дело № 2-1548/2011 Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 16 августа 2011 года г.Орск Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Радаевой О.И., при секретаре Болотиной Н.Г., с участием: старшего помощника прокурора Советского района г.Орска- Прониной Т.С., истца Марисаевой Л.В., представителя администрации г.Орска- Курманчук С.С., по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах Марисаевой Л.В. к администрации г.Орска о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор Советского района г.Орска обратился в суд с иском о предоставлении Марисаевой Л.В. жилого помещения. В обоснование требований указал, что Марисаева Л.В.. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в 2006 году окончила учебное заведение, закреплённого жилья не имеет, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение требований законов «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» администрация г.Орска бездействует, в результате чего Марисаева Л.В. в установленном законом порядке не предоставлено жилое помещение. Старший помощник прокурора Советского района г. Орска Пронина Т.С., истец Марисаева Л.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам иска. Представитель ответчика администрации г.Орска- Курманчук С.С. иск не признал. В обоснование возражений суду пояснил, что администрация г.Орска возражает в удовлетворении иска. Указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, проживающие на территории г.Орска, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год в соответствии с требованиями Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», либо, с их письменного согласия, за счет освобождаемых жилым помещений муниципального жилищного фонда в пределах норм, установленных решением Орского городского Совета депутатов от 27 апреля 2005 года «Об утверждении размера норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в г.Орске». Марисаева Л.В. обратилась в администрацию г.Орска с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении её в список по внеочередному предоставлению жилья 13 мая 2011 года. 07 июля 2011 года Марисаева Л.В постановлением администрации г.Орска № признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура предоставления вне очереди по договору социального найма жилого помещения определена Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства Оренбургской области от 03 марта 2008 года № 87-п, в соответствии с которым субвенции, предоставляемые из областного Фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем перечисляются министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в местные бюджеты, данные субвенции используются муниципальным образованием, в том числе и на строительство муниципального жилья, приобретение жилья в муниципальную собственность. В связи с отсутствием финансирования из областного бюджета на 2011 год жилые помещения в муниципальную собственность не приобретались, в связи с чем в настоящее время предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным. Таким образом, администрация г.Орска, являясь по организационно-правовой форме муниципальным бюджетным учреждением, которое обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество, полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета «город Орск» и не может нести ответственность за непредоставление денежных средств для обеспечения жильем лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Представитель третьего лица- Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился. В представленном отзыве заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области и указано, что ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями несут органы местного самоуправления в пределах выделенных на эти цели финансовых средств, при этом выделение средств в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований на очередной бюджетный год предусмотрено в законе Оренбургской области об областном бюджете Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. Согласно ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с Порядком формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, и принятые в соответствии со ст.52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу ст.52 ЖК РФ- жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п.2 ст.57 ЖК РФ - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований законодательства, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Судом установлено, что <данные изъяты> Марисаевой Л.В. доводится ФИО1, <данные изъяты>- ФИО2. Как следует из свидетельства о смерти, ФИО1 умерла 16 мая 1988 года. Марисаев В.К. воспитанием <данные изъяты> не занимался, дал согласие на установление опеки над ней. Распоряжением администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ №-р над несовершеннолетней Марисаевой Л.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО3. Согласно ст.1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Решением Советского районного суда г.Орска от 11 мая 2011 года установлено, что Марисаева Л.В. в несовершеннолетнем возрасте в период с 07 августа 1992 года по 15 мая 2006 года осталась без попечения родителей. В силу ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Учитывая изложенное, принимая во внимание обязательность судебных постановлений, руководствуясь ст.1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает установленным статус Марисаевой Л.В., как оставшейся без попечения родителей и имеющей право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Марисаева Л.В. окончила МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51 г.Орска» в 2006 году, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании. Согласно представленным Управлением Росреестра по Оренбургской области и ГУП «ОЦИиОН» сведениям, Марисаевой Л.В. на праве собственности недвижимое имущество не принадлежит. Постановлением администрации г.Орска № от 04 июля 2011 года Марисаева Л.В. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенная юридическим управлением администрации г.Орска правовая экспертиза подтвердила правомерность принятия Марисаевой Л.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Марисаева Л.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время Марисаева Л.В. постоянного места жительства не имеет, проживает в г.Орске. В соответствии со ст.ст.1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007г. N 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именнодетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет). Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам- 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья. На основании п.4 ст.3 указанного Закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет). Согласно ст.6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма. Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления в лице администрации г. Орска. Учет категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, ведет жилищный отдел администрации г. Орска. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления соответствующего нормам жилого помещения. Ссылку ответчика на отсутствие достаточного финансирования для строительства нового жилищного фонда, что влечет невозможность в установленном порядке выделять жилые помещения, суд признает несостоятельной. Обязанность предоставить вне очереди жилое помещение не поставлена в зависимость от наличия денежных средств. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств. Марисаева Л.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако до настоящего времени не обеспечена жильем, что нарушает права истца, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством. Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования о предоставлении Марисаевой Л.В. жилого помещения являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27.04.2005 года № 547 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м. на одного человека, в связи с чем Марисаева Л.В. имеет право на предоставление жилого помещения, не ниже указанной площади. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Советского района г.Орска в интересах Марисаевой Л.В. удовлетворить. Обязать администрацию г.Орска предоставить по договору социального найма Марисаевой Л.В., <данные изъяты> года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: Мотивированное решение составлено 22 августа 2011 года