Дело № 2-1149/11по иску прокурора Советского района г.Орска винтересах неопределенного круга лиц кИП Галагану С.Б. об обязании выполнения требований законодательства обохране окружающей средыи о пожпрной безопасности



Дело № 2-1149/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года                                                     г. Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,

при секретаре Саакяне Г.А.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н.,

ответчика Галагана С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Галагану С.Б. об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г. Орска обратился в суд с иском к <данные изъяты> Галагану С.Б. об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и о пожарной безопасности, указывая, что прокуратурой района в соответствии с планом работы прокуратуры района на первое полугодие 2011 года проведена проверка законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности, а также законодательства о пожарной безопасности в деятельности <данные изъяты> Галагану С.Б.

Установлено, что Галагану С.Б. зарегистрирован в <данные изъяты> России по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства о внесении записи в .

Согласно справке Орского городского отдела Госстатистики от 08.08.2003 года <данные изъяты> С.Б. Галаганом осуществляется следующий вид экономической деятельности: розничная торговля моторным топливом, прочая оптовая торговля и др.

На основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного Учреждением по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, от 30.12.2002, <данные изъяты> Галаган С.Б. владеет на праве собственности контейнерной автозаправочной станцией, расположенной по адресу: <адрес>.

Кроме того, согласно свидетельства о государственной регистрации права, выданного Учреждением по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, от 23.04.2004, <данные изъяты> Галаган С.Б. владеет на праве собственности земельным участком, общей площадью - 1136 кв.м., из земель поселений, расположенным по адресу: <адрес>, <данные изъяты> в районе автодороги Орск-Домбаровка.

Проверкой установлено, что соблюдение законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности <данные изъяты> Галаганом С.Б. осуществляется ненадлежащим образом.

В ходе осмотра 27.04.2011 прокуратурой района <данные изъяты> <данные изъяты> Галагана С.Б., расположенной по адресу: <адрес>, в районе автодороги «Орск-Домбаровка» установлено следующее: в 4-х метрах от операторной <данные изъяты> расположен мусорный контейнер, объёмом 0,75 куб.м. для сбора и промежуточного хранения образующихся в процессе деятельности отходов производства и потребления. На момент осмотра заполнен на 1/2 часть контейнера. Состав отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, смёт с территории, мусор от уборки территории, прочие коммунальные отходы, текстиль загрязнённый, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) и др. Общий объём накопленных отходов - 0,38 куб.м.

Таким образом, проверкой установлено, что в процессе хозяйственной деятельности <данные изъяты> <данные изъяты> Галагану С.Б. образуются следующие виды отходов производства и потребления, которые согласно Федерального классификационного каталога отходов, утверждённого приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года <данные изъяты> относятся:

-мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), класс опасности 4

-обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), класс опасности 3.

В соответствии со справками <данные изъяты> Галагана С.Б. от 04.05.2011, все образующиеся в процессе хозяйственной деятельности <данные изъяты> отходы производства и потребления на городскую свалку не вывозятся, а передаются частными лицам за наличный расчёт, без заключения каких-либо договоров транспортировки и размещения. В 2010 году объём образовавшихся отходов производства и потребления составил - 0,75 куб.м. В первом квартале 2011 года образовавшиеся отходы производства и потребления никому не передавались. Инвентаризация образующихся отходов производства и потребления не произведена, паспорта опасных отходов, образующихся в деятельности предприятия <данные изъяты> Галаган С.Б., не разработаны, первичный документальный учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведётся, форма государственной статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год в органы статистики не сдавалась, что является нарушениями ст.ст. 11, 14, 19, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", согласно которых индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Кроме того, в ходе осмотра 27.04.2011 прокуратурой района <данные изъяты> <данные изъяты> Галаган С.Б., расположенной по адресу: <адрес>, в районе автодороги «Орск-Домбаровка» установлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:

  1. Площадка для АЦ не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм., а также пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, что является нарушением п. 35 НПБ 111-89* «Автозаправочные станции. Требования безопасности», утверждённых приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 года , согласно которого площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм; пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны; аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию <данные изъяты> при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ;
  2. На въезде и выезде с территории <данные изъяты> отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., исключающие возможность растекания аварийного пролива за пределы территории <данные изъяты> что является нарушением п. 9 НПБ 111-89* «Автозаправочные станции. Требования безопасности», утверждённых приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 года , согласно которого планировка <данные изъяты> с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории <данные изъяты> так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории <данные изъяты> необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения <данные изъяты>
  3. Резервуары хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию, что является нарушением п. 54 НПБ 111-89* «Автозаправочные станции. Требования безопасности», утверждённых приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 года и п. 704 Правил пожарной безопасности в РФ , утвержденных приказом МЧС от 18 июня 2003 года , согласно которых резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95%-го заполнения резервуара. Степень заполнения резервуаров топливом не должна превышать 95% их внутреннего геометрического объема;
  4. В системе автоматической установкой пожарной сигнализации вместо дымовых пожарных извещателей установлены тепловые пожарные извещатели - 4 ед., что является нарушением п. 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года , согласно которых в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.), венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы, категории В4 и Д по пожарной опасности, лестничных клеток.
  5. На здании операторной установлена глухая металлическая решетка - 1 ед., что является нарушением п. 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года <данные изъяты>, согласно которого в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
  6. На въезде на территорию <данные изъяты> отсутствуют соответствующие знаки безопасности, щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, что является нарушением п. 759 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N <данные изъяты>, согласно которого <данные изъяты> должны быть обеспечены знаками пожарной безопасности, дорожными знаками "Ограничение максимальной скорости" для движения заправляемого транспорта по территории <данные изъяты> со скоростью не более 20 км/ч, табличками "Остановка мототранспорта за 15 м для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК, табличками "Обязательная высадка пассажиров" (на <данные изъяты> эти таблички устанавливается в зоне "общественного центра"), дорожными знаками "Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено". При въезде на территорию <данные изъяты> <данные изъяты> должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию <данные изъяты>
  7. В качестве отделки наружных стен здания операторной применены горючие материалы (сайдинг). Основание: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п. 5.19*, табл. 5*, п. 7.1.; МДС 21-1.98 п. 6.1. табл.1; ГОСТ 30403-96 п. 10.4 табл.1.
  8. На территории <данные изъяты> отсутствует буксировочная штанга, что является нарушением п. 758 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года , согласно которого <данные изъяты> должны быть оснащены жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 м, для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории <данные изъяты>

