№2-1257/2011 решение по делу по иску о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, о возложении обязанности предоставить социальную выплату



Дело № 2-1257/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года                                  г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,

при секретаре Саакяне Г.А.,

с участием:

представителя истца - Синотова А.А,, действующего на основании доверенности от 12.03.2011 года,

представителя ответчика администрации г.Орска - Пеняскина А.В., действующего на основании доверенности от 10.03.2011года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Синицыной Е.Н. к администрации г.Орска, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, о возложении обязанности предоставить социальную выплату,

у с т а н о в и л:

Синицына Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации г.Орска, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, в котором просит признать право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, о возложении обязанности предоставить социальную выплату.

В обоснование иска указала, что она, Синицына Е.К., является <данные изъяты> умершего участника Великой Отечественной войны, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации г. Орска с 08.07.2010 года. Будучи <данные изъяты> участника ВОВ, обладает правом на получение мер социальной поддержки со стороны государства в виде предоставления безвозмездной социальной выплаты на приобретение жилья.

28 июля 2010 года Е.Н. Синицына предоставила в жилищный отдел администрации города Орска предварительную заявку и заявление о согласии получить безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Администрацией города Орска Оренбургской области проведена юридическая экспертиза представленных документов, в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области 03.08.2010 года направлено ходатайство с просьбой предоставить Синицыной Е.Н. социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

Письмом администрации города Орска Оренбургской области от 30.07.2010 года материалы учетного дела Е.Е. Синицыной направлены в наименование1 с целью рассмотрения вопроса о предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.

Однако до настоящего времени вопрос о предоставлении Синициной Е.Н. социальной поддержки в виде безвозмездной социальной выплаты на приобретение жилья не решен.

Письмом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 28.01.2011 года Е.Н. Синицыной разъяснено, что ее документы о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья рассмотрены 17.12.2010 года на заседании «наименование2», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 10.12.2010 года № 895-п.

наименование2 были даны рекомендации Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области направить иск в суд об оспаривании решения органа местного самоуправления о принятии Синицыной Е.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Такие доводы Министерства истец Синицина Е.Н. считает не основанными на законе. Полагает, что она нуждается в улучшении жилищных условий и получении социальной выплаты, в связи с чем, обратилась в суд с соответствующим иском.

Синицына Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в представленном суду заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Синотов А.А., поддержал исковые требования, в судебном заседании дал пояснения, аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика администрации г.Орска Пеняскин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Синициной Е.Н., указывая, что администрация г.Орска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного      хозяйства      Оренбургской области, которое в соответствии с п. 19 постановления Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006г. № 72-п уполномочено рассматривать вопросы о выделении социальной выплаты.

В связи с этим в удовлетворении исковых требований Синициной Е.Н. к администрации г.Орска просил отказать.

Ответчик - Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился.

В отзыве на иск представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований Синициной Е.Н..

Указал, что Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Оренбургской области и действует на основании Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19.12.2005 года № 153 - ук.

В ходе проверки документов, предоставленных МО г.Орск, установлено, то Синицина Е.Н. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена учетной нормой жилого помещения.

Синицина Е.Н, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве собственности ее <данные изъяты> ФИО1. В квартире зарегистрированы <данные изъяты> человека: Синицина Е.Н. и <данные изъяты>. Поскольку в соответствии с нормами ЖК РФ Синицина Е.Н. обеспечена учетной нормой жилой площади -<данные изъяты> кв.м. на 1 человека, то, в удовлетворении требований Синициной Е.Н. следует отказать.

Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. Малоимущим, иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.49 ЖК РФмалоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном действующим законодательством порядке.

В силу закона малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных в установленном законодательством порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанным в ч.3 ст.49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В силу ст. 52 ЖК РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляются органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (п.3 ст.52 ЖК РФ).

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 (в ред. от 09.01.2010 г. № 30) «Об обеспечении жилья ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшениях жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации № 5 - ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положением статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В соответствии с п.1 ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Оренбургской области, Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 г. № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» (с изменениями и дополнениями) установлено, что граждане, зарегистрированные на территории Оренбургской области, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья и предоставления ветеранам Великой Отечественной войны жилых помещений по договору социального найма и утверждён порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 ч.1 ст.3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007г. № 1347/285-IY-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» установлено, что участникам Великой Отечественной войны по договору социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области.

Постановлением Правительства Оренбургской области № 72-п от 09.03.2006г. утвержден Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны.

Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления социальной выплаты гражданам для приобретения жилья и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 16 данного Порядка органы местного самоуправления ежегодно представляют в Министерство строительства изменения в списках граждан по каждой категории, утвержденные главой органа местного самоуправления и согласованные с территориальным управлением социальной защиты населения.

В силу п.19 вышеназванного Порядка орган местного самоуправления проверяет документы граждан, включенных в список, и предоставляет в Министерство строительства ходатайство органа местного самоуправления о предоставлении гражданину социальной выплаты или жилого помещения по договору социального найма (для ветеранов Великой Отечественной войны) с приложением соответствующих документов.

Следовательно, ответственность за обоснованность постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и представление документов граждан несут органы местного самоуправления.

Меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках установленного Правительством Оренбургской области Порядка предоставления социальной выплаты и предоставления жилых помещений по договору социального найма предоставляются:

гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и отнесенным к следующим категориям (далее - ветераны Великой Отечественной войны):

а) инвалиды Великой Отечественной войны;

б) участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

в) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

г) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

д) члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Постановлением Администрации г. Орска от 08.07.2010 Синицына Е.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет.

