№ 2-719/2011 по иску о признании незаконным бездействия, обязании устранения выявленных нарушений законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры, об обязании осуществить финансирование устранения выявленных нарушений



Дело № 2-719/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации - России

01 июня 2011 года                г. Орск

    

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной А.И.,

при секретаре Сафаргалеевой А.К.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н.,

представителя ответчика администрации г. Орска Курманчука С.С.,

представителя ответчика УЖКХ администрации г. Орска Утенова А.Ж.,

представителей третьего лица ОГИБДД при УВД по г. Орску - Дрововозова В.Е., Матвеева К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска о признании незаконным бездействия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, обязании устранения выявленных нарушений законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры Советского района г. Орска и об обязании администрации г. Орска осуществления финансирования устранения выявленных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

    

Прокурор Советского района г. Орска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орска о признании незаконным бездействия в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры Советского района г. Орска.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Советского района г. Орска была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и содержании автомобильных дорог в Советском районе г. Орска.

В ходе проверки были выявлены недостатки в обустройстве пешеходных переходов, а именно: в связи с износом требуется замена дорожных знаков на пешеходных переходах по ул. Орский проспект в районе магазина «<данные изъяты>», ул. Орский проспект в районе остановки кафе «<данные изъяты>», ул. Орский проспект в районе проходной «<данные изъяты>», ул. Орский проспект в районе поликлиники, ул. Перегонной. Кроме того, ширина пешеходных переходов по ул. Орский проспект в районе проходной «<данные изъяты>» и по ул. Крайней в районе магазина «<данные изъяты>» в г. Орске не соответствует интенсивности движения пешеходов. Помимо этого, выявлено отсутствие тротуаров в районе школы № 22 по ул. Н. Биофабрика, школы № 21 по ул. Андреева, школы № 17 по пер. Заводскому, школы № 7 по ул. Подзорова, по ул. 3-го интернационала в г. Орске. Дорожное ограждение на участке дороги на аэропорт не соответствует требованиям ГОСТа 52289-2004. Проведенной проверкой также установлено, что на мосту через реку Орь на Биофабрику имеются поперечные трещины асфальтного покрытия, колесоотбойники частично разрушены и их высота не соответствует СНиП 2.05.02.-85; состояние проезжей части моста через реку Орь в пос. Форштадт удовлетворительное, но на мосту отсутствует перильное ограждение; на мосту по ул. Попова отсутствует ограждение автомобильной дороги.

Выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог могут повлечь за собой угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, в связи с чем, прокурор Советского района г. Орска просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Орска по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г. Орска, выразившееся в незамене в связи с износом двух дорожных знаков на пешеходных переходах по Орскому проспекту в районе магазина «<данные изъяты>», Орскому проспекту в районе остановки кафе «<данные изъяты>», Орскому проспекту в районе проходной «<данные изъяты>», Орскому проспекту в районе поликлиники, по ул. Перегонной в г. Орске; неустановлении соответствующей ширины пешеходного перехода интенсивности движения пешеходов по Орскому проспекту в районе проходной «<данные изъяты>» и по ул. Крайней в районе магазина «<данные изъяты>» в г. Орске; неустранении поперечных трещин асфальтобетонного покрытия моста через р. Орь на Биофабрику в г. Орске, невосстановлении его частично разрушенных колесоотбойников, несоответствия высоты автомобильной дороги, неустранении неудовлетворительного состояния тротуаров моста; неустранении неудовлетворительного состояния проезжей части моста через реку Орь в п. Форштадт г. Орска, несоздании перильного ограждения указанного моста; несоздании ограждения автомобильной дороги моста по ул. Попова в г. Орске; несоздании удовлетворительного состояния проезжей части высоководного моста через реку Урал в г. Орске; обязать администрацию г. Орска устранить выявленные нарушения законодательства.

13.04.2011 года прокурор Советского района г. Орска уточнил исковые требования, указав в качестве ответчика помимо администрации г. Орска - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, наделенное в соответствии с действующим законодательством полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог городского округа, и просил суд признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г. Орска, выразившееся в незамене в связи с износом двух дорожных знаков на пешеходных переходах по Орскому проспекту в районе магазина «<данные изъяты>», Орскому проспекту в районе остановки кафе «<данные изъяты>», Орскому проспекту в районе проходной «<данные изъяты>», Орскому проспекту в районе поликлиники, по ул. Перегонной в г. Орске; неустановлении соответствующей ширины пешеходного перехода интенсивности движения пешеходов по Орскому проспекту в районе проходной «<данные изъяты>» и по ул. Крайней в районе магазина «<данные изъяты>» в г. Орске; неустранении поперечных трещин асфальтобетонного покрытия моста через р. Орь на Биофабрику в г. Орске; несоздании перильного ограждения моста через реку Орь в пос. Форштадт; несоздании ограждения автомобильной дороги на мосту по ул. Попова в г. Орске; обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска в срок до 01 июня 2011 года устранить указанные нарушения законодательства; обязать администрацию г. Орска осуществить финансирование деятельности Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска по устранению указанных нарушений.

