Дело № 2-443/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации - России
09 марта 2011 года г.Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Колобовой Л.В.,
при секретаре Ульяновской Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Алейниковой С.С.,
истца Рожкова П.А.,
представителя ответчика администрации г.Орска Курманчука С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Рожкова П.А. к администрации г.Орска о понуждении администрации г.Орска предоставить вне очереди жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г.Орска, действующий в интересах Рожкова П.А., обратился в суд с иском к администрации г.Орска о понуждении предоставить жилое помещение. В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что Рожков П.А. остался без попечения родителей, так как его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце в его свидетельстве о рождении записаны со слов матери. В период с 01.09.2006 года по 01.09.2008 года Рожков П.А. являлся воспитанником ГОУ <данные изъяты> где находился на полном государственном обеспечении, с 01.09.2008 года по 30.06.2010 года он обучался в ГОУ НПО <данные изъяты> В нарушение законодательства по окончании учебного заведения жильем он не был обеспечен. Прокурор просил суд обязать администрацию г.Орска предоставить Рожкову П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма на семью из одного человека благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г.Орске Оренбургской области, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании представитель истца изменил предмет исковых требований - просил обязать администрацию г.Орска предоставить Рожкову П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма на семью из одного человека благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требования жилое помещение в г.Орске Оренбургской области, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании 09.03.2011 года старший помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Алейникова С.С. и истец Рожков П.А. поддержали исковые требования. Дали пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г.Орска Курманчук С.С.,действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что отсутствуют документы об окончании Рожковым П.А. учебного заведения, имеется лишь приказ о его отчислении. Ранее Рожков П.А. был обеспечен жильем <адрес> но в связи с тем, что жилое помещение не было пригодно для проживания, распоряжение о закреплении жилья отменено. В июле 2010 года Рожков П.А. обратился с заявлением к главе г.Орска о предоставлении жилья, постановлением администрации г.Орска от 30.07.2010 года он принят на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем. Указал, что Рожкову П.А. будет предоставлено жилое помещение в том случае, если Правительство Оренбургской области выделит ассигнования для закупки жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Просил отразить в решении суда процедуру закупа квартиры для истца - указать, что жилое помещение должно быть приобретено при выделении средств на это из областного бюджета. В противном случае решение суда не будет исполнено, так как денежных средств у администрации г.Орска на приобретение жилья истцу не имеется.
Представители третьих лиц - Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г.Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
Судом установлено, что Рожков П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, так как его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении записаны по указанию матери.
Распоряжением администрации г.Орска от 17.10.2001 года № за Рожковым П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшимся без попечения родителей и находящимся в СРЦН <данные изъяты> закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>
Постановлением администрации г.Орска от 07.06.2010 года № распоряжение от 17.10.2001 года № отменено.
Постановлением администрации г.Орска от 30.07.2010 года № Рожков П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан нуждающимся в жилом помещении, на жилищный отдел администрации г.Орска возложена обязанность принять Рожкова П.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещением с включением в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Рожков П.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, так как относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на внеочередное получение жилья детьми-сиротами возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.
Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п.п.1,2,3,5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются… детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы… Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст.2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.
В соответствии с п.4 ст.3 данного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Согласно ст.6 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
Согласно справке ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> Рожков П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся воспитанников ГОУ <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении с 01.09.2006 года по 01.09.2008 года до выбытия в ГОУ НПО <данные изъяты>.
Справкой ГОУ НПО <данные изъяты> подтверждается, что Рожков П.А. обучался в ГОУ НПО <данные изъяты> по профессии <данные изъяты> с 01.09.2008 года по 30.06.2010 года (приказ об отчислении № от 30.06.2010 года).
Истцом представлена академическая справка ГОУ НПО <данные изъяты>, выданная Рожкову П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в том, что он в сентябре 2008 года принят в ГОУ НПО <данные изъяты> и обучался до июня 2010 года по специальности <данные изъяты>
По данным Управления <данные изъяты>, а также ГУП <данные изъяты> сведения о правах Рожкова П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на недвижимое имущество отсутствуют.
В материалах дела имеется справка отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г.Орска от 01.07.2010 года о том, что Рожков П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закрепленной жилплощади в г.Орске не имеет.
В нарушение требований законодательства администрация г.Орска не обеспечила Рожкова П.А. жильем по окончании образовательного учреждения, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора Октябрьского района г.Орска о понуждении администрации г.Орска предоставить истцу жилое помещение обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о необходимости указания в судебном решении на порядок исполнения администрацией г.Орска обязанности по предоставлению жилья для истца.Исковые требования об определении и установлении порядка исполнения администрацией г.Орска обязанности по предоставлению жилья Рожкову П.А. истцом не заявлялись, а судебное решение принимается по заявленным истцом требованиям(п.3 ст.196 ГПК РФ).
Кроме того,согласно ч.ч.1,2 ст.6 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года №1853/389-IV-ОЗ. "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Объем субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий определяется в соответствии с методикой расчета субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Оренбургской области согласно приложению к настоящему Закону. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Ч.3 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.Таким образом, порядок исполнения администрацией г.Орска обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен законодательством, в связи с чем необходимость его изложения в решении суда отсутствует.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Рожкова П.А. к администрации г.Орска о понуждении администрации муниципального образования «Город Орск» предоставить вне очереди жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию г.Орска предоставить Рожкову П.А. за счет средств субъекта Российской Федерации -Оренбургской области, выделенных на эти цели, вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г.Орске Оренбургской области не ниже установленных социальных льгот.
Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2011 года.
Судья Октябрьского
районного суда г.Орска Л.В. Колобова