Дело № 2-1376/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации-России 12 сентября 2011 года г.Орск Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Колобовой Л.В., при секретаре Ульяновской Е.С., с участием представителя истца Коновалова В.Ю., представителя ответчика Титаренко Л.С., представителя третьего лица Давиденко Е.Ю., третьего лица Щебета В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «<данные изъяты>» о признании бездействий ООО «<данные изъяты>» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих бездействий, У С Т А Н О В И Л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, в интересах неопределенного круга потребителей, обратилось в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о признании бездействий ответчика противоправными и их прекращении. В обоснование иска указано следующее. Из средств массовой информации (газеты «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», сайт в Интернете «<данные изъяты>») истцу стало известно об отказах ООО «<данные изъяты>» заключать договоры с потребителями по опломбировке приборов учета воды и исполнять заключенные договоры. Считает подобные отказы незаконными, так как в соответствии с п.9 ст. 13 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в установленном законом порядке. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство энергетики Российской Федерации. В обоснование свого отказа ответчик необоснованно ссылается на Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 21.01.2011г. №57, который носит рекомендательный характер, не зарегистрирован в установленном законом порядке. Предлагаемые к установке приборы учета внесены в государственный реестр, прошли поверку согласно законодательству РФ об обеспечении единства измерений, могут быть использованы для коммерческого учета расхода воды. Не принимая во внимание данные обстоятельства, ответчик продолжает отказывать гражданам в заключении договоров по опломбировке приборов учета воды, в исполнении заключенных договоров с потребителями, что свидетельствует о грубом нарушении и пренебрежении действующего законодательства. По данным фактам в Роспотребнадзор с устными и письменными заявлениями обратилось значительное количество граждан, в том числе, Щебет В.Г., Матюшина Е.П., представившие подтверждающие документы, ответы ФГУ «<данные изъяты>» о пригодности приобретенных приборов учета воды. Все представленные потребителями приборы учета соответствуют требованиям законодательства, следовательно, отказ ответчика в установке приборов и их опломбировке незаконен. Отказывая гражданам в заключении договоров по опломбировке соответствующих законодательству приборов учета ответчик бездействует в отношении неопределенного круга лиц. Просит признать противоправным и прекратить бездействие ООО «<данные изъяты>», выразившееся в отказе заключить договоры по опломбировке приборов учета воды, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, и отказе в исполнении заключенных договоров по опломбировке приборов учета воды, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, в отношении неопределенного круга потребителей. Признать приборы учета воды, внесенные в государственный реестр, прошедшие поверку и имеющие техническую документацию (паспорт), подтверждающие обязательные требования, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений и предъявляемые гражданами (физическими лицами) ответчику для оказания услуг (выполнения работ) по их опломбировке, соответствующими ст.9 ФЗ №102 от 26.06.2008г. «Об обеспечении единства измерений». Просит обязать ООО «<данные изъяты>» в соответствии с п.9 ст. 1 ФЗ РФ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 года №261-ФЗ выполнить работы по заключенным договорам с потребителями по опломбировке приборов учета воды, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, в жилых квартирах потребителей (граждан) и не отказывать в заключении договоров по опломбировке таких приборов учета гражданам (потребителям). Обязать ООО «<данные изъяты>» в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения довести решение суда до сведения потребителей путем опубликования сообщения о нем в газете «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>». Определением суда от 27.07.2011г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Щебет В.Г., Матюшина Е.П. В судебном заседании 22.08.2011 г. представитель истца Наумова Т.В., действующая на основании доверенности, изменила предмет исковых требований и просила признать соответствующими ст.9 ФЗ №102 от 26.06.2008г. «Об обеспечении единства измерений» следующие счетчики: -счетчик горячей и холодной воды крыльчатый СВК-15-1,5 (ТУ 4213-006-04606952-06. Изготовитель ОАО «<данные изъяты>» <адрес>); -счетчик холодной воды крыльчатый СВ-15Х (ТУ 4213-001-39470897-2002.Изготовители ООО «<данные изъяты>», <адрес>; фирма «<данные изъяты>», CHINA, SHANGHAI, ZHOUPU, JUNMINLU.181); -счетчики холодной и горячей воды крыльчатые типа СВК: СВК10-2, СВК15-2, СВК15-3, СВК-15-3-1, СВК15-3-2, СВК15-3-3, СВК15-3-4, СВК15-3-5, СВК15-3-7, СВК15-3-8, СВК15-3-7-1, СВК15-3-8-1, СВК20-5, СВК20-5-1 (ТУ 4213-021-07513518-03 ЛГФИ.407223.003 ТУ Изготовитель ОАО «<данные изъяты>», <адрес>); -счетчики воды крыльчатые СВК-15Х,СВК-15Г (ТУ4213-001-65492540-2010. Изготовитель ООО «<данные изъяты>» <адрес>); -счетчики холодной и горячей воды СХВ, СГВ: СХВ-15, СХВ-15Д, СГВ-15, СГВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д, СГВ-20, СГВ-20Д (ВИАД 2.833.002 ТУ Изготовитель ООО ПКФ «<данные изъяты>» <адрес>). При удовлетворении иска о прекращении противоправных действий ответчика истец просил обязать ООО «<данные изъяты>» в установленный судом срок довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом. Определением суда от 22.08.2011 г. принято заявление истца об изменении заявленных требований, требования истца рассмотрены с учетом принятых изменений. В судебном заседании представитель истца Коновалов В.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования. Дал пояснения аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Титаренко Л.С., действующая на основании, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны. Указала, что всем потребителям, обратившимся в ООО «<данные изъяты>» и заключившим договоры на опломбировку счетчиков, счетчики установлены и опломбированы. Представитель третьего лица Орского отдела ФГУ «<данные изъяты>» Давиденко Е.