Дело № 2-1103/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации - России 27 июня 2011 года г.Орск Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Колобовой Л.В., при секретаре Ульяновской Е.С., с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Шафир Э.А., истца Сгибневой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орска в интересах Сгибневой М.В. к администрации г.Орска об обязании предоставить жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Советского района г.Орска, действующий в интересах Сгибневой М.В., обратился в суд с иском к администрации г.Орска о понуждении предоставить Сгибневой М.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указано, что прокуратурой Советского района г.Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что Сгибнева М.В. осталась без попечения родителей, так как ее родители лишены родительских прав на основании решения Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 02.08.2004 года. Сгибнева М.В. состоит на учете в жилищном отделе администрации г.Орска для получении жилья во внеочередном порядке. Согласно аттестату об основном общем образовании от 22.06.2006 года ФИО1 окончила ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наименование 1» в г.Оренбурге в 2006 году. После окончания обучения Сгибнева М.В. не была обеспечена жильем. В судебном заседании истица Сгибнева М.В. и старший помощник прокурора Советского района г.Орска Шафир Э.А. поддержали исковые требования. Дали пояснения, аналогичные изложенным в иске. Сгибнева М.В. пояснила, что в настоящее время она зарегистрирована по <адрес> у своей <данные изъяты>. Она не обращалась в администрацию г.Медногорска для постановки на учет для получения жилья, жилье до настоящего времени не получила. Представители ответчика администрации г.Орска, третьего лица Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены. Заслушав объяснения представителя прокуратуры Советского района г.Орска, истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. Судом установлено, что Сгибнева М.В., <данные изъяты> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав. Согласно справке ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наименование 1 Сгибнева М.В., <данные изъяты> года рождения, являлась воспитанницей ГОУ «Наименование 1 с 30.11.2004 года по 30.08.2006 года и находилась на полном государственном обеспечении. Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Сгибнева М.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, так как относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Право на внеочередное получение жилья детьми, оставшимися без попечения родителей, возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий. Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В соответствии с п.п.1,2,3,5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются… детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы… Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ст.2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи. В соответствии с п.4 ст.3 данного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет). Согласно ст.6 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма. В материалах дела имеется аттестат об основном общем образовании от 22.06.2006 года, выданный ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наименование 1), согласно которому Сгибнева М.В. окончила данное учреждение в 2066 году. Согласно справке Управления образования администрации г.Орска от 17.03.2011г. Сгибнева М.В., <данные изъяты> года рождения, закрепленной жилой площади в г.Орске не имеет. По сведениям ГУП Оренбургской области «Наименование 2» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на март 2011г. сведения о правах Сгибневой М.В., <данные изъяты> года рождения, на недвижимое имущество отсутствуют. По имеющейся в материалах дела информации администрации г.Орска Сгибнева М.В., <данные изъяты> года рождения, включена в список нуждающихся в жилом помещении по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В нарушение требований законодательства администрация г.Орска не обеспечила Сгибневу М.В. жильем по окончании образовательного учреждения, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора Советского района г.Орска о понуждении администрации г.Орска предоставить Сгибневой М.В. вне очереди жилое помещение обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Советского района г. Орска в интересах Сгибневой М.В. к администрации г. Орска удовлетворить: обязать администрацию г.Орска предоставить Сгибневой М.В., <данные изъяты> года рождения, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области вне очереди по договору социального найма благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г.Орске площадью не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2011 года Судья Октябрьского районного суда г.Орска Л.В. Колобова