Дело № 2-869/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации - России
11 мая 2011 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.И.,
при секретаре Сафаргалеевой А.К.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Яшкиной Г.В.,
истца Мартыновой Л.Н.,
представителя ответчика - администрации г. Орска - Курманчука С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Мартыновой Л.Н. к администрации г. Орска об обязании предоставления вне очереди жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Орска обратился в суд с иском в интересах Мартыновой Л.Н. к администрации г. Орска об обязании предоставления вне очереди жилого помещения.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г. Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проведенной проверки было установлено, что Мартынова Л.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители - ФИО1 и ФИО2 умерли в 1999 году.
Распоряжением администрации Ленинского района г. Орска от 30.08.2000 года № в отношении Мартыновой Л.Н. установлена опека, опекуном назначена тетя - ФИО3 После этого Мартынова Л.Н. стала проживать вместе с опекуном и обучалась в Средней образовательной школе № 6 г. Орска.
С 2007 г. по 2008 г. Мартынова Л.Н. обучалась в Орском педагогическом колледже г. Орска, а впоследствии в ОГТИ.
С 06.12.2001 года Мартынова Л.Н. состоит на учете в Жилищном отделе администрации г. Орска в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список по внеочередному предоставлению жилья по категории - дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
До настоящего времени Мартынова Л.Н., имеющая в соответствии с действующим законодательством право на обеспечение жильем, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, им обеспечена не была, в связи с чем, заместитель прокурора Ленинского района г. Орска просил суд обязать администрацию г. Орска предоставить Мартыновой Л.Н. по договору социального найма на семью из одного человека благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орске, не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ, выделенных на эти цели.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Яшкина Г.В. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске.
Истец Мартынова Л.Н. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика - администрации г. Орска Курманчук С.С.,действующий на основании доверенности, возражал в удовлетворении исковых требований. Суду пояснил, что в соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав данной категории лиц финансируются за счет расходных обязательств субъектов РФ. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. После обращения Мартыновой Л.Н. в администрацию г. Орска с заявлением о предоставлении ей по договору социального найма жилого помещения, ей жилищным отделом администрации г. Орска было направлено уведомление, в котором ей разъяснялось, что по мере поступления денежных средств администрацией г. Орска будет приобретено жилье, которое предоставят ей по договору социального найма. В настоящее время финансирование из областного бюджета для приобретения в муниципальную собственность жилых помещений отсутствует.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Яшкиной Г.В., истца Мартыновой Л.Н., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Мартыновой Л.Н., подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Мартынова Л.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Мартыновой Л.Н. - ФИО1 умерла 14.01.1999 года, а отец ФИО2 умер 29.08.1999 года, что подтверждается Свидетельствами об их смерти.
Распоряжением администрации Ленинского района г. Орска № от 30.08.2000 года в отношении Мартыновой Л.Н. установлена опека. Опекуном назначена ее тетя ФИО3
С 31.10.2001 года по 07.10.2009 года Мартынова Л.Н. была зарегистрирована и проживала в трехкомнатной квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности опекуну ФИО3
Согласно Свидетельства № о регистрации по месту пребывания и справке, выданной ЗАО , с 27.10.2009 года по 28.10.2012 года Мартынова Л.Н. временно зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире <адрес>, принадлежащей на праве долевой собственности ФИО4 и членам его семьи.
Домовладение в г. Орске за Мартыновой Л.Н. не значится, что подтверждается сведениями, поступившими из Федеральной регистрационной службы, и справкой, выданной отделом опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска.
06.12.2001 года Мартынова Л.Н. принята жилищным отделом администрации г. Орска на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список по внеочередному предоставлению жилья по категории - дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно аттестата о среднем общем образовании № в 2008 году Мартынова Л.Н. окончила МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 18 г. Орска».
С 01.09.2007 года по 02.09.2008 года Мартынова Л.Н. обучалась на дневном отделении очной формы в ГОУ СПО «Педколледж г. Орска» по специальности «Преподавание в начальных классах». С 03.09.2008 года Мартынова Л.Н. отчислена из ГОУ СПО «Педколледж г. Орска» в связи с поступлением в ВУЗ.
На основании приказа № от 07.08.2008 года Мартынова Л.Н. зачислена на 1 курс ГОУ ВПО «ОГУ» (ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ).
В соответствии с приказом № от 14.01.2011 года Мартынова Л.Н. отчислена из ГОУ ВПО «ОГУ» (ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ).
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения содержатся и в п. 4 ст. 3 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области».
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Указанным законом установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.
Мартынова Л.Н. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, так как относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на внеочередное получение жилья детьми-сиротами возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.
Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Для категории детей-сирот действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья.
С 06.12.2001 года Мартынова Л.Н. состоит на учете в жилищном отделе администрации г. Орска для получения жилья во внеочередном порядке, не имеет какого - либо закрепленного жилья, но имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В нарушение требований закона администрация г. Орска не обеспечила жильем Мартынову Л.Н. по окончании ею образовательного учреждения.
13.10.2010 г. Мартынова Л.Н. обратилась к Главе г. Орска с заявлением о предоставлении ей по договору социального найма жилого помещения в г. Орске, площадью не ниже установленных социальных норм. Из ответа на её обращение следует, что по мере поступления денежных средств, администрацией г. Орска в муниципальную собственность будет приобретено жилое помещение и предоставлено Мартыновой Л.Н. по договору социального найма.
В связи с изложенным, суд считает, что обязанность администрации г. Орска по предоставлению Мартыновой Л.Н. жилья сохраняется до настоящего времени.
Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Мартыновой Л.Н., обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Мартыновой Л.Н., - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орска предоставить вне очереди по договору социального найма Мартыновой Л.Н. на семью из одного человека, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Никитина А.И.
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2011 года