Из представленных в материалы дела копии военного билета, копии свидетельства о заключении брака, следует, что Синицина Е.Н. является <данные изъяты> умершего участника ВОВ.

Следовательно, в силу п.2 ч.2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Синицина Е.Н. относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём. Однако ей может быть предоставлена указанная мера социальной поддержки только при условии его нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

-не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Синицина Е.Н. проживает в квартире по <адрес>.

Указанная квартира согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.08.2005 года принадлежит на праве собственности ФИО1.

Согласно сведениям, имеющимся в материалах учетного дела администрации г.Орска, предоставленным наименование3», наименование4, а также сведениям ГУП «наименование5 наименование6, где ранее проживала истец, право собственности на жилые помещения за Синициной Е.Н. не зарегистрировано.

По смыслу закона - ст. 209 ГК РФ, ст.ст. 30,31 ЖК РФ граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать его в наём на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством.

Члены семьи собственника жилого дома, квартиры, проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное.

Статья 31 ЖК РФ к членам семьи собственника относит проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруга, детей, родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, и в исключительных случаях и иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

В судебном заседании не нашли подтверждения юридически значимые обстоятельства совместного проживания Синициной Е.Н. с собственником квартиры по <адрес> - ФИО1. и ведения общего хозяйства.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом ООО «наименование7» от 22.07.2011года, из содержания которого следует, что Синицина Е.Н. в квартире по <адрес> проживает и зарегистрирована одна. ФИО1. - собственник жилого помещения не проживает в указанной квартире с декабря 2009 года.

Согласно акту от 25.07.2011 года ФИО1. с декабря 2009 года проживает совместно с ФИО2 в квартире по <данные изъяты>, которая принадлежит на праве собственности <данные изъяты>.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО1 ФИО2., проживающие совместно в квартире по <адрес> как <данные изъяты> с 2003 года, пояснили, что Синицина Е.Н. приехала в г.Орск из <адрес>, где проживала у своего <данные изъяты>, в июле 2009 года. Поскольку последняя не имела собственного жилья, они вселили ее в квартиру по <адрес>. Однако поскольку квартира является однокомнатной, площадь ее составляет <данные изъяты> кв.м., а учетная норма составляет <данные изъяты> кв.м., ФИО1. и <данные изъяты> в декабре 2009 года выехали на постоянное место жительство по <адрес>, в квартиру, принадлежащую <данные изъяты> ФИО1 - ФИО3 ., где и проживают до настоящего времени. ФИО1 указала, что Синицина Е.Н. на момент постановки на учет в жилищном отделе администрации г. Орска, не являлась <данные изъяты>, не имела собственного жилья.

Аналогичные показания дала свидетель ФИО3

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4 - <данные изъяты> Синициной Е.Н., подтвердила, что в квартире по <адрес> Синицина Е.Н. на протяжении 2-х лет проживает одна. Летом 2009 года в указанной квартире Синицина Е.Н. проживала совместно с <данные изъяты> ФИО1. и <данные изъяты> ФИО2., после чего, ФИО1 и ФИО2. выехали на постоянное место жительство в другое жилое помещение.                

Поскольку Синицина Е.Н. собственного жилья не имеет, членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает, не является, проживает в данной квартире проживает на условиях найма, она в силу ст.51 ЖК РФ правомерно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Оренбургской области, Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 г. № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» Синицина Е.Н. имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.

Согласно Порядку предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, утвержденному Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-п, списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно формируются органом местного самоуправления (п. 15), предоставляются им в Министерство строительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. Орган местного самоуправления проверяет документы граждан, включенных в список, и предоставляет в министерство строительства ходатайство органа местного самоуправления о предоставлении гражданину социальной выплаты (п. 16,19).

Указанные обязанности, установленные Порядком предоставления социальной выплаты на приобретения жилья, администрацией г.Орска выполнены в полном объеме, в связи с чем нарушения прав и законных интересов истца Синициной Е.Н. ответчиком - администрацией в г.Орска не установлено. Более того, исковые требования к администрации г.Орска Синициной Е.Н. не сформулированы, в связи с чем в удовлетворении искового заявления Синициной Е.Н. к ответчику - администрации г.Орска суд отказывает.

В силу п.6 Постановления Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-п, право граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья, удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты.

Решение о выдаче такого Свидетельства принимается Министерством строительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, являющегося главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий.

Данное Свидетельство направляется в орган местного самоуправления для вручения получателю социальной выплаты.

Согласно п.8 указанного постановления, расчет размера социальной выплаты для граждан - членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, нормы общей площади жилья - 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Оренбургской области, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, за счет средств, передаваемых в бюджет Оренбургской области в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций.

Таким образом, исковые требования Синициной Е.Н. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возложении на ответчика обязанности по предоставлению такой выплаты, учитывая, что порядок оформления документов на получение социальной выплаты Синициной Е.Н. ей и администрацией г.Орска соблюден, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:            

         

Исковые требования Синицыной Е.Н. удовлетворить.

Признать за Синициной Е.Н. право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области предоставить Синициной Е.Н. социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, в размере исходя из нормы общей площади жилья - <данные изъяты> кв. м. и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по Оренбургской области, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

В удовлетворении иска Синициной Е.Н. к администрации г.Орска Оренбургской области отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 05 августа 2011 года