№2-1466/2011 решение по иску об обязании устранения выявленных нарушений законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры



Дело № 2-1466/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации-России

09 сентября 2011 года                                                                г. Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.В.Колобовой,

при секретаре Е.С.Ульяновской,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.Н.,

представителя ответчика Крюкова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц -слепых и слабовидящих инвалидов, проживающих на территории Советского района г.Орска к Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственное монтажно-эксплуатационное предприятие» МВД России по Оренбургской области об обязании устранения выявленных нарушений законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры Советского района г.Орска,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г.Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц - слепых и слабовидящих инвалидов, проживающих на территории Советского района г.Орска, обратился в суд с иском к администрации г.Орска, Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственное монтажно-эксплуатационное предприятие» МВД России (далее-ФГУП ГОСС МЭП МВД России) по Оренбургской области, Управлению ЖКХ администрации г.Орска об обязании ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры Советского района г.Орска, понуждении администрации г.Орска осуществить финансирование работ по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г.Орска - оборудованию пешеходных светофоров звуковой сигнализацией. В обоснование иска указал, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры области от 17.01.2011 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог в Советском районе г. Орска, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Согласно информации ОГИБДД УВД г. Орска на территории Советского района г. Орска расположено 11 светофорных объектов на перекрестках: <адрес>

Согласно информации ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области (исх. от 27.05.2011г.) 9 светофорных объектов, расположенных на перекрестках <адрес> числятся на балансе ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области.

В ходе проверки прокуратурой района светофорных объектов в Советском районе г. Орска совместно со старшим государственным инспектором ДИ и ОД ОГИБДД УВД г. Орска ФИО1 выявлены следующие нарушения:

  1. На перекрестке <адрес> установлен светофорный контролёр УК-2. Пешеходный переход оснащен пешеходными светофорами. Звуковая сигнализация, работающая в согласованном режиме с пешеходными светофорами, отсутствует, чем нарушен п. п. 7.4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года № 120-ст, согласно которому на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
  2. На остановке <адрес> установлен светофорный контролер ДКСТ-16С. Пешеходный переход оснащен пешеходными светофорами. Звуковая сигнализация, работающая в согласованном режиме с пешеходными светофорами, отсутствует, чем нарушен п. п. 7.4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
  3. На перекрестке <адрес> установлен светофорный контролер ДКСТ - 16С. Пешеходный переход оснащен пешеходными светофорами. Звуковая сигнализация, работающая в согласованном режиме с пешеходными светофорами, отсутствует, чем нарушен п. п. 7.4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
  4. На перекрестке <адрес> установлен светофорный контролер ДКСТ-16С. Пешеходный переход оснащен пешеходными светофорами. Звуковая сигнализация, работающая в согласованном режиме с пешеходными светофорами, отсутствует, чем нарушен п. п. 7.4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В местах установки вышеперечисленных светофорных объектов располагаются объекты социальной инфраструктуры (жилые, общественные, производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения).

В соответствии с информацией Управления социальной защиты администрации г. Орска (исх. от 01.07.2011) в Советском районе г. Орска по состоянию на 01.07.2011 зарегистрировано <данные изъяты> инвалида первой, второй и третьей групп инвалидности по зрению. Кроме того, на территории Советского района г. Орска проживает неопределенный круг лиц, являющихся слабовидящими.

Выявленные в ходе проведения проверки нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог могут повлечь за собой угрозу безопасности жизни и здоровья граждан. Просит суд:

Обязать ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г. Орска - оборудовать пешеходные светофоры, расположенные на перекрестках <адрес>, звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, до 01.09.2011г.

Обязать администрацию г.Орска осуществить финансирование работ по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г. Орска - оборудованию пешеходных светофоров, расположенных на перекрестках <адрес> звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, в срок до 01.10.2011г..

В судебном заседании представитель истца Майданенко В.Н. отказался от исковых требований к администрации г.Орска. Определением суда от 17.08.2011г. производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.Н. уточнил исковые требования и просил суд обязать ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г. Орска - оборудовать пешеходные светофоры, расположенные на перекрестках <адрес> звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, до 01.11.2011г..

Определением суда от 09.09.2011 года заявление об изменении предмета исковых требований принято судом, иск рассмотрен с учетом изменений.

Представитель ответчика ФГУП ГОСС МЭП МВД в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.

Представители ответчика Управления ЖКХ администрации г.Орска, третьего лица ОГИБДД при УВД по г.Орску в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены.

Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Согласно информации Управления социальной защиты администрации г. Орска от 01.07.2011г. в Советском районе г. Орска по состоянию на 01.07.2011 зарегистрировано <данные изъяты> инвалида первой, второй и третьей групп инвалидности по зрению. Кроме того, на территории Советского района г. Орска проживает неопределенный круг лиц, являющихся слабовидящими.

Статья вторая Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет, что безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 20 Закона Оренбургской области от 10.11.2006 года N 685/125-IV-ОЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области", светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка, направляющие и ограждающие устройства и другие элементы обустройства автомобильных дорог должны соответствовать требованиям стандартов, технических норм и правил и располагаться с учетом наилучшей видимости указанных средств, удобства их эксплуатации и обслуживания, исключения возможности их непреднамеренного повреждения. Установка и содержание элементов обустройства автомобильных дорог на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения осуществляются владельцем автомобильных дорог, на дорогах местного значения - органами местного самоуправления.

Статья третья Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также ст. 1 Закона Оренбургской области от 10.11.2006 года N 685/125-IV-ОЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области", определяют, что элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе, его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Из представленной ответчиком ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области информации следует, что 9 светофорных объектов, расположенных в городе Орске на перекрестках <адрес> числятся на балансе ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области.

Согласно ч.ч 1.1 и 3.2.1 муниципального контракта на оказание услуг в сфере безопасности дорожного движения от 01.01.2011, заключенного между УЖКХ администрации г. Орска и ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области, УЖКХ администрации г. Орска оплачивает работы, а ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области обязуется выполнить по заданию УЖКХ администрации г. Орска работу в соответствии с приложением № 1 к контракту.

Согласно приложению № 1 к вышеуказанному муниципальному контракту на ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области возложена обязанность по эксплуатации светофорных объектов по г. Орску с января по декабрь 2011 года, согласно калькуляции № 1. Оплате за счет местного бюджета подлежат выполняемые для ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области работы по обслуживанию светофорных объектов, в части затрат на переезд рабочих с объекта на объект, услуг водителя, электромонтера диспетчерского оборудования и телеавтоматики.

Соответственно, все иные работы, в том числе, по установке на светофорах звуковой сигнализации, должны выполняться и финансироваться ответчиком.

Предложенный истцом срок для выполнения ответчиком работ, суд находит разумным.

При таких обстоятельства, исковые требования прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц -слепых и слабовидящих инвалидов, проживающих на территории Советского района г.Орска, подлежат удовлетворению в полном объеме. Обязанность по финансированию и оборудованию пешеходных светофоров звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, должна быть возложена на ответчика - ФГУП ГОСС МЭП МВД России по Оренбургской области и выполнена им в срок до 01.11.2011 года.

Руководствуясь ст.ст.39,173,194-198 ГПК РФ, суд

                   Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц -слепых и слабовидящих инвалидов, проживающих на территории Советского района г.Орска, удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственное монтажно-эксплуатационное предприятие» МВД России по Оренбургской области до 01.11.2011 г. устранить выявленные нарушения законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры Советского района г.Орска - оборудовать пешеходные светофоры звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, расположенные <адрес>.

Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2011 года.

Судья         Л.В. Колобова