Решение суда 23.03.2010 г. о признании действий УФМС России по Ск незаконными, обязанности устранит



№2-299/10г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2010 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко,

При секретаре,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании незаконными действий УФМС по Ставропольскому краю, заключения УФМС по Ставропольскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Х. обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с заявлением о признании действий УФМС России по Ставропольскому краю по вопросу признания Х. не гражданином РФ незаконными; о признании заключения УФМС России по СК № 1778 от 3 декабря 2009 года по результатам проверки принадлежности к гражданству РФ в отношении Х. незаконным; о признании принадлежностью Х. к Российскому гражданству, и признать документирование Х. паспортом гражданина РФ 07 05 739901, выданным 28 апреля 2006 года ОВД Октябрьского района г. Ставрополя, обоснованным; обязании УФМС России по СК устранить выявленные нарушения.

В судебное заседание Х. не явился.

Представитель заявителя Х. поддержала требования заявителя, пояснив, что в январе 1989 года, после трагического землетрясения, произошедшего в декабре 1988 года в г.Ленинакане Армении, семья заявителя в рамках эвакуации из разрушенного города, переехала в г.Ставрополь. С 17 февраля по лето 1989 года учился в средней школе №4 г.Ставрополя, после окончания школы он решил остаться проживать в г. Ставрополе. Потеряв свое жилье и имущество, в г.Ставрополе заявитель проживал у друзей семьи по адресу ул.****, д.*. С 07.06.1989 года заявитель начал работать санитаром в городской поликлинике №8, затем, с 12.09.1989 года - санитаром в центральной консультативно-диагностической поликлинике, после чего, со 02.10.1989 года был переведен на должность медрегистратора в той же поликлинике. Работая на указанной должности, Х. 02.10.1989 года был зачислен в число слушателей подготовительного отделения с вечерней формой обучения Ставропольского мединститута - приказ №553 от 02.10.1989 года; зачислен студентом первого курса стоматологического факультета Ставропольского мединститута- приказ 01.07.1996 года окончил вышеуказанный вуз, выдан диплом ЭВ №062483, регистрационный №. С 1989 года по 1994 год Х. был зарегистрирован и постоянно проживал г. Ставрополь, ул.****, д.*, о чем также свидетельствует факт постановки на учет в военкомате Октябрьского района в период с 15.08.1989 года по 30.11.1994 года. С 1995 года Х. был зарегистрирован на территории Ленинского района г.Ставрополя, что подтверждается карточкой прописки, хотя фактически продолжал проживать по адресу г. Ставрополь, ул.**** д.*. В феврале 1995 года Х. обратился в ПВС Ленинского района г.Ставрополя, о выдаче ему вкладыша к паспорту, подтверждающего его принадлежность к гражданству Российской Федерации на основании ч.1 ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР», вступившего в законную силу 06.02.1992 года. Вышеуказанная статья регламентировала основание приобретения гражданства РСФСР в результате его признания, т.е. гражданами РСФСР признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР. 17.02.1995 года, на основании имеющихся документов и подтвержденного факта постоянного проживания в г.Ставрополе на 06.02.1992 года, Х. был выдан вкладыш ШГ к паспорту. В 1996 году Х. по семейным обстоятельствам выехал на временное проживание в Республику Армения, где в августе 2004 года генеральным консульством России ему был выдан заграничный паспорт гражданина РФ. При выдаче паспорта, сотрудниками консульства была проведена проверка его принадлежности к российскому гражданству, в частности был направлен запрос в УФМС России по Ставропольскому краю о подтверждении выдачи Х. вкладыша о гражданстве на законных основаниях. После подтвержденного положительного ответа, Х. был поставлен на консульский учет как гражданин РФ. В апреле 2006 года Х. приехал в г.Ставрополь, где в отделе УФМС в Октябрьском районе г.Ставрополя обменял паспорт на паспорт нового образца, выдан ОВД Октябрьского района г.Ставрополя 28.04.2006 года. В этот период он проживал по адресу: г.Ставрополь, ул.**** д.*. При выдаче ему паспорта гражданина РФ, сотрудниками отдела УФМС в Октябрьском районе г.Ставрополя вновь была проведена проверка принадлежности его к российскому гражданству. В августе 2009 года Х. обратился в генеральное консульство России об обмене заграничного паспорта в связи с истечением срока действия. Регламентированная законом процедура обмена (получения) заграничного паспорта в консульствах обязывает по истечении пяти лет вновь предоставлять подтверждение гражданства лицам, выезжавшим в РФ после снятия с консульского учета. Таковым являлся и Х., который не имеет возможности находиться в г.Ставрополе, поскольку в связи с отсутствием загранпаспорта он не может въехать на территорию РФ.

