Дело № 2-790/2011 по иску прокурора Советского района г.Орска в интеерсах Балашовой А.Е., Балашова А.Н. о предоставлении жилья



дело № 2-790/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 мая 2011 года г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Радаевой О.И.,

при секретаре Ахматчиной М.Р.,

с участием:

старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Прониной Т.С.,

истцов Балашовой А.Е., Балашова А.Н.,

представителя ответчика Курманчук С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Балашовой А.Е., Балашова А.Н., к администрации г.Орска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского района г.Орска обратился в суд с иском о предоставлении Балашовым жилого помещения на состав семьи из 2 человек.

В обоснование требований указал, что Балашова А.Е. (до вступления в брак-Иванущенко) относится к категории детей-сирот, в 2010 году окончила учебное заведение, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение требований законов «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» администрация г.Орска бездействует, в результате чего Балашовой А.Е. на состав семьи из 2 человек в установленном законом порядке не предоставлено жилое помещение.

Старший помощник прокурора Советского района г. Орска Пронина Т.С., истцы Балашовы заявленные требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика администрации г.Орска Курманчук С.С. исковые требования не признал.

В обоснование возражений указал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, проживающие на территории г.Орска, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год в соответствии с требованиями Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», либо, с их письменного согласия, за счет освобождаемых жилым помещений муниципального жилищного фонда в пределах норм, установленных решением Орского городского Совета депутатов от 27 апреля 2005 года «Об утверждении размера норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в г.Орске».

Иванущенко А.Е. обратилась в администрацию г.Орска с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении её в список по внеочередному предоставлению жилья 08 декабря 2010 года.

30 декабря 2010 года Иванущенко А.Е. и Балашов А.Н. постановлением администрации г.Орска № 10664-п признаны нуждающимися в жилом помещении и включены в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Балашова А,Е. (Иванущенко) в установленном порядке и в установленный срок в жилищный отдел администрации г.Орска с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не обращалась.

Процедура предоставления вне очереди по договору социального найма жилого помещения определена Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства Оренбургской области от 03 марта 2008 года № 87-п, в соответствии с которым субвенции, предоставляемые из областного Фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем перечисляются министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в местные бюджеты, данные субвенции используются муниципальным образованием, в том числе и на строительство муниципального жилья, приобретение жилья в муниципальную собственность.

В связи с отсутствием финансирования из областного бюджета на 2011 год жилые помещения в муниципальную собственность не приобретались, в связи с чем в настоящее время предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным.

Таким образом, администрация г.Орска, являясь по организационно-правовой форме муниципальным бюджетным учреждением, которое обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество, полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета «город Орск» и не может нести ответственность за непредоставление денежных средств для обеспечения жильем лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель третьего лица- Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, что выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме.

Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Согласно ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Порядком формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, и принятые в соответствии со ст.52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст.52 ЖК РФ- жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п.2 ст.57 ЖК РФ - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований законодательства, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Судом установлено и подтверждается справкой о рождении, что матерью Иванущенко А.Е. доводится ФИО 1, сведения об отце записаны со слов матери.

Как следует из свидетельства о смерти, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Иванущенко А.Е. окончила МОУ <данные изъяты> в 2010 году, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании.

Иванущенко А.Е. 09 ноября 2010 года вступила в брак с Балашовым А.Н., после заключения брака ей была присвоена фамилия Балашова.

Из ответа отдела опеки и попечительства управления образования администрации г.Орска следует, что Балашова А.Е. закрепленной жилой площади в г.Орске не имеет.

Согласно выпискам из ЕГРП и сведениям, представленным ГУП «ОЦИиОН», Балашовой А.Е. на праве собственности недвижимое имущество не принадлежит.

Постановлением администрации г.Орска № 3249-п Балашова А.Е. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации г.Орска № 10664-п от 30 декабря 2010года Иванущенко А.Е. и Балашов А.Н. признаны нуждающимися в жилом помещении и включены в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, Балашова А.Е. (Иванущенко) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В настоящее время Балашова А.Е. проживает в семье Балашовых, состоящей из 4 человек, в квартире по <адрес>.

В соответствии со ст.ст.1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007г. N 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.

Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именнодетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам- 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.

На основании п.4 ст.3 указанного Закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Согласно ст.6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.

Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.

Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.

Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления в лице администрации г.Орска. Учет категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, ведет жилищный отдел администрации г. Орска.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления соответствующего нормам жилого помещения.

Ссылку ответчика на отсутствие достаточного финансирования для строительства нового жилищного фонда, что влечет невозможность в установленном порядке выделять жилые помещения, суд признает несостоятельной и необоснованной.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств.

Балашова А.Е. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако до настоящего времени не обеспечена жильем, что нарушает права истца, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством.

Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования в части предоставления Балашовой А.Е. жилого помещения являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, Балашов А.Н. к указанной категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, не относится, иные предусмотренные законом основания для признания за Балашовым А.Н. такого права отсутствуют.

Доводы прокурора о наличии у Балашова А.Н. права на получения вне очереди жилого помещения по основаниям, предусмотренным п.1 ст.69 Жилищного Кодекса РФ суд признаёт несостоятельными. В данном случае закон не связывает осуществление этого права с какими либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса Балашовой А.Е. и её нуждаемости в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия другого закреплённого жилья.

Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении требований прокурора, заявленных в интересах Балашова А.Н., надлежит отказать.

Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27.04.2005 года № 547 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м. на одного человека, в связи с чем Балашова А.Е. имеет право на предоставление жилого помещения, не ниже указанной площади.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Балашовой А.Е., Балашова А.Н., удовлетворить частично.

Обязать администрацию г.Орска предоставить по договору социального найма Балашовой А.Е., <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.

В удовлетворении иска прокурора Советского района г.Орска о возложении на администрацию г.Орска обязанности предоставить жилое помещение Балашову А.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 16 мая 2011 года