№2-1865/2011 - по заявлению о признании Решения Орского городского Совета противоречащим закону в части



Дело № 2-1865/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации - России

10 октября 2011 года                                   г. Орск                                                                     

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной А.И.,

при секретаре Полторабатько М.Б.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Орска Малкова С.А.,

представителя заинтересованного лица Орского городского Совета депутатов - главного специалиста-юриста правового отдела аппарата Орского городского Совета депутатов Поливко Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ленинского района г. Орска о признании Решения Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица» противоречащим закону в части,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с заявлением о признании Решения Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица» противоречащим закону в части.

В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ в выпуске газеты «Орская газета» было опубликовано Решение Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ . (далее по тексту «Решение»).

Указанным Решением внесены изменения в Положение «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица», утвержденное решением Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ .

Данные Решения (и утвержденное им Положение) являются нормативно-правовыми актами.

Вновь принятое Решение не соответствует действующему законодательству, поскольку содержит коррупциогенные факторы.

Согласно п. 1.2. Решения раздел 3 Положения излагается в новой редакции: «Оплата проживания сопровождающего лица ребенка, направленного на лечение (реабилитацию) по квоте Министерства здравоохранения Оренбургской области за пределы Оренбургской области.

1 Право на оплату проживания сопровождающего лица ребенка, направленного на лечение (реабилитацию) по квоте Министерства здравоохранения Оренбургской области за пределы Оренбургской области, имеют лица, получившие квоту на лечение (реабилитацию) за пределы Оренбургской области от Министерства здравоохранения Оренбургской области на основании счета, выставленного управлению здравоохранения администрации города Орска.

2. Счет на имя управления здравоохранения выставляется соответствующим лечебно-профилактическим учреждением на основании гарантийного письма.

3. Оплата производится в пределах средств, выделенных управлению здравоохранения на иногороднее лечение».

При этом, вносимыми изменениями не установлено, где именно (отель, мотель, гостиница, пансионат, санаторий и другие) должно/может проживать лицо, сопровождающее ребенка для оплаты такого проживания; не определен порядок составления и направления в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гарантийного письма (не установлено, кто и в какие сроки составляет и направляет письмо, не определено, что подлежит указанию в таком письме); а также не предусмотрен порядок расходования денежных средств (размеры предоставляемых денежных сумм, порядок и очередность их выплаты), в случае если общая сумма заявок на оплату проживания сопровождающих детей лиц, превысит предельный размер бюджетных средств, выделенных на иногороднее лечение.

Прокурор считает, что отсутствие в Решении порядка и условий принятия соответствующих решений и (или) совершения определенных действий способствуют установлению для органов местного самоуправления муниципального образования «Город Орск» необоснованно широких пределов усмотрения, и, следовательно, являются коррупциогенными факторами. Наличие в нормативном акте указанного коррупциогенного фактора может привести к необоснованному отказу в оплате проживания, что нарушает права неопределенного круга лиц, сопровождающих детей, которым необходимо иногороднее лечение.

Прокурор просил суд признать Решение Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица» в части отсутствия критериев объекта, в котором должно/может проживать лицо, сопровождающее ребенка, для оплаты такого проживания, порядка составления и направления в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гарантийного письма, а также порядка расходования денежных средств, в случае если общая сумма заявок на оплату проживания сопровождающих детей лиц, превысит предельный размер бюджетных средств, выделенных на иногороднее лечение, противоречащим закону и недействующим со дня его вынесения.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Орска - Малков С.А. поддержал доводы заявления, просил его удовлетворить, дал пояснения, аналогичные доводам заявления.

Представитель Орского городского Совета депутатов - главный специалист-юрист правового отдела аппарата Орского городского Совета депутатов Поливко Е.А требования заявления не признала, пояснив, что основной порядок, регламентирующий финансирование и осуществление выплат при направлении на лечение или консультацию детей и сопровождающих их лиц отражен в решении Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ««Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица». Решением Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица» вносится ряд изменений, отменяющих ограничения при выборе лечебного учреждения и расширяющих их список. Поэтому Решение от ДД.ММ.ГГГГ не может рассматриваться в качестве противоречащего закону, так как не является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок направления нуждающихся детей и сопровождающих их лиц на лечение и проведение мероприятий по финансированию этого процесса. В соответствии с пунктами 3.1.6,3.1.18 и ДД.ММ.ГГГГ Положения об управлении здравоохранения администрации г. Орска, утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ управление здравоохранения администрации г. Орска обязано принимать участие в разработке проекта бюджета города Орска в части расходов на здравоохранение, принимать меры по обращениям граждан, учреждений и организаций в пределах своей компетенции и участвовать в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Таким образом, оплата за проживание сопровождающего лица производится из целевых средств, выделенных на иногороднее лечение заложенных в бюджет. В случае, если сумма заявок на оплату проживания сопровождающих детей лиц превышает предельный размер бюджетных средств, то в бюджет вносятся изменения, которые утверждаются решением Орского городского Совета депутатов.

