, что и послужило причиной его продажи (справка администрации МО Полевой сельсовет).
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ последствиями намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий является то, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Тем самым указанные положения закона формулируют условие, согласно которому граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения умышленных действий с целью приобретения права состоять на жилищном учете.
К умышленным действиям, ухудшающим жилищные условия, относится, в том числе, и отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Поскольку ст.53 ЖК РФ установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, действия, которые возможно квалифицировать как ухудшение жилищных условий, но не имеющие своей целью последующую постановку на жилищный учет, нельзя считать противозаконными.
Оценивая действия Дятчиной В.А., суд приходит к выводу, что целью продажи Дятчиной В.А. жилого помещения не было ухудшение жилищных условий, направленное на приобретение права постановки на учет нуждающихся в жилье.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о таком умысле Дятчиной В.А., суду ответчиком не предоставлено.
Кроме того, применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3ч. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, который подлежит применению в качестве специальной правовой нормы.
В связи с чем суд считает необходимым руководствоваться положениями ФЗ «О ветеранах», определяющего первоочередное право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Таким образом, суд считает, что отказ Дятчиной В.А. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории участников ВОВ по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным, в связи с чем требования иска подлежат удовлетворению.
Факт того, что Дятчина В.А. не обратилась в орган местного самоуправления с предварительной заявкой и заявлением на социальную выплату по установленной форме, на что указывал в судебном заседании представитель ответчика, не может служить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. При этом суд учитывает, что заявление Дятчиной В.А. было принято и рассмотрено жилищной комиссией. Об этом свидетельствует постановление администрации г.Орска Номер обезличен от Дата обезличена года.
Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя требования иска, суд считает, что в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Оренбургской области, Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 г. № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» Дятчина В.А. имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.
При этом суд принимает во внимание, что удовлетворение требования о признании за Дятчиной В.А. права на получение мер социальной поддержки путём предоставления социальной выплаты не может служить основанием для упрощения процедуры получения выплаты.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Дятчиной ... удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г.Орска Оренбургской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Дятчиной ... в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию города Орска Оренбургской области принять на учет Дятчину ... в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников Великой Отечественной войны.
Признать за Дятчиной ... право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2010 года
Судья Е.А. Кислова