№2-1441/2011 решение по делу по иску обобязании предоставления жилого помещения



Дело № 2 - 1441/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года                                                                                 г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,

при секретаре Саакяне Г.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Прониной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Ребакиной Л.А., к администрации г.Орска об обязании предоставления жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского района г.Орска обратился в суд с иском о предоставлении Ребакиной Л.А. жилого помещения.

В обоснования требований указал, что Ребакина Л.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году окончила учебное заведение, в связи с чем, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В нарушение требований законов «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» администрация г.Орска бездействует, в результате чего Ребакиной Л.А. в установленном законом порядке до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.

Старший помощник прокурора Советского района г. Орска Пронина Т.С., в судебном заседаниизаявленные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам иска.

Истец Ребакина Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации г. Орска в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, суду представил письменный отзыв, в котором просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Ребакиной Л.А., отказать.

В обоснование возражений указал, что наименование1 21.04.2008 года обратилось в администрацию г.Орска с заявлением о принятии на учет Ребакиной Л.А., <данные изъяты> года рождения, в качестве нуждающейся в жилом помещении и включению в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 13.08.2008 года распоряжением администрации г. Орска Ребакина Л.А. признана нуждающейся в жилом помещении, с включением в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, Ребакина Л.А. будет обеспечена жилым помещением по договору социального найма на семью из одного человека за счет средств субъекта РФ Оренбургской области, выделенных на эти цели в порядке и сроки, предусмотренные нормативными актами. В связи с отсутствием финансирования из областного бюджета на 2011 год жилые помещения в муниципальную собственность не приобретались. По мере поступления средств из бюджета субъекта РФ Оренбургской области для приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с последующим предоставлением гражданам отдельных категорий подпадающих под действие Постановления Правительства Оренбургской области от 03.03.2008 года администрацией г. Орска будет приобретено жилое помещение на территории г. Орска не ниже установленных социальных норм и соответствующее установленным требованиям с последующим предоставлением Ребакиной Л.А. по договору социального найма.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Оренбургской области извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, суду представил отзыв, в котором возражает против удовлетворения иска. В обоснование возражений указал, что Законом Оренбургской области от 29.12.2008 года полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Субъект Российской Федерации - Оренбургская область, в соответствии с нормами п. 4 ст. 49 ЖК РФ передала полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда органам местного самоуправления.

С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований для исполнения возложенных на них полномочий.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

Кроме того, согласно ст. 4 Закона области органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Заслушав старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Пронину Т.А., исследовав представленные материалы, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Порядком формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, и принятые в соответствии со ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст. 52 ЖК РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований законодательства, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно свидетельству о рождении Ребакиной Л.А. ее <данные изъяты> является ФИО1, сведения об <данные изъяты> отсутствуют (л.д.6).

ФИО1 умерла 01.01.2007 года, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным 12.01.2007 года (л.д.12).

Распоряжением администрации г. Орска Оренбургской области от 13.08.2008 года Ребакина Л.А. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2008 году Ребакина Л.А. окончила Государственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «наименование2 что подтверждается аттестатом об основном общем образовании серии <данные изъяты>, в настоящее время не обучается.

По месту своего постоянного жительства - в <адрес>, а также <адрес> Ребакина Л.А. постоянного закрепленного за ней места жительства не имеет, как нуждающаяся в жилом помещении Ребакина Л.А. принята на соответствующий учёт и распоряжение администрации г. Орска от 13.08.2008 года в этой части не отменено.

Таким образом, Ребакина Л.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем и на основании действующего законодательства (ст. 52,57 ЖК РФ, ст.8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007г. N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.

Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именнодетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.

На основании п. 4 ст. 3 указанного Закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.

Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.

Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.

Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления в лице администрации г.Орска. Учет категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, ведет жилищный отдел администрации г. Орска.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления соответствующего нормам жилого помещения.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств.

Ребакина Л.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако до настоящего времени не обеспечена жильем, что нарушает права истца, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством.

Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:            

               

Исковые требования прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Ребакиной Л.А., удовлетворить.

Обязать администрацию г.Орска предоставить по договору социального найма Ребакиной Л.А., 15.01.1993 года рождения вне очереди на семью из одного человека, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм жилое помещение в <адрес> за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2011 года.