06.10.2009 года представитель заявителя обратилась в УФМС России по Ставропольскому края с заявлением, в котором просила подтвердить факт приобретения гражданства Х. в результате признания в 1995 году. 19.10.2009 года представитель заявителя получила ответ, что в базе данных ДКС МИД информация о приобретении гражданства Х. отсутствует; по сведениям архива по вопросам гражданства УФМС России по Ставропольскому краю Х. с заявлением о приеме в гражданство РФ в установленном порядке не обращался, а документирование паспортом гражданина РФ в 2006 году, по результатам проверки сотрудников УФМС России по СК, было признано необоснованным. Данный вывод ошибочен, так как согласно инструкции от 05.051993 года №210, в ред. Приказов МВД РФ от 30.06.1994г. №330, от 02.03.2001г. №244 о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству РФ, вкладыши на территории РФ выдавались соответствующими органами внутренних дел лицам, принадлежность которых к гражданству РФ установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством (ст.1.2.). А для получения вкладышей, согласно ст.3.3. указанной инструкции, гражданами предоставлялись паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства или другой документ, подтверждающий постоянное проживание на территории России на 06.02.1992 года. Никакого заявления и приеме в гражданство на момент получения Х. вкладыша о гражданстве не требовалось. Принадлежность Х. к российскому гражданству на основании ч.1 ст. 13. Закона РСФСР «О гражданстве» полностью подтверждалась имеющимися у него документами: в паспорте гражданина СССР стоял штамп регистрации по адресу г.Ставрополь, ул.**** д.* с 1989 года по 1994 год, далее- на территории Ленинского района г.Ставрополя. Более того в домовой книге адреса г.Ставрополь, ул.**** д.*,имеется штамп военкомата Октябрьского района о постановке на учет Х. в 1989 году и снятии с воинского учета по данному адресу в 1994 году. В дальнейшем после обращения представителя заявителя в прокуратуру Ленинского района г. Ставрополя, в ходе проведенной проверки было установлено, что вкладыш принадлежности к гражданству РФ 5931333 действительно выдан 17.02.1995 года на имя Х. и оформлен в ПВО Ленинского ОВД г.Ставрополя. Тем не менее, 03.02.2009 года старшим инспектором УФМС России по Ставропольскому краю было вынесено заключение, согласно которому Х. гражданином Российской Федерации не является. В заключении указано, что заявитель въехал с целью учебы, данное утверждение ничем не подтверждено. Также в проверке утверждается, что в паспорте образца 1974 года Х. имел временную регистрацию на период учебы с 1989 года по 1990 года, а затем лишь с 1994 года по 1996 год, что также не соответствует действительности. Более того, норма ч.1 ст. 13 Закона «О гражданстве Российской Федерации», вступившего в силу 6 февраля 1992 г. связывает приобретение гражданства РФ именно с постоянным проживанием, а не с пропиской (регистрацией), а штамп прописки (регистрации) по месту жительства, не важно в каком документе проставленный, носит характер отметки регистрационного учета, и является всего лишь одним из многих способов подтверждения постоянного проживания на территории РФ. Место жительства гражданина определяется не пропиской (регистрацией), а местом, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ). Тем более, что с 1989 года по 1996 год Х. постоянно проживал в г.Ставрополе и все абсолютно штампы о регистрации в указанный период времени имелись в паспорте. Также при проведении проверки принадлежности к гражданству РФ Х. сотрудниками УФМС России по Ставропольскому краю допущены ряд иных грубейших нарушении закона. Так, заключение вынесено 03.12.2009 года, а ответ заявителю о непринадлежности Х. к российскому гражданству был выдан еще в октябре 2009 года. Кроме того, согласно Приказу Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 19 марта 2008 г. N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно на основании взаимоподтверждающих документов, а при проведении проверки, в совокупности с другими материалами, также учитываются надлежащим образом оформленные результаты опросов свидетелей и иные документы. Заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица выносится с применением части седьмой статьи 4 Федерального закона. При этом мотивированный ответ (заключение), содержащий информацию о результатах проверки, направляется инициатору запроса, что также сделано не было. Таким образом, при решении вопроса и принадлежности к российскому гражданству и вынесении соответствующего заключения, сотрудники УФМС России действовали не на основании закона, а руководствовались собственными домыслами, чем существенно нарушили права гр. Х. и создали препятствия к осуществлению Х. гражданских прав и свобод.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по СК по доверенности Шмидт В.П. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии со ст.30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. №62-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы вправе устанавливать обстоятельства наличия или отсутствия у лица гражданства РФ в результате проведения необходимых проверок в отношении заявителя.