Статья первая Федерального закона от 24.06.1998 года <данные изъяты> "Об отходах производства и потребления" определяет, что паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Пункты 2.2 и 2.3 Приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 года "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" устанавливают, что класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. Паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Порядок проведения паспортизации определяется Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".

Статьи 42 и 58 Конституции РФ определяют, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, а в соответствии со ст. 1 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 г. "О пожарной безопасности в Оренбургской области" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пунктом 10 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) также установлено, что собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", ст. 25 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1673/276-III-ОЗ "О пожарной безопасности в Оренбургской области" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Таким образом, <данные изъяты> Галаган С.Б. нарушаются права и интересы лиц, проживающих в <адрес>, а также работников <данные изъяты> на обеспечение экологической безопасности жизни и здоровья, а также <данные изъяты> Галаган С.Б. не созданы условия для предотвращения возможности возникновения пожара, его дальнейшее распространение по элементам конструкций <данные изъяты> находящихся в них материальных ценностей, следствием чего является создание угрозы жизни здоровью людей, что непосредственно влияет на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений <данные изъяты> во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нём, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.

В связи с указанными обстоятельствами прокурор просит обязать <данные изъяты> Галагану С.Б. направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) - мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), а также обтирочного материала, загрязнённый маслами (содержание масел, менее 15%) для согласования в Управление Росприроднадзора по <адрес> в срок до 01.03.2012 года.

Обязать <данные изъяты> Галагану С.Б. провести инвентаризацию образующихся отходов производства и потребления, осуществлять документальный учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, направить форму государственной статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год в Управление Росстата по Оренбургской области, к обращению с отходами I - IV класса опасности на <данные изъяты> в срок до 01.07.2011 года.

Обязать <данные изъяты> Галагану С.Б. устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности на <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, в районе автодороги «Орск-Домбаровка» - площадку для АЦ оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм., а также пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, на въезде и выезде с территории <данные изъяты> установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., исключающие возможность растекания аварийного пролива за пределы территории <данные изъяты> резервуары хранения топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию, в системе автоматической установкой пожарной сигнализации вместо тепловых пожарных извещателей установить дымовые пожарные извещатели - 4 ед., на здании операторной демонтировать глухую металлическую решетку - 1 ед., на въезде на территорию <данные изъяты> установить соответствующие знаки безопасности, щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, демонтировать горючие материалы (сайдинг), используемые в качестве отделки наружных стен здания операторной, на территории <данные изъяты> установить буксировочную штангу, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н. поддержал исковые требования, уточнив их в части предоставления срока для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности до 01.10.2011 года, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик <данные изъяты> Галаган С.Б. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, считая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь статьями 39,173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать <данные изъяты> Галагана С.Б. направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) - мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), а также обтирочного материала, загрязнённый маслами (содержание масел, менее 15%) для согласования в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.03.2012 года.

Обязать <данные изъяты> Галагана С.Б. провести инвентаризацию образующихся отходов производства и потребления, осуществлять документальный учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, направить форму государственной статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год в Управление Росстата по Оренбургской области, к обращению с отходами I - IV класса опасности на <данные изъяты> в срок до 01.07.2011 года.

Обязать <данные изъяты> Галагана С.Б. устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности на <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, в районе автодороги «Орск-Домбаровка» - площадку для АЦ оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм., а также пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, на въезде и выезде с территории <данные изъяты> установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., исключающие возможность растекания аварийного пролива за пределы территории <данные изъяты>, резервуары хранения топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию, в системе автоматической установкой пожарной сигнализации вместо тепловых пожарных извещателей установить дымовые пожарные извещатели - 4 ед., на здании операторной демонтировать глухую металлическую решетку - 1 ед., на въезде на территорию <данные изъяты> установить соответствующие знаки безопасности, щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, демонтировать горючие материалы (сайдинг), используемые в качестве отделки наружных стен здания операторной, на территории <данные изъяты> установить буксировочную штангу, в срок до 01.10.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Октябрьского района г. Орска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                    Н.В. Фирсова

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года