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, считая их законными и подлежащими удовлетворению. Третье лицо Щебет В.Г. в судебном заседании пояснил, что по его заявлению ответчиком работы по установке и опломбировке счетчиков в квартире выполнены в полном объеме. Третье лицо Матюшина Е.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена. Заслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком в части, считая, что оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд считает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в следующей части. В соответствии с п.9 ст. 13 ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009г. №261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст.9 ФЗ №102 от 26.06.2008г. «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений. В данной норме федерального закона также указано, что состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации. На основании ст. 31 «у, т» Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 исполнитель обязан: не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; Таким образом, исковые требования о признании противоправным и понуждении прекратить бездействие ООО «<данные изъяты>», выразившееся в отказе от заключения и исполнения заключенных договоров по опломбировке приборов учета воды, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, в отношении неопределенного круга потребителей, являются законными и подлежат удовлетворению. С учетом признания исковых требований ответчиком подлежат удовлетворению и заявленные требования о признании приборов учета воды, внесенных в государственный реестр, прошедших поверку и имеющих техническую документацию (паспорт), подтверждающие обязательные требования, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и предъявляемые гражданами (физическими лицами) в ООО «<данные изъяты>» для оказания услуг (выполнения работ) по их опломбировке, соответствующими ст.9 ФЗ № 102 от 26.06.2008 года «Об обеспечении единства измерений». Рассматривая требования истца о понуждении ООО «<данные изъяты>» выполнить работы по заключенным с потребителями договорам по опломбировке приборов учета воды соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений в жилых квартирах потребителей (граждан) и не отказывать в заключении договоров по опломбировке таких приборов учета гражданам (потребителям) суд исходит из следующего. Статьей 11 ГК РФ предусмотрено право граждан, юридических лиц на судебную защиту нарушенных гражданских прав. В судебном заседании установлено, что ответчиком восстановлены все нарушенные права потребителей, обратившихся к нему с заявлениями об опломбировке счетчиков и заключивших договоры на установку и опломбировку приборов учета воды. Поскольку доказательств нарушенных ответчиком прав потребителей на день рассмотрения спора истцом суду не представлено, в удовлетворении заявленных требований о понуждении ООО «<данные изъяты>» выполнить в жилых квартирах потребителей (граждан) работы по заключенным с потребителями договорам по опломбировке приборов учета воды, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, необходимо отказать. Не может быть принято признание иска ответчиком в данной части, так как оно противоречит закону и нарушает права и интересы других лиц. Не может быть удовлетворено и требование истца о понуждении ответчика не отказывать в будущем в заключении договоров по опломбировке таких приборов учета гражданам (потребителям). В удовлетворении указанного требования надлежит отказать, поскольку доказательств несоблюдения ответчиком законодательства в будущем периоде, истцом суду не представлено, а защите в судебном порядке подлежат нарушенные права (ст.3 ГПК РФ). В данной части также не может быть принято признание иска ответчиком, так как оно противоречит закону. Соответственно, подлежат удовлетворению требования истца о понуждении ООО «<данные изъяты>» в срок до 30.09.2011г. довести до сведения потребителей о принятом решении суда через средства массовой информации города Орска. Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, обратившееся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в силу ст. 17 Закона РФ «О защит прав потребителей», освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в связи с чем, государственная пошлина в сумме <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика ООО «<данные изъяты>» в доход муниципального образования города Орска. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга потребителей, к ООО «<данные изъяты>» удовлетворить в части - признать противоправным и обязать прекратить бездействие ООО «<данные изъяты>», выразившееся в отказе от заключения и исполнения заключенных договоров о выполнении работ по опломбировке приборов учета воды, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, в отношении неопределенного круга потребителей. Признать приборы учета воды, внесенные в государственный реестр, прошедшие поверку и имеющие техническую документацию (паспорт), подтверждающие обязательные требования, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и предъявляемые гражданами (физическими лицами) в ООО «<данные изъяты>» для оказания услуг (выполнения работ) по их опломбировке, соответствующими ст.9 ФЗ № 102 от 26.06.2008 года «Об обеспечении единства измерений». Отказать в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о понуждении ООО «<данные изъяты>» в соответствии с п.9 ст.13 Закона «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ выполнить в жилых квартирах потребителей (граждан) работы по заключенным договорам с потребителями по опломбировке приборов учета воды, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, и не отказывать в заключении договоров по опломбировке таких приборов учета гражданам (потребителям). Обязать ООО «<данные изъяты>» в срок до 30.09.2011г. довести до сведения потребителей о принятом решении суда через средства массовой информации города Орска. Взыскать с ООО «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход муниципального образования города Орска в сумме <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Орска. Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2011 года. Судья Л.В. Колобова