В соответствии с п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 1325 от 14.11.2002 г., при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 (Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ»). На основании запроса из Генерального консульства РФ в Республике Армения от 19 августа 2009 года № 1187 инспектором УФМС России по Ставропольскому краю была проведена проверка обоснованности документирования Х. паспортом гражданина РФ, выданным 28.04.2006 г. ПВО ОВД Октябрьского района г. Ставрополя (Заключение по материалам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина РФ от 02 сентября 2009 года № 11/384). В ходе проведения проверки было установлено: 28.04.2006 г. в ПВО ОВД Октябрьского района г. Ставрополя Х. документирован паспортом гражданина РФ на основании паспорта СССР Ширакским РОВД г. Ленинакана Армянской ССР, заграничного паспорта, выданного 09.08.2004 г. в Генеральном консульстве России в г. Гюмри Республики Армения, вкладыша о принадлежности к гражданству РФ, выданного 17.02.1995 года в ПВО Ленинского района г. Ставрополя. В заявлении о выдаче паспорта по Ф-Ш в графе 8 указана принадлежность Х. к гражданству РФ по ч. 1 ст. 13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 г. Согласно данной норме закона, гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления данного Закона в законную силу (06.02.1992 г.). Однако Х., согласно сведений в паспорте образца 1974 года и домовой книги, имел временную регистрацию с 16.08.1989 г. по 15.08.1990т. по адресу: г. Ставрополь, ул. ****, д.*. Затем с 1С42.1994 г. по 01.09.1995 г., с 19.09.1995 г. по 01.09.1996 г; по адресу: г. Ставрополь, ул. ****, д.*.

Таким образом, постоянной регистрации по месту жительства на территории РФ на 06.02.1992 г. Х. не имел, факт постоянного проживания в судебном порядке не устанавливался. В связи с чем, решение об оформлении Х. паспорта гражданина РФ было принято в нарушение требований п. 14.4 Приказа МВД РФ № 605 от 1997 года, применяемого в служебной деятельности паспортно-визовых подразделений до декабря 2006 года. При таких обстоятельствах, 02 сентября 2009 года Заключением УФМС России по Ставропольскому краю по материалам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина РФ паспорт гражданина РФ в ПВО ОВД Октябрьского района г.Ставрополя Х., признан недействительным. По обращению представителя заявителя прокуратурой Ленинского района г. Ставрополя была проведена проверка на действия должностных лиц ОУФМС России по Ставропольскому краю в Ленинском районе г. Ставрополя. В рамках данной проверки прокуратурой района в адрес УФМС России по Ставропольскому краю был направлен зарос от 02.12.2009 г. № 7-10-2009 о проведении проверки наличия либо отсутствия гражданства РФ у Х. На основании указанного запроса 03.12.2009 г. УФМС России по Ставропольскому краю была проведена проверка принадлежности к гражданству РФ в отношении Х. Проведенной проверкой установлено: Х. прибыл на территорию Ставропольского края из Республики Армения в 1989 году. Согласно сведений в паспорте образца 1974 года имел временную регистрацию с 16.08.1989 г. по 15.08.1990 г. по адресу: г. Ставрополь, ул. ****, д.*. Затем с 10.12.1994 г. по 01.09.1995 г., с 19.09.1995 г. по 01.09.1996 г. по адресу: г. Ставрополь, Согласно сведений домовой книги был временно зарегистрирован с 16.08.1989 г. по 15.08.1990 г. по адресу: г. Ставрополь, ул. ****, д.*.

По сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по
Ставропольскому краю Х. с 11.08.2006 г. значится снятым с
регистрационного учета. Был зарегистрирован по адресу: г. Ставрополь, ул.
****, д.*. Таким образом, в результате проверки было установлено, что Х. не имел постоянной регистрации на территории РФ на 06.02.1992 г., факт проживания в суде не устанавливался. В связи с чем принадлежность Х. к гражданству РФ не подтвердилась.

При таких обстоятельствах, действия УФМС России по Ставропольскому краю по проверке принадлежности Х. к гражданству РФ, а также заключение УФМС России по Ставропольскому краю от 03.12.2009г. по результатам проверки принадлежности Х. к гражданству РФ совершены в соответствии с законом и в пределах полномочий должностного лица органа государственной власти.