Определением суда от 01.06.2011 г. прекращено производство по делу в части признания незаконным бездействия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г. Орска, выразившегося в незамене в связи с износом двух дорожных знаков на пешеходных переходах по Орскому проспекту в районе магазина «<данные изъяты>», Орскому проспекту в районе остановки кафе «<данные изъяты>», Орскому проспекту в районе проходной «<данные изъяты>», Орскому проспекту в районе поликлиники, по ул. Перегонной в г. Орске; неустановлении соответствующей ширины пешеходного перехода интенсивности движения пешеходов по Орскому проспекту в районе проходной «<данные изъяты>» и по ул. Крайней в районе магазина «<данные изъяты>» в г. Орске; несоздании перильного ограждения моста через реку Орь в пос. Форштадт; обязания Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска в срок до 01 июня 2011 года устранить указанные нарушения законодательства; обязания администрации г. Орска осуществить финансирование деятельности Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска по устранению указанных нарушений, в связи с отказом старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н. от иска в указанной части.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н. уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г. Орска, выразившееся в неустранении поперечных трещин асфальтобетонного покрытия моста через р. Орь на Биофабрику в г. Орске; несоздании ограждения автомобильной дороги на мосту по ул. Попова в г. Орске; обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска в срок до 01 августа 2011 года устранить указанные нарушения законодательства; обязать администрацию г. Орска осуществить финансирование деятельности Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска по устранению указанных нарушений. Дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска Утенов А.Ж., действующий на основании доверенности, возражал в удовлетворении требований иска. Суду пояснил, что УЖКХ администрации г. Орска является отраслевым органом администрации г. Орска, наделенным, в том числе, и полномочиями по организации оказания услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог городского округа, объектов благоустройства города, к которым относятся мосты. В настоящее время УЖКХ администрации г. Орска не имеет возможности устранить поперечные трещины асфальтобетонного покрытия моста через р. Орь на Биофабрику в г. Орске и создать ограждения автомобильной дороги на мосту по ул. Попова в г. Орске по уважительным причинам - в связи с отсутствием финансирования. Администрацией г. Орска Губернатору Оренбургской области Ю.А. Бергу было направлено письмо с просьбой выделить денежные средства на организацию работ по ремонту объектов благоустройства г. Орска, однако до настоящего времени финансирование не производится.

Представитель ответчика администрации г. Орска Курманчук С.С., действующий на основании доверенности, возражал в удовлетворении требований иска. Суду пояснил, что на УЖКХ администрации г. Орска возложена обязанность по организации оказания услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог городского округа, объектов благоустройства города, к которым относятся, в том числе, и мосты. Считает, что администрация г. Орска не должна осуществлять финансирование деятельности УЖКХ администрации г. Орска, направленной на устранение нарушений законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры Советского района г. Орска, поскольку источником финансирования УЖКХ администрации г. Орска являются средства бюджета г. Орска, а порядок осуществления расходных обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства устанавливается Орским городским Советом депутатов Оренбургской области.

Представители третьего лица ОГИБДД при УВД по г. Орску - Дрововозов В.Е., Матвеев К.Б. просили суд удовлетворить исковые требования Прокурора Советского района г. Орска, считая их законными и обоснованными. Дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске.

Заслушав пояснения старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н., представителей ответчиков и третьего лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района г. Орска была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и содержании автомобильных дорог в Советском районе г. Орска.

По результатам проверки, 22.02.2011 года, составлен акт комиссионного обследования мостов, согласно которому на асфальтобетонном покрытии моста через реку Орь на Биофабрику в г. Орске имеются поперечные трещины, а на мосту по ул. Попова в г. Орске отсутствует ограждение автомобильной дороги (л.д. 18).

