Дело № 2-683/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации - России
29 марта 2011 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Никитиной А.И.,
при секретаре Сафаргалеевой А.К.,
с участием представителя заявителя - администрации г. Орска - Курманчука С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г. Орска о признании недействительным постановления службы судебных приставов о взыскании с должника исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Орска обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления службы судебных приставов о взыскании с должника исполнительского сбора.
В обоснование заявления указала, что на основании решения Октябрьского районного суда г. Орска от 20.07.2010 года администрация г. Орска обязана предоставить Ивановой Ю.В. за счет средств субъекта Российской Федерации вне очереди по договору социального найма благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орске площадью, не ниже установленных социальных норм. После вступления решения в законную силу Ивановой Ю.В. был выдан исполнительный лист и 27.08.2010 года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области возбуждено исполнительное производство №. Администрации г. Орска был установлен 5-дневный срок со дня получения указанного постановления для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Поскольку в указанный срок требования исполнительного документа исполнены не были, 02.02.2011 г. судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Щипковой И.С. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым администрации г. Орска установлен 10-дневный срок для исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления. Во исполнение указанного постановления, 10.02.2011 года администрацией г. Орска вынесено постановление № о предоставлении Ивановой Ю.В. по договору социального найма однокомнатной квартиры <адрес>, общей площадью <данные изъяты> В этот же день администрацией г. Орска судебному приставу-исполнителю Щипковой И.С. было направлено заявление об окончании исполнительного производства, в связи с добровольным исполнением требований исполнительного листа. Однако, 15.02.2011 года судебным приставом-исполнителем Щипковой И.С. было вынесено постановление №, которым с администрации г. Орска взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, который с учетом суммы взыскания составил <данные изъяты>
Администрация г. Орска не согласна с указанным постановлением, поскольку ст. 239 Бюджетного Кодекса РФ предусматривает иммунитет бюджетов - правовой режим при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным Кодексом РФ. Взыскание каких-либо штрафов с администрации г. Орска, как с бюджетного учреждения, может осуществляться исключительно на основании судебного акта, в связи с чем, администрация г. Орска просила суд признать недействительным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Щипковой И.С. от 15.02.2011 года № о взыскании с администрации г. Орска исполнительского сбора, освободить администрацию г. Орска от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель заявителя - администрации г. Орска - Курманчук С.С., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Щипкова И.С. в судебное заседание не явилась. В представленном отзыве возражала в удовлетворении заявления администрации г. Орска, указав, что в установленный администрации г. Орска срок для добровольного исполнения исполнительного документа, его требования исполнены не были, поэтому постановление от 15.02.2011 года № о взыскании с администрации г. Орска исполнительского сбора вынесено в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Заинтересованное лицо Иванова Ю.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения заявления.
Прокурор Советского района г. Орска в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения заявления.
Заслушав пояснения представителя заявителя - администрации г. Орска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Октябрьского районного суда г. Орска от 20.07.2010 года администрация г. Орска обязана предоставить Ивановой Ю.В. за счет средств субъекта Российской Федерации вне очереди по договору социального найма благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орске площадью, не ниже установленных социальных норм.
После вступления указанного решения в законную силу, 16.08.2010 года Ивановой Ю.В. был выдан исполнительный лист № и 27.08.2010 года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области возбуждено исполнительное производство №, о чем вынесено постановление. Администрации г. Орска установлен 5 -дневный срок со дня получения указанного постановления для добровольного исполнения требований исполнительного документа (л.д. 7).
Поскольку в указанный срок требования исполнительного документа администрацией г. Орска исполнены не были, 02.02.2011 г. судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Щипковой И.С. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым администрации г. Орска установлен 10-дневный срок с момента получения постановления для исполнения требований исполнительного документа (л.д. 8).
10.02.2011 года администрацией г. Орска вынесено постановление № о предоставлении Ивановой Ю.В. по договору социального найма однокомнатной квартиры <адрес>, общей площадью <данные изъяты> (л.д. 12).
В этот же день администрацией г. Орска судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Щипковой И.С. было направлено заявление об окончании исполнительного производства №, в связи с добровольным исполнением требований исполнительного листа (л.д. 11).
15.02.2011 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Щипковой И.С. было вынесено постановление №, которым с администрации г. Орска взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, который с учетом суммы взыскания составил <данные изъяты> (л.д. 6).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного Кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Главой 24.1 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный документ об обращении взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику, как получателю средств соответствующего бюджета.
Администрация г. Орска является бюджетным учреждением, поэтому взыскание с нее каких-либо штрафов, в том числе и исполнительского сбора, может осуществляться только на основании судебного акта.
На основании изложенного, суд считает, что постановление №, вынесенное 15.02.2011 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Щипковой И.С., о взыскании с администрации г. Орска в рамках исполнительного производства № исполнительского сбора в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, составившего с учетом суммы взыскания <данные изъяты>, является незаконным и подлежит отмене, поскольку прямо противоречит требованиям Бюджетного Кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации г. Орска удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление №, вынесенное 15.02.2011 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Щипковой И.С., о взыскании с администрации г. Орска в рамках исполнительного производства № исполнительского сбора в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, составившего с учетом суммы взыскания <данные изъяты>
Освободить администрацию г. Орска от уплаты в рамках исполнительного производства № исполнительского сбора в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, составившего с учетом суммы взыскания <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.И. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2011 года