дело № 2-1725/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 сентября 2011 года г. Орск Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Шор А.В., при секретаре Васильеве А.И., с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Максаковой С.С., представителя ответчика администрации г.Орска Пеняскина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска об обязании выполнить требования законодательства об охране окружающей среды, у с т а н о в и л: Прокурор Октябрьского района г.Орска обратился в суд с иском к администрации г.Орска в интересах неопределенного круга лиц об обязании выполнить требования законодательства об охране окружающей среды. В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Орска проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности. В ходе проведенной 17.08.2011г. проверки с привлечением ведущего специалиста Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области ФИО1 выявлено захламление почвы отходами производства и потребления. В ходе осмотра земельного участка, расположенного в <адрес> размещена несанкционированная свалка отходов, состоящая из: боя кирпича, изделий из натуральной древесины, потерявших свои потребительские свойства, отходов полиэтиленовой тары. Вышеуказанные отходы размещены на почве, а в соответствии с п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления запрещается. Площадь несанкционированной свалки составляет 27 кв.м, объем размещенных отходов 0,6 т. Указанный факт подтверждается протоколом осмотра территории от 16.08.2011 года, а также фотографиями. Несанкционированная свалка не отвечает требованиям п.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нормам межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 года №-ст. В соответствии с п.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Ответственность за соблюдение законодательства об охране окружающей среды на данном земельном участке, в соответствии с п.п. 11 п. 1статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ несет администрация г.Орска. Вместе с тем, администрацией г.Орска не предпринимаются меры к устранению нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, а именно не предпринимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки. На основании вышеизложенного прокурор Октябрьского района г.Орска просит признать бездействие администрации г.Орска, выразившееся в неустранении несанкционированной свалки, размещенной на земельном участке, расположенном в <адрес>, незаконным. Обязать администрацию г.Орска устранить нарушения законодательства об охране окружающей природной среды - ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на данном земельном участке. Привести занимаемый свалкой земельный участок в надлежащее санитарное состояние. Представитель истца - старший помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Максакова С.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, просила установить срок совершения данных действий до 15.11.2011г. Представитель ответчика администрации г.Орска Пеняскин А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что ответственность за уборку несанкционированной свалки возложена на администрацию Октябрьского района города Орска, которая не успела ее убрать. Заслушав старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Максакову С.С., представителя ответчика администрации г.Орска Пеняскина А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и в статье 11 Федерального закона от 11 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч.1, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Ч.3 ст.7 указанного закона предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Судом установлено, что 16.08.2011 года на земельном участке, расположенном в <адрес> была размещена несанкционированная свалка отходов, состоящая из: боя кирпича, изделий из натуральной древесины, потерявших свои потребительские свойства, отходов полиэтиленовой тары. Вышеуказанные отходы размещены на почве, площадь несанкционированной свалки составляет 27 кв.м, масса отходов, размещенных на почве - 0,6т. Данная территория относится к землям муниципального образования «Город Орск». Свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. В силу требований природоохранного законодательства обязанность по ликвидации свалки возложена на органы местного самоуправления. Поскольку администрация г.Орска допустила сброс отходов производства и потребления на почву, не соблюдает требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска об обязании выполнить требования законодательства об охране окружающей среды удовлетворить. Признать бездействие администрации г.Орска, выразившееся в неустранении несанкционированной свалки, размещенной на земельном участке, расположенном в <адрес>, незаконными. Обязать администрацию г.Орска в срок до 15 ноября 2011года устранить нарушение законодательства об охране окружающей среды - ликвидировать несанкционированную свалку, размещенную на земельном участке, расположенном <адрес> и привести занимаемый свалкой земельный участок в надлежащее санитарное состояние. Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Октябрьского районного суда г.Орска А.В. Шор Мотивированное решение составлено 04 октября 2011 года.
"Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
"Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.