Дело № 2-1149/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года г. Орск Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Фирсовой Н.В., при секретаре Саакяне Г.А., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н., ответчика Галагана С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Галагану С.Б. об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и о пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Советского района г. Орска обратился в суд с иском к <данные изъяты> Галагану С.Б. об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и о пожарной безопасности, указывая, что прокуратурой района в соответствии с планом работы прокуратуры района на первое полугодие 2011 года проведена проверка законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности, а также законодательства о пожарной безопасности в деятельности <данные изъяты> Галагану С.Б. Установлено, что Галагану С.Б. зарегистрирован в <данные изъяты> России № по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства о внесении записи в №. Согласно справке Орского городского отдела Госстатистики № от 08.08.2003 года <данные изъяты> С.Б. Галаганом осуществляется следующий вид экономической деятельности: розничная торговля моторным топливом, прочая оптовая торговля и др. На основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного Учреждением по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, № от 30.12.2002, <данные изъяты> Галаган С.Б. владеет на праве собственности контейнерной автозаправочной станцией, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме того, согласно свидетельства о государственной регистрации права, выданного Учреждением по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, № от 23.04.2004, <данные изъяты> Галаган С.Б. владеет на праве собственности земельным участком, общей площадью - 1136 кв.м., из земель поселений, расположенным по адресу: <адрес>, <данные изъяты> в районе автодороги Орск-Домбаровка. Проверкой установлено, что соблюдение законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности <данные изъяты> Галаганом С.Б. осуществляется ненадлежащим образом. В ходе осмотра 27.04.2011 прокуратурой района <данные изъяты> <данные изъяты> Галагана С.Б., расположенной по адресу: <адрес>, в районе автодороги «Орск-Домбаровка» установлено следующее: в 4-х метрах от операторной <данные изъяты> расположен мусорный контейнер, объёмом 0,75 куб.м. для сбора и промежуточного хранения образующихся в процессе деятельности № отходов производства и потребления. На момент осмотра заполнен на 1/2 часть контейнера. Состав отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, смёт с территории, мусор от уборки территории, прочие коммунальные отходы, текстиль загрязнённый, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) и др. Общий объём накопленных отходов - 0,38 куб.м. Таким образом, проверкой установлено, что в процессе хозяйственной деятельности <данные изъяты> <данные изъяты> Галагану С.Б. образуются следующие виды отходов производства и потребления, которые согласно Федерального классификационного каталога отходов, утверждённого приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года <данные изъяты> относятся: -мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), класс опасности 4 -обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), класс опасности 3. В соответствии со справками <данные изъяты> Галагана С.Б. от 04.05.2011, все образующиеся в процессе хозяйственной деятельности <данные изъяты> отходы производства и потребления на городскую свалку не вывозятся, а передаются частными лицам за наличный расчёт, без заключения каких-либо договоров транспортировки и размещения. В 2010 году объём образовавшихся отходов производства и потребления составил - 0,75 куб.м. В первом квартале 2011 года образовавшиеся отходы производства и потребления никому не передавались. Инвентаризация образующихся отходов производства и потребления не произведена, паспорта опасных отходов, образующихся в деятельности предприятия <данные изъяты> Галаган С.Б., не разработаны, первичный документальный учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведётся, форма государственной статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год в органы статистики не сдавалась, что является нарушениями ст.ст. 11, 14, 19, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 года № "Об отходах производства и потребления", согласно которых индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Кроме того, в ходе осмотра 27.04.2011 прокуратурой района <данные изъяты> <данные изъяты> Галаган С.Б., расположенной по адресу: <адрес>, в районе автодороги «Орск-Домбаровка» установлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: Статья первая Федерального закона от 24.06.1998 года <данные изъяты> "Об отходах производства и потребления" определяет, что паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Пункты 2.2 и 2.3 Приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 года № "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" устанавливают, что класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. № Паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Порядок проведения паспортизации определяется Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года № "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов". Статьи 42 и 58 Конституции РФ определяют, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, а в соответствии со ст. 1 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 г. № "О пожарной безопасности в Оренбургской области" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пунктом 10 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) также установлено, что собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № "О пожарной безопасности", ст. 25 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1673/276-III-ОЗ "О пожарной безопасности в Оренбургской области" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Таким образом, <данные изъяты> Галаган С.Б. нарушаются права и интересы лиц, проживающих в <адрес>, а также работников <данные изъяты> на обеспечение экологической безопасности жизни и здоровья, а также <данные изъяты> Галаган С.Б. не созданы условия для предотвращения возможности возникновения пожара, его дальнейшее распространение по элементам конструкций <данные изъяты> находящихся в них материальных ценностей, следствием чего является создание угрозы жизни здоровью людей, что непосредственно влияет на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений <данные изъяты> во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нём, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей. В связи с указанными обстоятельствами прокурор просит обязать <данные изъяты> Галагану С.Б. направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) - мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), а также обтирочного материала, загрязнённый маслами (содержание масел, менее 15%) для согласования в Управление Росприроднадзора по <адрес> в срок до 01.03.2012 года. Обязать <данные изъяты> Галагану С.Б. провести инвентаризацию образующихся отходов производства и потребления, осуществлять документальный учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, направить форму государственной статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год в Управление Росстата по Оренбургской области, к обращению с отходами I - IV класса опасности на <данные изъяты> в срок до 01.07.2011 года. Обязать <данные изъяты> Галагану С.Б. устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности на <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, в районе автодороги «Орск-Домбаровка» - площадку для АЦ оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм., а также пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, на въезде и выезде с территории <данные изъяты> установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., исключающие возможность растекания аварийного пролива за пределы территории <данные изъяты> резервуары хранения топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию, в системе автоматической установкой пожарной сигнализации вместо тепловых пожарных извещателей установить дымовые пожарные извещатели - 4 ед., на здании операторной демонтировать глухую металлическую решетку - 1 ед., на въезде на территорию <данные изъяты> установить соответствующие знаки безопасности, щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, демонтировать горючие материалы (сайдинг), используемые в качестве отделки наружных стен здания операторной, на территории <данные изъяты> установить буксировочную штангу, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н. поддержал исковые требования, уточнив их в части предоставления срока для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности до 01.10.2011 года, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчик <данные изъяты> Галаган С.Б. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, считая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Руководствуясь статьями 39,173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать <данные изъяты> Галагана С.Б. направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) - мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), а также обтирочного материала, загрязнённый маслами (содержание масел, менее 15%) для согласования в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.03.2012 года. Обязать <данные изъяты> Галагана С.Б. провести инвентаризацию образующихся отходов производства и потребления, осуществлять документальный учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, направить форму государственной статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год в Управление Росстата по Оренбургской области, к обращению с отходами I - IV класса опасности на <данные изъяты> в срок до 01.07.2011 года. Обязать <данные изъяты> Галагана С.Б. устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности на <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, в районе автодороги «Орск-Домбаровка» - площадку для АЦ оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм., а также пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, на въезде и выезде с территории <данные изъяты> установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., исключающие возможность растекания аварийного пролива за пределы территории <данные изъяты>, резервуары хранения топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию, в системе автоматической установкой пожарной сигнализации вместо тепловых пожарных извещателей установить дымовые пожарные извещатели - 4 ед., на здании операторной демонтировать глухую металлическую решетку - 1 ед., на въезде на территорию <данные изъяты> установить соответствующие знаки безопасности, щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, демонтировать горючие материалы (сайдинг), используемые в качестве отделки наружных стен здания операторной, на территории <данные изъяты> установить буксировочную штангу, в срок до 01.10.2011 года. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Октябрьского района г. Орска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Н.В. Фирсова Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года