Дело № 2-1436/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июля 2011 года г. Орск Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Фирсовой Н.В., при секретаре Саакяне Г.А., с участием заявителя Сагайдака А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сагайдака А.В. об оспаривании решений Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, у с т а н о в и л: Сагайдак А.В. обратился в суд с заявлениями об оспаривании решений начальника отдела лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью УВД Оренбургской области (далее ООЛРР и КЧДиОД УВД по Оренбургской области) от 18.05.2011 года и от 22.06.2011 года. В обоснование заявлений указал, что решениями начальника вышеуказанного отдела от 18.05.2011 года и от 22.06.2011 года ему отказано в продлении разрешений на ношение и хранение охотничьего оружия с нарезным стволом марки наименование1 и наименование2 по тем основаниям, что им не представлены документы, удостоверяющие право на охоту с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием, протокол контрольного отстрела и оружие для осмотра, а также в связи с тем, что им совершены два административных правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ и сроки действия ранее выданных разрешений истекли. В связи с указанными обстоятельствами заявитель просил суд признать решения ООЛРР и КЧДиОД УВД по Оренбургской области от 18.05.2011 года и от 22.06.2011 года незаконными и обязать ООЛРР и КЧДиОД УВД по Оренбургской области устранить допущенные нарушения его прав. Определением Октябрьского районного суда г.Орска от 18.07.2011 года гражданское дело № 2 - 1435/2011 по заявлению Сагайдака А.В. об оспаривании решения ООЛРР и КЧДиОД УВД по Оренбургской области от 22.06.2011 года и гражданское дело № 2 - 1436/2011 по заявлению Сагайдака А.В. об оспаривании решения ООЛРР и КЧДиОД УВД по Оренбургской области от 18.07.2011 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. Определением Октябрьского районного суда г.Орска от 18.07.2011 года по ходатайству Сагайдака А.В. произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица ООЛРР и КЧДиОД УВД по Оренбургской области на надлежащее - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области. В судебном заседании заявитель Сагайдак А.В. поддержал требования, изложенные в заявлениях, уточнив их в части обязания уполномоченного органа устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения его заявления в установленном законом порядке, дал пояснения аналогичные доводам заявлений. Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области в судебное заседание не явился, представив заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В представленном суду отзыве в удовлетворении заявленных требований возражал по тем основаниям, что при первоначальной подаче заявления о продлении разрешений на ношение и хранение оружия, Сагайдайком А.В. представлен неполный пакет документов. В частности, заявителем не представлены документы, удостоверяющие право на охоту с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием, протокол контрольного отстрела, оружие не предоставлено для осмотра. В связи с чем, Сагайдаку А.В. отказано в продлении срока действия разрешений. При повторном обращении Сагайдака А.В. с заявление о продлении срока действия разрешений, последним совершены два административных правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, а также нарушены сроки продления ранее выданных разрешений, что послужило причиной отказа в удовлетворении заявлений Сагайдака А.В. Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявления Сагайдака А.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ФЗ РФ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Указами Президента РФ от 01.03.2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» и 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту РФ» Управление внутренних дел по Оренбургской области реорганизовано в Управление Министерства внутренних дел по Оренбургской области, а отдел организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью преобразован в центр лицензионно-разрешительной работы. Из представленных заявителем документов следует, что Сагайдак А.В. является собственником охотничьего пневматического огнестрельного оружия марки «наименование1», <данные изъяты> мм и «наименование2», к. <данные изъяты> мм. Согласно разрешениям на хранение и ношение вышеуказанных видов оружия, последние выданы Сагайдаку А.В. 23.05.2006 года, срок действия данных разрешений установлен до 23.05.2011 года. 29.04.2011 года Сагайдак А.В. направил в адрес начальника УВД Оренбургской области заявление от 20.04.2011 года о продлении действия разрешений на хранение и ношение охотничьего пневматического огнестрельного оружия серии <данные изъяты>. При этом к заявлению Сагайдаком А.В. приложены копии разрешений <данные изъяты>, копия паспорта, три фото размером <данные изъяты> см, копия медицинского заключения об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием. Данное заявление с приложениями поступили в адрес УВД по Оренбургской области 03.05.2011 года, что подтверждается соответствующим уведомлением. 18.05.2011 года начальником отдела лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью УВД области ФИО1. Сагайдаку А.В. в продлении разрешений на ношение и хранение охотничьего оружия с нарезным стволом марки наименование1» и «наименование2» отказано, по тем основаниям, что заявителем не представлен полный пакет документов, предусмотренный Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 27.06.2003 года № 485, а именно документы, удостоверяющие право на охоту с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием, протокол контрольного отстрела, а также оружие не предоставлено для осмотра. 