№2-867/2011 решение по делу по заявлени о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора



Дело № 2-867/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации - России

21 апреля 2011 года г. Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Дорошенко С.В.,

при секретаре Миловой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г.Орска о признании недействительным постановления службы судебных приставов о взыскании с должника исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г.Орска обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления службы судебных приставов о взыскании с должника исполнительского сбора, указывая, что Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области 28.03.2011г. вынесено постановление о взыскании с должника администрации г.Орска исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб. в рамках исполнительного производства № об обязании администрации г.Орска предоставить Зеленко В.С. за счет средств субъекта Российской Федерации вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г.Орске. Основанием для взыскания исполнительского сбора явилось неисполнение администрацией г.Орска в установленный срок в добровольном порядке требования исполнительного листа о предоставлении Зеленко В.С. жилого помещения и непредставление доказательств, подтверждающих уважительность причин их неисполнения. Считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины администрации г.Орска, которая дважды обращалась в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решения суда. При наличии уважительных причин неисполнения решения суда должник не может быть подвергнут взысканию исполнительского сбора. Администрация г.Орска принимала меры к исполнению решения суда - в КУИ г.Орска направлена заявка о необходимости приобретения в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На официальном сайте администрации г.Орска и СМИ размещены извещения о проведении открытого аукциона на право заключения контракта на приобретение жилья для граждан указанной категории. Аукционы признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок продавцов. Оспариваемое постановление не содержит сведений о виновности должника. Администрация г.Орска является казенным учреждением, финансируется из бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Орск». Ст.239 БК РФ предусматривает иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта. Просит суд признать постановление от 28.03.2011г. о взыскании с должника администрации г.Орска исполнительского сбора недействительным, отменить его, освободить администрацию г.Орска от взыскания исполнительского сбора.

Представитель заявителя администрации г.Орска, прокурор Советского района г.Орска Шафир Э.А., представители Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, Зеленко В.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области от 23.12.2010 года возбуждено исполнительное производство № об обязании администрации г.Орска предоставить Зеленко В.С. за счет средств субъекта Российской Федерации вне очереди по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение, в г.Орске не ниже установленных социальных норм. Должнику в течение 5 дней со дня получения данного постановления предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

Постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области от 28.03.2011 года с администрации г.Орска взыскан исполнительский сбор в сумме <данные изъяты> руб., которые необходимо перечислить на расчетный счет Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, так как должником администрацией г.Орска в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ не исполнен без уважительных причин. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.

Согласно ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

С муниципального учреждения администрации г.Орска за счет средств муниципального бюджета судебным приставом-исполнителем взыскано 5000 руб..

Согласно п.2 ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 239 Бюджетого Кодекса РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 Бюджетного Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 этого же Кодекса.

Статьей 242.5 (глава 24.1) Бюджетого Кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный документ об обращении взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику, как получателю средств соответствующего бюджета.

Администрация г.Орска является бюджетным учреждением, поэтому взыскание с нее каких-либо штрафов, в том числе и исполнительского сбора, может осуществляться только на основании судебного акта.

На основании изложенного, суд считает, что постановление № вынесенное 28.03.2011 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Гредасовой О.А. о взыскании с администрации г.Орска в рамках исполнительного производства № исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб. является незаконным и подлежит отмене, поскольку противоречит требованиям Бюджетного Кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление администрации г. Орска о признании недействительным постановления службы судебных приставов о взыскании с должника исполнительского сбора удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление №, вынесенное 28.03.2011 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Гредасовой О.А. о взыскании с администрации г.Орска в рамках исполнительного производства № исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей.

Освободить администрацию г.Орска от уплаты в рамках исполнительного производства № исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 апреля 2011г.

Судья: С.В. Дорошенко