№2-709/11 по иску прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Ларинова И.М. к администрации г.Орска о понуждении администрации г.Орска о понуждении администрации г.Орска предоставить вне очереди жилое помещение



Дело № 2-709/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации - России

06 апреля 2011 года г.Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Колобовой Л.В.,

при секретаре Миловой Е.О.,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Алейниковой С.С.,

истца Ларионова И.М.,

представителя ответчика администрации г.Орска Курманчука С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Ларионова И.М. к администрации г.Орска о понуждении администрации г.Орска предоставить вне очереди жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г.Орска, действующий в интересах Ларионова И.М. обратился в суд с иском к администрации г.Орска о понуждении предоставить жилое помещение. В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что Ларионов И.М. остался без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав, сведения об отце в его свидетельстве о рождении записаны со слов матери. Постановлением администрации г.Орска от 08.07.2010г. Ларионов И.М. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 30.06.2010г. Ларионову И.М. вручен диплом об окончании ГОУ НПО <данные изъяты> по профессии <данные изъяты> 19.08.2010г. Ларионову И.М. военным комиссариатом г.Орска выдан военный билет с отметкой «не служил». В нарушение законодательства по окончании учебного заведения жильем он не обеспечен. Прокурор просил суд обязать администрацию г.Орска предоставить Ларионову И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма на семью из одного человека благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г.Орске Оренбургской области, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.

В судебном заседании истец Ларионов И.М. и старший помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Алейникова С.С. поддержали исковые требования. Дали пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Ларионов И.М. пояснил, что зарегистрирован по адресу: <адрес> Также по данному адресу зарегистрированы его мать, отчим, братья и сестры отчима. Указанное жилое помещение его местом жительства не является, так как закреплено за сестрой отчима ФИО1 которая находится в местах лишения свободы. В квартире <адрес> он не проживал, постоянно снимали с матерью жилье. <адрес> его мать лишена родительских прав. В настоящее время своего жилья не имеет, временно проживает у родственников.

Представитель ответчика администрации г.Орска Курманчук С.С.,действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что за Ларионовым И.М. сохраняется право пользования жилым помещением <адрес> Муниципальное образование «Город Орск» регулярно подает в Правительство Оренбургской области заявки о закупе жилья для Ларионова И.М., однако денежные средства для этого не выделены. Ларионов И.М. является нуждающимся, поэтому при выделении средств из бюджета Оренбургской области будет обеспечен жильем. При вынесении решения просил суд отразить разумный срок, а также условия и порядок предоставления Ларионову И.М. жилого помещения.

Представители третьих лиц - Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г.Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Судом установлено, что Ларионов И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО2 решением Советского районного суда г.Орска от 11.10.2008г. лишена родительских прав, сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении записаны по указанию матери.

Постановлением администрации г.Орска от 08.07.2010г. №5305-п Ларионов И.М. признан нуждающимся в жилом помещении, на жилищный отдел администрации г.Орска возложена обязанность принять Ларионова И.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Ларионов И.М. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, так как относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Право на внеочередное получение жилья детьми, оставшимися без попечения родителей, возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п.п.1,2,3,5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются… детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы… Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст.2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.

В соответствии с п.4 ст.3 данного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Согласно ст.6 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.

В материалах дела имеется справка ГОУ НПО <данные изъяты> от 31.05.2010г. о том, что Ларионов И.М. обучается на 3 курсе; приказ о зачислении № от 01.09.2007г., срок окончания учебного заведения 30.05.2010г..

30.06.2010г. Ларионову И.М. вручен диплом об окончании ГОУ НПО <данные изъяты> по профессии <данные изъяты>

Согласно справке Управления образования администрации г.Орска от 31.05.2010г. Ларионов И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закрепленной жилой площади в г.Орске не имеет.

По сведениям ГУП Оренбургской области <данные изъяты> и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на февраль 2011г. сведения о правах Ларионова И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на недвижимое имущество отсутствуют.

Таким образом, в нарушение требований законодательства администрация г.Орска не обеспечила Ларионова И.М. жильем по окончании образовательного учреждения, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора Октябрьского района г.Орска о понуждении администрации г.Орска предоставить истцу соответствующее жилое помещение обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о необходимости указания в судебном решении порядка исполнения администрацией г.Орска обязанности по предоставлению жилья для истца не могут быть приняты во внимание, так как требований об определении и установлении порядка исполнения администрацией г.Орска обязанности по предоставлению жилья Ларионову И.М. истцом не заявлялось, а судебное решение принимается по заявленным истцом требованиям (п.3 ст.196 ГПК РФ).Кроме того,согласно ч.ч.1,2 ст.6 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года №1853/389-IV-ОЗ. "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Объем субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий определяется в соответствии с методикой расчета субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Оренбургской области согласно приложению к настоящему Закону. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Ч.3 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Таким образом, порядок исполнения администрацией г.Орска обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен законодательством, в связи с чем необходимость его изложения в решении суда отсутствует.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Ларионова И.М. к администрации г.Орска о понуждении администрации муниципального образования «Город Орск» предоставить вне очереди жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию г.Орска предоставить Ларионову И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств субъекта Российской Федерации -Оренбургской области, выделенных на эти цели, вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г.Орске Оренбургской области не ниже установленных социальных льгот.

Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2011 года.

Судья Октябрьского

районного суда г.Орска Л.В. Колобова