Дело № 2-1467/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации-России 09 сентября 2011 года г.Орск Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Л.В.Колобовой, при секретаре Е.С.Ульяновской, с участием представителя истца старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Неровной М.И., представителя ответчиков ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» Пронягиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах муниципального образования города Орска к ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» об обязании выполнить требования законодательства об охране окружающей среды, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Октябрьского района г.Орска в интересах муниципального образования города Орска и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «<данные изъяты>», указывая, что прокуратурой Октябрьского района г.Орска с привлечением специалиста Орского отдела экологического контроля ГУ «<данные изъяты>» ФИО1 проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при размещении и обслуживании контейнерной площадки для размещения твердых бытовых отходов, расположенной между домами <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что указанная контейнерная площадка находится на обслуживании у ЗАО «<данные изъяты>». Так, 04.07.2011г. в ходе осмотра контейнерной площадки и прилегающей к ней территории выявлено размещение несанкционированной свалки отходов, образованной в результате переполнения мусорных контейнеров. Указанная свалка отходов размещена на почве, состоит из отходов от жилищ несортированных (4 класс опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов). Площадь несанкционированной свалки составляет <данные изъяты> кв.м., объем отходов, размещенных на почве - <данные изъяты> куб.м, масса отходов, размещенных на почве - <данные изъяты>. Указанные факты подтверждаются протоколом осмотра территории от 04.07.2011г., а также фотографиями. Данная территория для складирования отходов не предназначена. Настоящая свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении законодательства об охране окружающей среды. Просит обязать ЗАО «<данные изъяты>» устранить допущенное нарушение прав граждан путем прекращения размещения отходов на несанкционированной свалке на земельном участке, прилегающем к контейнерной площадке, расположенной между домами <адрес>, состоящей из отходов от жилищ несортированных, площадью <данные изъяты> кв.м, объемом <данные изъяты> куб.м, массой <данные изъяты>. Взыскать с ЗАО «<данные изъяты>» в пользу муниципального образования г.Орска ущерб, причиненный загрязнением земель несанкционированной свалкой отходов, в сумме <данные изъяты> Определением суда от 16.08.2011 года к участию в деле в качестве истца привлечена администрация г.Орска, в качестве соответчика привлечено ООО «<данные изъяты>». Представитель истца - администрации г.Орска в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен. В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Неровная М.И. отказалась от части исковых требований - о понуждении ЗАО «<данные изъяты>» устранить допущенное нарушение прав граждан путем прекращения размещения отходов на несанкционированной свалке на земельном участке, прилегающем к контейнерной площадке, расположенной между домами <данные изъяты>, состоящей из отходов от жилищ несортированных, площадью <данные изъяты> кв.м, объемом <данные изъяты> куб.м, массой <данные изъяты>. Отказалась от требований о взыскании с ЗАО «<данные изъяты>» в пользу муниципального образования г.Орска ущерба, причиненного загрязнением земель несанкционированной свалкой отходов, в сумме <данные изъяты>. Уточнила, что согласно заключенному между ответчиками договору обязанность по сбору мусора на данной площадке лежит на ООО «<данные изъяты>». Просила взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу муниципального образования г.Орска ущерб, причиненный загрязнением земель несанкционированной свалкой отходов, в сумме <данные изъяты>. Определением суда от 09.09.2011 года отказ от части исковых требований принят судом, производство по делу в этой части прекращено. Представитель ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» Пронягина Л.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что вывоз мусора осуществляется ежедневно, в том числе, и по выходным дням, что подтверждается путевыми листами за период с 27.06.2011г. по 04.07.2011г. согласно маршрутному графику. По ее мнению, в выходные дни перед проверкой контейнерная площадка использовалась для складирования мусора близлежащими магазинами, за что не должны нести ответственность ответчики. Заслушав представителей истца, ответчиков, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Ч.3 ст.7 указанного закона предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст.ст.12,13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ На основании пп.21 п. 2.2 Устава ЗАО «<данные изъяты>» основным видом деятельности общества является уборка территории и аналогичная деятельность. Судом установлено, что на 04.07.2011г. в ходе осмотра контейнерной площадки и прилегающей к ней территории выявлено размещение несанкционированной свалки отходов, образованной в результате переполнения мусорных контейнеров. Указанная свалка отходов размещена на почве, состоит из отходов от жилищ несортированных (4 класс опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов). Площадь несанкционированной свалки составляет <данные изъяты> кв.м., объем отходов, размещенных на почве - <данные изъяты> куб.м, масса отходов, размещенных на почве - <данные изъяты>. Данная территория в соответствии с заключенным между ответчиками договором находится на обслуживании у ООО «<данные изъяты>». Согласно договору подряда от 30.10.2006г., заключенного между ЗАО «<данные изъяты>» («Управляющая организация») и ООО «<данные изъяты>» («Обслуживающая организация»), обслуживающая организация обязана выполнять работы по санитарному содержанию ест общего пользования жилых зданий, в том числе чердаков, подвалов и технических помещений; работы по санитарному содержанию придомовой территории; благоустройство придомовых территорий, уход за зелеными насаждениями. Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО2 и ФИО3, жильцы дома по <адрес>, показали, что мусорные баки в районе жилых домов <адрес> по воскресеньям не убираются. Также мусор не был вывезен и 03.07.2011г., 07.08.2011г., 04.09.2011г. В силу требований природоохранного законодательства обязанность по ликвидации свалки возложена на обслуживающую организацию. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Эксплуатация несанкционированной свалки привела к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду и влечет причинение вреда их здоровью. Согласно ст. 77 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден письмом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяется на любые земли независимо от их местоположения и форм собственности. Сумма исковых требований и расчет ущерба проверены судом, не опровергнуты ответчиком, в связи с чем, суд находит размер ущерба причиненного муниципальному образованию городу Орску верным, а исковые требования о взыскании причиненного ущерба от загрязнения земель несанкционированной свалкой отходов в размере <данные изъяты> подлежащими удовлетворению. Поскольку ООО «<данные изъяты>» допустила сброс отходов производства и потребления на почву, не соблюдает требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить исковые требования прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах муниципального образования г.Орска к ООО «<данные изъяты>» и взыскать с ООО «<данные изъяты>»в пользу муниципального образования города Орска ущерб, причиненный загрязнением земель несанкционированной свалкой отходов, расположенной в районе контейнерной площадки для размещения твердых бытовых отходов между домами <адрес>, в сумме <данные изъяты> Взыскать с ООО «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход муниципального образования г.Орска <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд и на него принесено кассационное представление в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г.Орска со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2011 года. Судья Л.В. Колобова
"Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
"Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.