Дело № 2-1054/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации - России 21 июня 2011 года г. Орск Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Никитиной А.И., при секретаре Сафаргалеевой А.К., с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Шафир Э.А., истца Юргановой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Орска в интересах Юргановой В.Д. к министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г.Орска, действуя в интересах Юргановой В.Д., обратился в суд с иском к администрации г.Орска, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья. В обоснование иска указал, что прокуратурой Советского района г.Орска проведена проверка по обращению Юргановой В.Д. по вопросу отказа ей в предоставлении мер социальной поддержки в части обеспечения жильем по категории бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны. Согласно удостоверения серии № Юрганова В.Д. относится к категории бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные законом для данной категории граждан. Постановлением главы г. Орска № №п от 15.02.2010г. Юрганова В.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участник Великой Отечественной войны. До настоящего времени Юргановой В.Д. не выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, тем самым не признано право на получение указанной меры социальной поддержки. Бывшие узники концлагерей подлежат обеспечению жильем наравне с ветеранами Великой Отечественной войны. Юрганова В.Д. не обеспечена жилым помещением, ей никогда не предоставлялась мера социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или предоставления жилого помещения по договору социального найма. Право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 15 ФЗ «О ветеранах». Положение закона о предоставлении несовершеннолетним узникам концлагерей, мер социальной поддержки, не может толковаться как ограничение в обеспечение указанной категории граждан жильем на основании п. 3 ст. 15, п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». Вместе с тем, из материалов учетного дела Юргановой В.Д., хранящегося в жилищном отделе администрации г. Орска, из обращения главы г. Орска ФИО1. от 04.05.2010 года на имя начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ФИО2 следует, что учетное дело Юргановой В.Д. было возвращено в администрацию г. Орска с рекомендациями об отказе в рассмотрении вопроса о предоставлении социальной выплаты бывшей несовершеннолетней узнице фашистских концлагерей Юргановой В.Д. Прокурор считает, что отказ министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в признании за Юргановой В.Д. права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления ей социальной выплаты на приобретение жилья и выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям действующего законодательства. Прокурор, действуя в интересах Юргановой В.Д., просил суд признать за Юргановой В.Д. право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления ей социальной выплаты на приобретение жилья. Обязать администрацию г. Орска направить в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ходатайство органа местного самоуправления о предоставлении Юргановой В.Д. социальной выплаты на приобретение жилья. Обязать министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области выдать Юргановой В.Д. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Определением суда от 21.06.2011 г. прекращено производство по делу в части обязания администрации г. Орска направить в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ходатайство органа местного самоуправления о предоставлении Юргановой В.Д. социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с отказом истца Юргановой В.Д. и старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Шафир Э.А. от иска в указанной части. В судебном заседании истец Юрганова В.Д., старший помощник прокурора Советского района г. Орска Шафир Э.А. поддержали исковые требования в полном объеме, дали пояснения аналогичные доводам иска, кроме того, сообщили, что 05.05.2011 года Юргановой В.Д. установлена бессрочно <данные изъяты>, представив в подтверждение справку №. Представитель ответчика министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд, заслушав пояснения прокурора, истца Юргановой В.Д., исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что Юрганова В.Д. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, что подтверждается удостоверением серии № (л.д.19). Юрганова В.Д. является <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии №. Юрганова В.Д. не имеет в собственности никого жилого помещения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также справкой Орского филиала ГУП «наименование 1». Статьей 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» постановлено предоставлять проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, признанными инвалидами в следствии общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов ВОВ соответствующих групп. Пунктом 1 данного Указа предусмотрено, остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих. Согласно п. 2 вышеназванного Указа, льготы, перечисленные в п.1, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам ВОВ. Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1992 г. № 20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (с изменениями от 25.06.2009 года) разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники ВОВ. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников ВОВ предусмотрены льготы соответственно ст.ст.14, 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. Пунктом 8 ст.154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» также установлено, что проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила в следствии их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы установленные для инвалидов ВОВ. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих. Таким образом, Юргановой В.Д., как несовершеннолетнему узнику концлагеря, являющейся <данные изъяты>, должны предоставляться ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ. В соответствии с п/п 4 п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г. инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 3). Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: - инвалидов Великой Отечественной войны; - участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; - лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках, железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; - лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; - членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п/п 2 п. 3). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п/п 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в п/п 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1). Каких-либо исключений из указанных категорий граждан закон не предусматривает. Во исполнение п. 11, 11.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 г. №72-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам ВОВ (далее по тексту - Порядок). Согласно п. 4 Порядка меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках настоящего Порядка имеют инвалиды ВОВ, зарегистрированные на территории Оренбургской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.03.2005 года, в том числе другие лица. В силу п.5 Порядка, обеспечение жильем граждан, указанных в п. 4 настоящего Порядка осуществляется путем предоставления социальной выплаты на: а) приобретение готового жилого помещения: квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома (или их части)(с предоставлением договора, являющегося основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение); б) приобретение квартиры при участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома при условии высокой (не менее 70%)степени готовности (с предоставлением договора о долевом участии в строительстве или договора уступки прав, зарегистрированного в установленном порядке). Ветеранам ВОВ могут быть предоставлены жилые помещения по договору социального найма. Форму оказания государственной поддержки в обеспечении жильем ветераны ВОВ определяют самостоятельно. Как следует из материалов дела, постановлением главы г.Орска от 15.02.2010г. № № Юрганова В.Д. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области по категории участник ВОВ. Из материалов учетного дела Юргановой В.Д., хранящегося в жилищном отделе администрации г. Орска, из обращения главы г. Орска ФИО1. от 04.05.2010 года на имя начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ФИО2 следует, что учетное дело Юргановой В.Д. было возвращено в администрацию г. Орска с рекомендациями об отказе в рассмотрении вопроса о предоставлении социальной выплаты бывшей несовершеннолетней узнице фашистских концлагерей Юргановой В.Д. Проанализировав приведенные положения действующего законодательства, учитывая, что истица является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, в связи с чем ей предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ, суд находит отказ министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в выдаче истице свидетельства о предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не соответствующим закону. Право инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 14 ФЗ «О ветеранах». В п/п 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны инвалиды ВОВ. При этом, по мнению суда, положения закона о предоставлении несовершеннолетним узникам концлагерей, являющимся одновременно инвалидами 1 и 2 групп по общему заболеванию, мер социальной поддержки, установленных для инвалидов ВОВ, во всяком случае не может толковаться как ограничение в обеспечении указанной категории граждан жильем на основании ст. 14, п/ п 2. п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». В своем отказе ответчик министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области также ссылался на письмо заместителя Министра регионального развития РФ от 19.03.2010 г. №№. В названном письме ответчик, ссылаясь на п. 8 ст. 154 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г., указывает, что законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников концлагерей правом на ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ, не идентифицирует их с участниками ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме и считает, что указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 не подлежат. Вместе с тем, указанное письмо не может быть принято судом, как основание к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку оно не является официальным разъяснением норм закона, не было опубликовано в установленном порядке. На основании изложенного, суд считает, что требования иска прокурора Советского района г.Орска заявленные в интересах Юргановой В.Д. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Советского района г. Орска в интересах Юргановой В.Д. - удовлетворить. Признать за Юргановой В.Д, право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления ей социальной выплаты на приобретение жилья. Обязать министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области выдать Юргановой В.Д. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: А.И. Никитина Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года