Считает, что определение конкретных критериев, регламентирующих условия и место проживания сопровождающего лица невозможно, так как эти условия определяются самим лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим медицинские услуги по квоте, выданной Министерством здравоохранения Оренбургской области. Принимая данное Решение, Орский городской Совет депутатов руководствовался возможностью предоставления равной помощи детям с различной патологией при направлении их в лечебно-профилактические учреждения с различными условиями, осуществляющими медицинские услуги по квоте, выданной Министерством здравоохранения Оренбургской области. Конкретизация условий проживания лиц, сопровождающих детей во время консультации или лечения детей будет являться предпосылкой для создания трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам.

Выслушав объяснения прокурора и представителя Орского городского Совета депутатов, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Прокурора Ленинского района г. Орска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Решением Орского городского Совета депутатов утверждено Положение «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица», которым установлен порядок осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица (л.д. 25-27).

Решением Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица» внесены изменения в раздел 3 Положения, который изложен в новой редакции: «Оплата проживания сопровождающего лица ребенка, направленного на лечение (реабилитацию) по квоте Министерства здравоохранения Оренбургской области за пределы Оренбургской области.

1 Право на оплату проживания сопровождающего лица ребенка, направленного на лечение (реабилитацию) по квоте Министерства здравоохранения Оренбургской области за пределы Оренбургской области, имеют лица, получившие квоту на лечение (реабилитацию) за пределы Оренбургской области от Министерства здравоохранения Оренбургской области на основании счета, выставленного управлению здравоохранения администрации города Орска.

2. Счет на имя управления здравоохранения выставляется соответствующим лечебно-профилактическим учреждением на основании гарантийного письма.

3. Оплата производится в пределах средств выделенных управлению здравоохранения на иногороднее лечение» (л.д. 24).

Указанное Решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в выпуске газеты «<данные изъяты>» (л.д. 6).

Данные Решения (и утвержденное ими Положение) являются нормативно-правовыми актами, поскольку приняты в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Орска, уполномоченным на то органом местного самоуправления, официально опубликованы и устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.

Согласно пункта 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним их основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

При этом, согласно подпунктам «а» и «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ипроектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Поскольку изменениями, вносимыми в Решение не установлено, где именно (отель, мотель, гостиница, пансионат, санаторий и другие) должно/может проживать лицо, сопровождающее ребенка для оплаты такого проживания; не определен порядок составления и направления в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гарантийного письма (не установлено, кто и в какие сроки составляет и направляет письмо, не определено, что подлежит указанию в таком письме); а также не предусмотрен порядок расходования денежных средств (размеры предоставляемых денежных сумм, порядок и очередность их выплаты), в случае если общая сумма заявок на оплату проживания сопровождающих детей лиц, превысит предельный размер бюджетных средств, выделенных на иногороднее лечение, суд приходит к выводу, что указанное Решение способствует установлению для органов местного самоуправления муниципального образования город Орск необоснованно широких пределов усмотрения, что является коррупциогенными факторами.

Выявленные в Решении коррупциогенные факторы дают суду основания признать, что часть оспариваемого нормативно-правового акта (а именно, пункт 1.2. Решения Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ) противоречит Федеральному закону, в связи с чем, согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, оно признается недействующим в этой части со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Ленинского района г. Орска удовлетворить.

Признать противоречащим закону и недействующим со дня его принятия пункт 1.2. Решения Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О порядке осуществления выплат по оплате проезда детей при направлении на специальное лечение или консультацию муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями управления здравоохранения администрации г. Орска и оплате проживания сопровождающего лица».

Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:        А.И. Никитина

Решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2011 года