Дело № 2-1148/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года г. Орск Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Фирсовой Н.В., при секретаре Саакяне Г.А., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н., представителя ответчика МУП <данные изъяты> Аралбаевой Р.Ш., действующей на основании доверенности № от 14.09.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Советского района г. Орска обратился в суд с иском к <данные изъяты> <адрес> об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды, указывая, что прокуратурой Советского района г. Орска проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в котельных МУП <данные изъяты> <адрес>, расположенных в <адрес>. в соответствии с уставом МУП <данные изъяты> <адрес>, утвержденным постановлением <данные изъяты>.Орска№-п от 21.01.2011года, основным видом деятельности МУП <данные изъяты> <адрес> является производство пара и горячей воды (тепловой энергии). В соответствии со свидетельством о регистрации опасных производственных объектов <данные изъяты> от 28.10.2010г, выданным Оренбургским отделом Приуральского управления Ростехнадзора МУП <данные изъяты> <адрес>, котельные №№<данные изъяты> МУП <данные изъяты> <адрес> зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов. В соответствии с информацией МУП <данные изъяты> котельная №, расположенная в отдельно стоящем одноэтажном здании в районе жилых домов <адрес> эксплуатируются МУП <данные изъяты> для обеспечения тепловой энергии населения. МУП <данные изъяты> получено разрешение № от 23.12.2010года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Срок действия разрешения - до 24.04.2015 года. Согласно протоколу результатов количественного химического анализа промышленных выбросов в атмосферу <данные изъяты> № от 11.03.2010 года от котла котельной № установлено превышение ПДК в 1,4 раза следующих загрязняющих веществ - оксид азота, диоксид азота, однако, в столбце № Раздела № Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года не отражены вышеуказанные сверхлимитные выбросы в атмосферный воздух по котельной №, что является нарушением п.9 Приказа Ростехнадзора т 05.04.2007года № «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представителя формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», согласно которой в столбце 9 указывается фактический сверхлимитный выброс данного загрязняющего вещества (выброс сверхустановленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) за отчетный период. В соответствии с п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке. Пункт третий вышеуказанного Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 года № определяет, что Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В соответствии с п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № а также п. 1.3. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждённых Минприроды РФ 26 января 1993 года плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 года № платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", плата взимается за загрязнение в пределах допустимых нормативов, установленных лимитов (временно согласованных нормативов), сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № "Об охране атмосферного воздуха" разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Письмом Ростехнадзора от 27.10.2008 года № "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что сверхлимитным является загрязнение, в случае превышения установленных предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов. Пункт 5.1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждённых Минприроды РФ от 26.01.1993 года установлено, что масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ подразделяется на следующие категории: - предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС); - временно согласованные выбросы, сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС; - превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами). Пунктом пятым Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № определено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. Кроме того, в ходе проверки установлено, что согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУП <данные изъяты>» администрации <адрес> на предприятии образуются отходы 1-5 классов опасности, в том числе: 3 класса опасности - 4 наименования - 3,313 тн.; 4 класса опасности - 15 наименований - 110,194 тн. При проведении проверки установлено, что МУП <данные изъяты>» не разработаны паспорта опасных отходов на следующие виды отходов, указанные в таблице 3.1 (Состав и физико-химические свойства отходов) вышеуказанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУП <данные изъяты> - отработанные масляные фильтры, отходы затвердевших стеклопластиков, отработанные тормозные накладки, отработанные воздушные фильтры, отходы тканей, старая одежда (спецодежда, рукавицы) 3-4 классов опасности, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № "Об отходах производства и потребления", согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Факт отсутствия паспортов вышеуказанных опасных отходов подтверждается справкой по результатам проверки МУП <данные изъяты> ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» № от 06.05.2011. Статья первая Федерального закона от 24.06.1998 года № "Об отходах производства и потребления" определяет, что паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Пункты 2.2 и 2.3 Приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 года № "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" устанавливают, что класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. №). Паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Порядок проведения паспортизации определяется Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года № "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов". В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Таким образом, в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды МУП <данные изъяты> <адрес> нарушаются права и интересы лиц, проживающих в г. Орске, а также работников предприятия на обеспечение экологической безопасности жизни и здоровья, а также в несоблюдении публично-правовых обязанностей, которые возложены на МУП <данные изъяты> законодательством. В связи с чем, просил признать незаконным бездействие МУП <данные изъяты> <адрес> по невнесению в столбец № Раздела № Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года фактического сверхлимитного выброса загрязняющих веществ (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) - оксид азота, диоксид азота в 1,4 раза за отчетный период, с 20.04.2010 по день рассмотрения судом незаконным. Обязать МУП <данные изъяты> <адрес> осуществить корректировку Раздела № Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года в части внесения в столбец № (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) информации о выбросе сверх установленного предельно допустимого выброса - оксида азота, диоксида азота в 1,4 раза в срок до 01.07.2011 года. Обязать МУП <данные изъяты> <адрес> направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) в отношении отработанных масляных фильтров, отходов затвердевших стеклопластиков, отработанных тормозных накладок, отработанных воздушных фильтров, отходов тканей, старой одежды (спецодежды, рукавиц) 3-4 классов опасности для согласования в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.07.2011 года. В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МУП <данные изъяты> <адрес> - Аралбаева Р.Ш., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, считая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Руководствуясь статьями 39,173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> по невнесению в столбец № Раздела № Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года фактического сверхлимитного выброса загрязняющих веществ (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) - оксид азота, диоксид азота в 1,4 раза за отчетный период, с 20.04.2010 по день рассмотрения судом незаконным. Обязать Муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> <адрес> осуществить корректировку Раздела № Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года в части внесения в столбец № (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) информации о выбросе сверх установленного предельно допустимого выброса - оксида азота, диоксида азота в 1,4 раза в срок до 01.07.2011 года. Обязать Муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> <адрес> направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) в отношении отработанных масляных фильтров, отходов затвердевших стеклопластиков, отработанных тормозных накладок, отработанных воздушных фильтров, отходов тканей, старой одежды (спецодежды, рукавиц) 3-4 классов опасности для согласования в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.07.2011 года. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Октябрьского района г. Орска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Н.В. Фирсова Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года