Дело № 2-1148/11по иску прокурора Советского районаг.Орска в интересах неопределенногокругалиц к МУП `ОПТС`



Дело № 2-1148/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года                                                       г. Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,

при секретаре Саакяне Г.А.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н.,

представителя ответчика МУП <данные изъяты> Аралбаевой Р.Ш., действующей на основании доверенности от 14.09.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г. Орска обратился в суд с иском к <данные изъяты> <адрес> об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды, указывая, что прокуратурой Советского района г. Орска проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в котельных МУП <данные изъяты> <адрес>, расположенных в <адрес>. в соответствии с уставом МУП <данные изъяты> <адрес>, утвержденным постановлением <данные изъяты>.Орска-п от 21.01.2011года, основным видом деятельности МУП <данные изъяты> <адрес> является производство пара и горячей воды (тепловой энергии). В соответствии со свидетельством о регистрации опасных производственных объектов <данные изъяты> от 28.10.2010г, выданным Оренбургским отделом Приуральского управления Ростехнадзора МУП <данные изъяты> <адрес>, котельные №№<данные изъяты> МУП <данные изъяты> <адрес> зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов. В соответствии с информацией МУП <данные изъяты> котельная , расположенная в отдельно стоящем одноэтажном здании в районе жилых домов <адрес> эксплуатируются МУП <данные изъяты> для обеспечения тепловой энергии населения. МУП <данные изъяты> получено разрешение от 23.12.2010года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Срок действия разрешения - до 24.04.2015 года. Согласно протоколу результатов количественного химического анализа промышленных выбросов в атмосферу <данные изъяты> от 11.03.2010 года от котла котельной установлено превышение ПДК в 1,4 раза следующих загрязняющих веществ - оксид азота, диоксид азота, однако, в столбце Раздела Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года не отражены вышеуказанные сверхлимитные выбросы в атмосферный воздух по котельной , что является нарушением п.9 Приказа Ростехнадзора т 05.04.2007года «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представителя формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», согласно которой в столбце 9 указывается фактический сверхлимитный выброс данного загрязняющего вещества (выброс сверхустановленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) за отчетный период.

В соответствии с п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Пункт третий вышеуказанного Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 года определяет, что Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

В соответствии с п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года а также п. 1.3. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждённых Минприроды РФ 26 января 1993 года плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 года платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", плата взимается за загрязнение в пределах допустимых нормативов, установленных лимитов (временно согласованных нормативов), сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года "Об охране атмосферного воздуха" разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Письмом Ростехнадзора от 27.10.2008 года "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что сверхлимитным является загрязнение, в случае превышения установленных предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов.

Пункт 5.1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждённых Минприроды РФ от 26.01.1993 года установлено, что масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ подразделяется на следующие категории:

- предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС);

- временно согласованные выбросы, сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС;

- превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).

Пунктом пятым Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года определено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУП <данные изъяты>» администрации <адрес> на предприятии образуются отходы 1-5 классов опасности, в том числе:

3 класса опасности - 4 наименования - 3,313 тн.;

4 класса опасности - 15 наименований - 110,194 тн.

При проведении проверки установлено, что МУП <данные изъяты>» не разработаны паспорта опасных отходов на следующие виды отходов, указанные в таблице 3.1 (Состав и физико-химические свойства отходов) вышеуказанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУП <данные изъяты> - отработанные масляные фильтры, отходы затвердевших стеклопластиков, отработанные тормозные накладки, отработанные воздушные фильтры, отходы тканей, старая одежда (спецодежда, рукавицы) 3-4 классов опасности, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Факт отсутствия паспортов вышеуказанных опасных отходов подтверждается справкой по результатам проверки МУП <данные изъяты> ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» от 06.05.2011.

Статья первая Федерального закона от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" определяет, что паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Пункты 2.2 и 2.3 Приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 года "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" устанавливают, что класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. ). Паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Порядок проведения паспортизации определяется Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Таким образом, в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды МУП <данные изъяты> <адрес> нарушаются права и интересы лиц, проживающих в г. Орске, а также работников предприятия на обеспечение экологической безопасности жизни и здоровья, а также в несоблюдении публично-правовых обязанностей, которые возложены на МУП <данные изъяты> законодательством.

В связи с чем, просил признать незаконным бездействие МУП <данные изъяты> <адрес> по невнесению в столбец Раздела Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года фактического сверхлимитного выброса загрязняющих веществ (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) - оксид азота, диоксид азота в 1,4 раза за отчетный период, с 20.04.2010 по день рассмотрения судом незаконным. Обязать МУП <данные изъяты> <адрес> осуществить корректировку Раздела Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года в части внесения в столбец (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) информации о выбросе сверх установленного предельно допустимого выброса - оксида азота, диоксида азота в 1,4 раза в срок до 01.07.2011 года. Обязать МУП <данные изъяты> <адрес> направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) в отношении отработанных масляных фильтров, отходов затвердевших стеклопластиков, отработанных тормозных накладок, отработанных воздушных фильтров, отходов тканей, старой одежды (спецодежды, рукавиц) 3-4 классов опасности для согласования в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.07.2011 года.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУП <данные изъяты> <адрес> - Аралбаева Р.Ш., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, считая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь статьями 39,173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> по невнесению в столбец Раздела Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года фактического сверхлимитного выброса загрязняющих веществ (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) - оксид азота, диоксид азота в 1,4 раза за отчетный период, с 20.04.2010 по день рассмотрения судом незаконным.

Обязать Муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> <адрес> осуществить корректировку Раздела Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП <данные изъяты> за первый квартал 2010 года в части внесения в столбец (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) информации о выбросе сверх установленного предельно допустимого выброса - оксида азота, диоксида азота в 1,4 раза в срок до 01.07.2011 года.

Обязать Муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> <адрес> направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) в отношении отработанных масляных фильтров, отходов затвердевших стеклопластиков, отработанных тормозных накладок, отработанных воздушных фильтров, отходов тканей, старой одежды (спецодежды, рукавиц) 3-4 классов опасности для согласования в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.07.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Октябрьского района г. Орска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья             Н.В. Фирсова

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года