08.06.2011 года Сагайдак А.В. повторно обратился в адрес УВД по Оренбургской области, представив членский охотничий рыболовный билет <данные изъяты>, охотничьи билеты <данные изъяты>, паспорт <данные изъяты>, руководство по эксплуатации <данные изъяты>, протокол контрольного отстрела оружия № от 07.06.2011 года (копии документов имеются в материалах дела), а также копии ранее представленных документов. Однако 22.06.2011 года Сагайдаку А.В. вновь отказано в продлении разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия с нарезным стволом по тем основаниям, что заявителем совершены два административных правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 20.11 КоАП РФ (на момент рассмотрения спора в суде постановления не вступили в законную силу в связи с обжалованием), а также в связи с тем, что сроки ранее выданных разрешений истекли. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы…. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Сагайдак А.В. обратился в суд соответствующими заявлениями об оспаривании решений об отказе в продлении срока действия разрешений 28.06.2011 года. Определениями суда от 28.06.2011 года указанные заявления оставлены без движения в срок до 08.07.2011 года для устранения недостатков. В установленный судом срок недостатки заявлений были устранены и заявления приняты к производству суда. Таким образом, Сагайдак А.В. обратился в суд за защитой нарушенных прав в предусмотренный нормами гражданского процессуального законодательства срок. Федеральным законом РФ от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон), в частности, в ст. 13 закреплено право граждан РФ на приобретение оружия. В указанной статье указано, что право на приобретение охотничьего оружия имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, после получении лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства (абз.1). В силу абз. 8 ст. 13 Закона, охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане РФ, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее 5 лет. Гражданину РФ органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его ношение и хранение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона. Отношения в указанной области также регламентируются Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (далее Инструкция), утвержденной приказом МВД РФ от 27.06.2003 года № 485. Указанная Инструкция регулирует вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензий на торговлю, приобретение, коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия и патронов, разрешений на ввоз оружия и патронов в Российскую Федерацию и вывоз их из Российской Федерации, разрешений на перевозку или транспортирование оружия и патронов, а также разрешений на использование оружия на стрелковых объектах и уведомлений на продажу оружия или патронов. Согласно п.7 Инструкции, материалы о выдаче лицензий рассматриваются органами внутренних дел в срок до одного месяца, о выдаче разрешений - до двух недель со дня подачи заявления. В силу п. 12 Инструкции, не допускается регистрация заявлений и поступающих материалов, которые не имеют необходимых документов согласно перечню, установленному в настоящей Инструкции, либо оформленных с нарушением требований настоящей Инструкции. О регистрации поступивших материалов заявителю выдается талон-уведомление с указанием лица, принявшего документы и даты регистрации заявления. Заявления и поступившие материалы в течение двух суток докладываются руководству органа внутренних дел для рассмотрения и вынесения письменных поручений исполнителям (п.14). Согласно п.22 Инструкции: «Граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представить по месту жительства в орган внутренних дел: а) заявление с указанием паспортных данных и сведений об имеющемся оружии. Дополнительно в заявлении указываются адреса мест жительства (жилых строений с оборудованными местами для хранения оружия и патронов); б) ксерокопию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство Российской Федерации, которые после сличения с подлинниками заверяются личной подписью ответственного исполнителя на свободном поле документа с указанием даты приема документа; в) две фотокарточки размером 3 х 4 см; г) медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием. Перечень указанных документов представляется также в органы внутренних дел при продлении срока действия лицензий и разрешений. Аналогичные положения закреплены в Федеральном Законе РФ «об оружии» (ст. 9, 13 Закона). Таким образом, перечень документов, которые должны быть представлены заявителем при подаче заявления о продлении срока действия разрешений, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Пунктом 23 Инструкции установлено, что при получении лицензии на приобретение спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия для занятия стрелковым спортом и охотничьего оружия, в том числе комбинированного, в целях охоты граждане Российской Федерации наряду с документами, указанными в пункте 22, представляют документы, удостоверяющие их право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в государственном органе управления охотничьим хозяйством или в общественном охотничьем объединении. В заявлении о выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом или охотничьего комбинированного оружия указываются сроки владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием (не менее 5 лет) либо сведения о профессиональной деятельности, связанной с охотой. К заявлению прилагается выписка из приказа руководителя организации, ведущей охотничье хозяйство, охотничий или морской зверобойный промысел, о назначении гражданина на соответствующую должность. Однако при повторном (в течение пяти лет) обращении в органы внутренних дел о получении лицензии гражданин Российской Федерации представляет только заявление и документы, свидетельствующие об изменении ранее изложенных анкетных данных (п.24 Инструкции). Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что Сагайдак А.В., обращаясь с первоначальным заявлением от 20.04.2011 года о продлении срока действия разрешений на хранение и ношение оружия, предоставил в уполномоченный орган необходимые документы в соответствии с требованиями п.п. 22-24 Инструкции. Истребование же документа, удостоверяющего право Сагайдака А.В. на охоту с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в данном случае не требуется, поскольку Сагайдак А.В. обратился в уполномоченный орган до истечения 5-ти лет с момента выдачи соответствующих разрешений. В силу ст. 28 ФЗ РФ «Об оружии», осуществление контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации возложено на органы внутренних дел, должностные лица которых имеют право производить осмотр оружия в местах его хранения. В соответствии с п. 24 ст. 11 Закона РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 года N 1026-1 милиции при выполнении возложенных на нее обязанностей предоставляется право осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством. В силу ст. 13.1. Закона РФ «Об оружии», из гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом проводится контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки при продлении срока действия разрешения органа внутренних дел на хранение и ношение такого оружия, после проведения ремонта его основных частей, замены или механической обработки бойка ударного механизма, а также при продаже оружия другому лицу. Порядок проведения контрольного отстрела из гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом и требования к учету пуль и гильз, передаваемых в федеральную пулегильзотеку, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Как следует из пункта 38 Инструкции, одновременно с документами для регистрации граждане РФ представляют приобретенное оружие для осмотра в органы внутренних дел, который проводится сотрудниками лицензионно-разрешительной работы на основании требований к техническому состоянию оружия и патронов к нему, обеспечивающих их безопасное использование. Пункт 67 Инструкции предусматривает, что продление срока действия лицензий и разрешений осуществляется в порядке, установленном для их выдачи, после проверки условий хранения оружия по месту жительства граждан и проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом с оформлением новой лицензии или разрешения. Продление срока действия лицензий и разрешений осуществляется в порядке, установленном для их выдачи, после комиссионного обследования объектов юридического лица, проверки условий хранения оружия по месту жительства граждан и проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом с оформлением новой лицензии или разрешения. Из смысла вышеуказанных норм следует, что порядок продления срока действия разрешения на ношение и хранение оружия разделяется на два этапа: первый этап - подача соответствующего заявления гражданином с приложением документов, указанных в п.п. 22-24 Инструкции и второй этап: организация органами внутренних дел осмотра места хранения оружия, проведение контрольного отстрела и принятие решение о продлении разрешения. Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что уполномоченный орган - УМВД Российской Федерации по Оренбургской области, в силу возложенных на него законом обязанностей, после получения заявления Сагайдака А.В. о продлении срока действия разрешений на ношение и хранении оружия, обязан был организовать проведение места хранения оружия, дать поручение подчиненным сотрудникам осуществить контрольный отстрел из оружия, либо выдать Сагайдаку А.В. соответствующее направление на проведение контрольного отстрела, чего сделано не было. И лишь после проверки всех представленных документов, в том числе, и после проведения осмотра места хранения оружия и оружия, был вправе принять решение об отказе, либо продлении срока действия разрешений. Невыполнение уполномоченным органом обязанностей по проведению осмотра оружия и мест его хранения, по организации контрольного отстрела из оружия, необоснованное возложение на Сагайдака А.В. обязанностей по самостоятельному проведению контрольного отстрела из принадлежащего ему оружия, истребование документов, не предусмотренных законом, повлекли за собой искусственное затягивание сроков рассмотрения заявления, повторное обращение Сагайдака А.В. с заявлением о продлении действия разрешений за пределами сроков их выдачи, и как следствие, обращение в суд за судебной защитой нарушенных прав. В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с чем, суд считает необходимым, в соответствии с положениями ст. 258 ГПК РФ, обязать Управление МВД по Оренбургской области устранить допущенные нарушения путем рассмотрения в установленном порядке заявления Сагайдака А.В. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: ЗаявлениеСагайдака А.В. удовлетворить. Признать незаконными решениями от 18.05.2011 года и 22.06.2011 года об отказе Сагайдаку А.В. в продлении срока действия разрешений на ношение и хранения охотничьего пневматического огнестрельного оружия (серии <данные изъяты>), обязав Управление Министерства внутренних дел по Оренбургской области устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления Сагайдака А.В. в установленном порядке. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Н.В. Фирсова Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2011 года