Дело № 2-1572/ 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 августа 2011 г. г. Орск Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Шор А.В., при секретаре Васильеве А.И., с участием представителей истца - Неправительственной (негосударственной и немуниципальной) некоммерческой социально ориентированной региональной общественной организации без прав юридического лица <данные изъяты> <адрес> -Захаренко В.В., Осипова В.В., Фадина А.А., представителя ответчика - администрации г. Орска - Пеняскина А.В., действующего на основании доверенности от 10.03.2011г. № №, представителя третьего лица КУИ Администрации г. Орска - Лазаревой Т.Г. действующей на основании доверенности от 26.01.2011 года №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неправительственной (негосударственной и немуниципальной) некоммерческой социально ориентированной региональной общественной организации без прав юридического лица <данные изъяты>» в <адрес> к администрации <адрес> о защите конституционного права на объединение, о защите прав общественного объединения, о признании действий (бездействий) и решений органа местного самоуправления незаконными, нарушающими права граждан, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что 06.06.2001г. Захаренко В.В., Фадин А.А. Осипов В.В. создали общественное объединениеНеправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая социально ориентированная региональная общественная организация без прав юридического лица <данные изъяты>» в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ к ним присоединились Б.В.И. и Ф.Ю.В. 23.06.2011г. указанное общественное объединение обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении нежилого помещения для размещения офиса, на что 21.07.2011г. получило письменный отказ. Истец считает, что ответчик нарушает конституционные права общественного объединения. Просит признать за Б.В.И., Захаренко В.В., Осиповым В.В., Фадиным А.А., Ф.Ю.В. конституционное право на объединение; признать указанное объединение граждан общественной организацией, созданным, некоммерческой организацией, социально ориентированной организацией, правоспособным; признать за общественным объединением право функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица; право осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем и участников этого общественного объединения; право осуществлять деятельность, направленную на развитие гражданского общества в Российской Федерации; право владеть и распоряжаться обособленным имуществом; право использовать в качестве наименования «Неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая социально ориентированная региональная общественная организация без прав юридического лица <данные изъяты>» в <адрес>». Кроме того, просит признать незаконными и необоснованными действия (бездействие) ответчика по непризнанию за Б.В.И., Захаренко В.В., Осиповым В.В., Фадиным А.А., Ф.Ю.В. конституционного права на объединение; непризнание за общественным объединением права функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица; создание общественному объединению и его участникам препятствий в осуществлении ими принадлежащих им прав на объединение. Просит признать незаконным и необоснованным решение (ответ) ответчика, а также обязать ответчика устранить допущенное нарушение путем вынесения решения по вопросу предоставления нежилого помещения в общедоступном месте под офис для приема граждан и решения их социальных проблем, для осуществления деятельности, направленной на развитие гражданского общества в Российской Федерации. В судебном заседании представители истца Фадин А.П., Захаренко В.В., Осипов В.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Захаренко В.В. суду пояснил, что администрация г. Орска незаконно и необоснованно отказала их общественной организации в предоставлении нежилого помещения по адресу <адрес>. При этом ответчик адресовал ответ на обращение предоставить в пользование нежилое помещение физическим лицам - участникам объединения, а не самому объединению, что свидетельствует о том, что ответчик не признает само общественное объединение <данные изъяты>» в <адрес>. Своими действиями (бездействием) ответчик нарушает их конституционные права на объединение и ведение предусмотренной законом и Уставом общественного объединения деятельности, создает препятствие к осуществлению ими принадлежащих им прав и свобод. Просит иск удовлетворить, а также обязать истца предоставить общественному объединению граждан бесхозное нежилого помещения по адресу <адрес> или любое другое, расположенное в общедоступном месте. Представитель ответчика - Пеняскин А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал по тем основаниям, что помещение по адресу <адрес> сдано в аренду на основании договора аренды нежилого недвижимого имущества № от 14.12.2006г., поэтому не может быть предоставлено в пользование другим лицам. Требования истца о признании конституционных прав, признании правого статуса общественного объединения считает необоснованными, так как администрация <адрес> не препятствовала физическим лицам объединиться. Ответ администрации <адрес> от 20.07.2011г., адресованный Б.В.И., Захаренко В.В., Осипову В.В., Фадину А.А., Ф.Ю.В., не свидетельствует о том, что ответчик не признает за указанными лицами право на объединение, препятствует их деятельности. Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом администрации <адрес> Лазарева Т.Г., действующая на основании доверенности, считает иск не подлежащим удовлетворению, так как помещение, расположенное по адресу: <адрес> сдано в аренду Г.А.В. на основании договор аренды нежилого помещения от 14.12.2006г. №, который продолжает действовать. Для решения вопроса о предоставления другого помещения, истцу необходимо быть зарегистрированным в качестве юридического лица и предоставить необходимый пакет документов, чего сделано не было. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям. Согласно статьям 13 (часть 4) и 30 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются свобода создания и деятельности общественных объединений на основе их равенства перед законом и право каждого на объединение. Федеральный закон "Об общественных объединениях" предусматривает, что право на объединение включает, в том числе, право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей; при этом создаваемые по своему выбору и без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (части первая и четвертая статьи 3). Устанавливая заявительный порядок создания общественных объединений, Федеральный закон "Об общественных объединениях" предусматривает, что с момента принятия на съезде (конференции) или общем собрании решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности, то есть считается созданным. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения (статья 18, 19, 21). Конституция Российской Федерации (статья 30, часть 1) гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Проявлением такой свободы является, в частности, предоставленная названным Федеральным законом возможность определиться в вопросе, зарегистрироваться общественной организации в органах юстиции и приобрести права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения указанных прав. Как определено ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об общественных объединениях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. Согласно разделу 2 п. 7 пп. 30.7 и пп. 30.8 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 ( в ред. от 12.07.2011) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Минюст России осуществляет полномочия по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений; выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Согласно сведениям Управления Министерства <данные изъяты> РФ по <адрес> по состоянию на 11.08.2011г. в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций организации с наименованием «Неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая социально ориентированная региональная общественная организация без прав юридического лица <данные изъяты>» в <адрес>»- общественное объединение Б.В.И., Захаренко В.В., Осипова В.В., Фадина А.А., Ф.Ю.В. не зарегистрировано. Аналогичные сведения об отсутствии регистрации некоммерческой организации <данные изъяты>» в базе данных ЕГРЮЛ представила межрайонная ИФНС России № по <адрес> (л.д. 60, 63). Указанное обстоятельство подтвердили в судебном заседании и представители истца. Таким образом, истец, реализуя своё право, предусмотренное ФЗ «Об общественных объединениях», функционировать без государственной регистрации, не зарегистрировал общественное объединение в установленном порядке и не приобрел прав юридического лица. Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", вступившим в силу с 18.04.2010, введен институт социально ориентированных некоммерческих организаций. Кроме того, данным документом установлены формы оказания поддержки некоммерческим организациям, осуществляющим общественно полезную деятельность. Как следует из содержания ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Оказание поддержки таким организациям органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев; предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Очевидно, в Налоговый кодекс внесут необходимые изменения; размещение у социально ориентированной некоммерческой организации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; иная форма поддержки, которую вправе оказывать субъекты РФ и муниципальные образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов соответственно (п. 3 ст. 31.1). Таким образом, исходя из смысла Закона, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, однако обязанность по предоставлению такой поддержки Законом на органы местной власти не возложена. Учитывая изложенное, требования истца об обязании администрации <адрес> предоставить Неправительственной (негосударственной и немуниципальной) некоммерческой социально ориентированной региональной общественной организации без прав юридического лица <данные изъяты>» в <адрес> нежилое помещение для размещения офиса не подлежат удовлетворению. Что касается требований иска о признании за Б.В.И., Захаренко В.В., Осиповым В.В., Фадиным А.А., Ф.Ю.В. конституционного право на объединение; признании указанного объединения граждан общественной организацией, созданным, некоммерческой организацией, социально ориентированной организацией, правоспособным; признании за общественным объединением права функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица; права осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем и участников этого общественного объединения; права осуществлять деятельность, направленную на развитие гражданского общества в Российской Федерации; права владеть и распоряжаться обособленным имуществом; права использовать в качестве наименования «Неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая социально ориентированная региональная общественная организация без прав юридического лица <данные изъяты>» в <адрес>», то они не подлежат удовлетворению, так как указанные права принадлежат истцу в силу Конституции РФ, ФЗ «Об общественных объединениях» и судебного решения для этого не требуется. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, истец обязан представить суду доказательства своих доводов. Вместе с тем, каких-либо доказательств, подтверждающих доводы истца о нарушении администрацией <адрес> его конституционных прав, а также совершении действий (бездействий) по непризнанию за Б.В.И., Захаренко В.В., Осиповым В.В., Фадиным А.А., Ф.Ю.В. конституционного права на объединение; непризнание за общественным объединением права функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица; создание общественному объединению и его участникам препятствий в осуществлении ими принадлежащих им прав на объединение, суду представлено не было. Довод истца в обоснование своих требований о том, что ответ администрации <адрес> от 20.07.2011г. на заявление общественного объединения Б.В.И., Захаренко В.В., Осипова В.В., Фадина А.А., Ф.Ю.В. адресован физическим лицам, а не общественному объединению, что нарушает их конституционные права на объединение, является надуманным. Указание в ответе администрации г. орска от 20.07.2011г. фамилий участников объединения само по себе не нарушает какие-либо конституционные права указанных граждан. Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (ст. 7 Закона) Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. (ст. 12 закона). Как видно из материалов дела, заявление общественного объединения Б.В.И., Захаренко В.В., Осипова В.В., Фадина А.А., Ф.Ю.В. о предоставлении нежилого помещения было подписано всеми его участниками, в нем указаны их фамилии, имена и отчества, адреса проживания. Обращение рассмотрено администрацией <адрес> в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обоснован ссылками на нормы закона, поэтому не может быть признан незаконным и необоснованным. При таком положении основания для удовлетворения иска отсутствуют. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Неправительственной (негосударственной и немуниципальной) некоммерческой социально ориентированной региональной общественной организации без прав юридического лица <данные изъяты> в <адрес> к администрации г. Орска Оренбургской области о защите конституционного права на объединение, о защите прав общественного объединения, о признании действий (бездействий) и решений органа местного самоуправления незаконными, нарушающими права граждан, - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области. Председательствующий Мотивированное решение в окончательной форме составлено 29.08.2011 года.