Согласно п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение автотранспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии с п. 8.1.27 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» с обеих сторон проезжей части мостового сооружения должны быть установлены удерживающие ограждения.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 - специалист ПТО УЖКХ администрации г. Орска показала, что она входила в состав комиссии, проводившей по заданию прокуратуры Советского района г. Орска обследование моста через реку Орь на Биофабрику в г. Орске и моста по ул. Попова в г. Орске. В ходе проверки было установлено, что на асфальтобетонном покрытии моста через реку Орь на Биофабрику в г. Орске имеются небольшие поперечные трещины, а на мосту по ул. Попова в г. Орске с одной стороны отсутствует ограждение автомобильной дороги, о чем составлен акт. УЖКХ администрации г. Орска в соответствии с законом должно осуществлять ремонт мостов, однако 27.01.2010 г. между УЖКХ администрации г. Орска и ООО заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд, в соответствии с которым, с 27.01.2010 г. по 31.12.2010 г. именно ООО осуществляет надзор за городскими мостами и путепроводами и составляет отчеты при обследовании мостов и путепроводов. Считает, что выявленные недостатки не могут повлечь за собой угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, поскольку на указанных мостах имеются дорожные знаки, предупреждающие о необходимости снижения скорости автомобиля при проезде по мостам.

Суд считает, что наличие поперечных трещин на асфальтобетонном покрытии моста через реку Орь на Биофабрику в г. Орске и отсутствие ограждений автомобильной дороги на мосту по ул. Попова в г. Орске нарушают законодательство о безопасности дорожного движения и содержании автомобильных дорог и могут повлечь за собой угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Статья 73 Конституции РФ устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Из ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно Положения об УЖКХ администрации г. Орска, УЖКХ является отраслевым (функциональным) органом администрации города Орска, наделенным полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, автомобильных дорог городского округа, объектов благоустройства города, предоставлению населению банно-прачечных услуг, автотранспортных перевозок и прочих работ и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства города, и входит в структуру администрации города. Основной функцией УЖКХ администрации г. Орска является организация содержания, строительства и ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Согласно п. 1.5 Правил благоустройства, озеленения, санитарного состояния территорий и строений г. Орска, утвержденных Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 25.02.2004 года № 397, мосты относятся к сооружениям, составляющим элементы внешнего благоустройства общего пользования.

27.01.2010 года между УЖКХ администрации г. Орска и ООО в лице директора ФИО1 заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд, в соответствии с которым ООО обязалось в период с 27.01.2010 г. по 31.12.2010 г. осуществлять надзор за городскими мостами и путепроводами и составлять отчеты при обследовании мостов и путепроводов.

Поскольку мост через р. Орь на Биофабрику в г. Орске и мост по ул. Попова в г. Орске находится в муниципальной собственности г. Орска, суд считает, что в соответствии с действующим законодательством, обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог, а именно устранении поперечных трещин асфальтобетонного покрытия моста через реку Орь на Биофабрику в г. Орске и установке ограждения автомобильной дороги на мосту по ул. Попова в г. Орске, возложена на УЖКХ администрации г. Орска.

Из п. 1.4 Положения об УЖКХ администрации г. Орска следует, что источником финансирования УЖКХ являются средства бюджета г. Орска.

Согласно ч. 2 ст. 47 Устава г. Орска, утвержденного Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 25 августа 2004 г. N 444, формирование, утверждение, исполнение бюджета города Орска и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления города самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Оренбургской области и нормативными правовыми актами городского Совета.

Суд считает, что поскольку в соответствии со ст. 30 Устава г. Орска администрация г. Орска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов городского Совета, обеспечивающим при этом законные права и интересы всего городского населения и отдельных граждан, органов местного самоуправления города, а также является органом, осуществляющим муниципальный контроль, именно на нее возложена обязанность по финансированию деятельности УЖКХ администрации г. Орска, направленной на устранение нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Советского района г. Орска удовлетворить.       

Признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г. Орска по неустранению поперечных трещин асфальтобетонного покрытия моста через реку Орь на Биофабрику в г. Орске и несоздания ограждения автомобильной дороги на мосту по ул. Попова в г. Орске.

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска в срок до 01 августа 2011 года устранить поперечные трещины асфальтобетонного покрытия моста через реку Орь на Биофабрику в г. Орске и установить ограждения автомобильной дороги на мосту по ул. Попова в г. Орске.

Обязать администрацию г. Орска в срок до 01 августа 2011 года осуществить финансирование работ по устранению поперечных трещин асфальтобетонного покрытия моста через реку Орь на Биофабрику в г. Орске и созданию ограждения автомобильной дороги на мосту по ул. Попова в г. Орске.

Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: А.И. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2011 года