Дело № 2- 714/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2011 года г.Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дорошенко С.В.,
при секретаре Миловой Е.О.,
с участием прокурора Дашковской Э.Н., истца Шиндина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Октябрьского района г. Орска в интересах Шиндина С.А., к администрации г. Орска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди не ниже социальных норм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Орска, действующий в интересах Шиндина С.А., обратился в суд с иском к администрации г. Орска о понуждении предоставить жилое помещение, указывая что прокуратурой Октябрьского района г.Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой установлено, что Шиндин С.А. остался без попечения родителей, так как его родители умерли в 2007г. Постановлением администрации г.Орска от 29.04.2009 г. Шиндин С.А. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 30.06.2010г. Шиндину С.А. вручен диплом об окончании ГОУ НПО «наименование 1» по профессии «<данные изъяты>». В нарушение законодательства по окончании учебного заведения жильем он не обеспечен. Прокурор просил суд обязать администрацию г.Орска предоставить Шиндину С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма на семью из одного человека благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г.Орске Оренбургской области, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании истец Шиндин С.А. и старший помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Дашковская Э.Н. поддержали исковые требования. Дали пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Шиндин С.А. пояснил, что является сиротой, его родители умерли: мать -ДД.ММ.ГГГГ, отец -ДД.ММ.ГГГГ. Он живет у тети, своего жилья не имеет, состоит на учете как нуждающийся.
Представитель ответчика - администрации г. Орска, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования не признает.
Согласно представленному в суд отзыву администрация г. Орска, возражала против удовлетворения исковых требований. Муниципальное образование «Город Орск» регулярно подает в Правительство Оренбургской области заявки о закупе жилья для Шиндина С.А., однако денежные средства для этого не выделены. Шиндин С.А. является нуждающимся, поэтому при выделении средств из бюджета Оренбургской области будет обеспечен жильем. При вынесении решения просил суд отразить разумный срок, а также условия и порядок предоставления Шиндину С.А. жилого помещения.
Представители третьих лиц - Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
Заслушав объяснения истца, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
Судом установлено, что Шиндин С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, так как его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец - ФИО2. умер ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д.9,10).
Постановлением администрации г. Орска от 29.04.2009г. № Шиндин С.А. признан нуждающимся в жилом помещении, на жилищный отдел администрации г. Орска возложена обязанность принять Шиндина С.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Шиндин С.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, так как относится к категории детей-сирот. Право на внеочередное получение жилья детьми, оставшимися без попечения родителей, возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.
Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п.п.1,2,3,5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются… детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы… Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст.2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.
В соответствии с п.4 ст.3 данного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Согласно ст.6 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
В материалах дела имеется справка ГОУ НПО наименование 1 от 31.05.2010г. о том, что Шиндин С.А. обучается на 1 курсе; приказ о зачислении № от 05.08.2010г., период обучения 01.09.2010г. по 07.07.2014г. (л.д.16).
30.06.2010г. Шиндину С.А. вручен диплом об окончании ГОУ НПО «наименование 1» по профессии «<данные изъяты>».
Согласно справке Управления образования администрации г. Орска от 19.12.2008г. № Шиндин С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закрепленной жилой площади в г. Орске не имеет (л.д.58).
По сведениям ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на март 2011г. сведения о правах Шиндина С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на недвижимое имущество отсутствуют (л.д.18).
Таким образом, в нарушение требований законодательства администрация г.Орска не обеспечила Шиндина С.А. жильем по окончании образовательного учреждения, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора Октябрьского района г.Орска о понуждении администрации г.Орска предоставить истцу соответствующее жилое помещение обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о необходимости указания в судебном решении порядка исполнения администрацией г. Орска обязанности по предоставлению жилья для истца не могут быть приняты во внимание, так как требований об определении и установлении порядка исполнения администрацией г. Орска обязанности по предоставлению жилья Шиндину С.А. истцом не заявлялось, а судебное решение принимается по заявленным истцом требованиям (п.3 ст.196 ГПК РФ).Кроме того,согласно ч.ч.1,2 ст.6 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года №1853/389-IV-ОЗ. "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Объем субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий определяется в соответствии с методикой расчета субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Оренбургской области согласно приложению к настоящему Закону.В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Ч.3 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.Таким образом, порядок исполнения администрацией г.Орска обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен законодательством, в связи с чем необходимость его изложения в решении суда отсутствует.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах Шиндина С.А. - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орска предоставить вне очереди по договору социального найма Шиндину С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на семью из одного человека, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23.05.2011г.
Судья: С.В. Дорошенко