Требование заявителя в судебном порядке признать принадлежность
Х. к российскому гражданству незаконно, так как установление
обстоятельств наличия или отсутствия у лица гражданства РФ является
результатом проведения полномочным органом необходимых проверок в
отношении заявителя.

По вопросу признания Х. гражданином РФ на основании ч. 1 ст. 13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 г. дополнительно представитель УФМС РФ по СК пояснила, что в силу пункта "а" статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно статье 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Таким образом, исходя из названных выше норм, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В силу Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 78-В09-25 в целях защиты прав и законных интересов лиц, имеющих паспорт гражданина СССР, не принявших гражданства других государств и проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г., которые на основании Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" могли быть признаны гражданами Российской Федерации, факт их постоянного проживания на территории Российской Федерации подлежит установлению в судебном порядке. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 1 Положения). Для получения паспорта гражданин представляет заявление, свидетельство о рождении, две фотографии; при необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения). Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов. В силу пунктов 15, 15.2 Административного регламента исполнения ФМС России государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утв. Приказом ФМС России от 19.03.2008 г. № 64 процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.

Заявление (запрос компетентного органа) должно содержать следующие конкретные сведения о: постоянном проживании на территории Российской Федерации и временном выезде за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвращении в Российскую Федерацию на жительство после указанной даты; постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта; прибытии на территорию Российской Федерации на жительство до 6 февраля 1992 г. и после; приобретении гражданства Российской Федерации; месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, а также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) на новое место жительства.

При таких обстоятельствах, установление в судебном порядке в отношении Х. юридического факта постоянного проживания на территории РФ на 06.02.1992 г. повлечет правовые последствия в виде признания гражданином РФ на основании ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" после проведения проверки принадлежности к гражданству РФ.

В связи с тем, что Х. в настоящее время находится на территории Армении, то после установления в отношении него факта проживания на территории РФ на 06.02.1992 г., он может обратиться в Генеральное Консульство РФ Республики Армения с заявлением выдаче заграничного паспорта. Генеральное Консульство направляет запрос в УФМС России по Ставропольскому краю о проведении в отношении Х. проверки принадлежности к гражданству РФ. После проведения проверочных мероприятий в соответствии с 15.12 Административного регламента УФМС России по Ставропольскому краю направляет мотивированный ответ (заключение), содержащий информацию о результатах проверки инициатору запроса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправлении, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Судом установлено, что 19 августа 2009 года в УФМС России по Ставропольскому краю поступил запрос из Генерального консульства РФ в г. Гюмри Республики Армения о проведении проверки принадлежности к гражданству РФ Х., зарегистрированного по адресу: г. Ставрополь, ул. ****,д.* ( л.д. 100).

В заключении УФМС по СК по материалам проверки №11/384 от 2 сентября 2009 года обоснованности документирования паспортом гражданина РФ установлено, что факт выдачи Х. паспорта гражданина РФ в нарушение установленного порядка признан подтвердившимся, паспорт гражданина РФ, выданный Х. 28 апреля 2006 года в ПВО ОВД Октябрьского района г. Ставрополя, считать недействительным( л.д. 98-99).

По запросу прокуратуры Ленинского района г. Ставрополя УФМС РФ по СК проведена вновь проверка принадлежности к гражданству РФ в отношении Х.

В оспариваемом заявителем заключении № 4778 от 3 декабря 2009 года указано, что проведенной проверкой установлено: Х.,31 мая 1971 года рождения, прибыл на территорию Ставропольского края из Республики Армения в 1989 году. Согласно сведений в паспорте образца 1974 года имел временную регистрацию с 16.08.1989 г. по 15.08.1990 г. по адресу: г. Ставрополь, ул. ****, д.*. Затем с 10.12.1994 г. по 01.09.1995 г., с 19.09.1995 г. по 01.09.1996 г. по адресу: г. Ставрополь. Согласно сведений домовой книги был временно зарегистрирован с 16.08.1989 г. по 15.08.1990 г. по адресу: г. Ставрополь, ул. ****, д.*. По сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Ставропольскому краю Х. с 11.08.2006 г. значится снятым с регистрационного учета. Был зарегистрирован по адресу: г.Ставрополь, ул.****, д.*. Таким образом, в результате проверки было установлено, что Х. не имел постоянной регистрации на территории РФ на 06.02.1992 г., факт проживания в суде не устанавливался. В связи с чем, принадлежность Х. к гражданству РФ не подтвердилась.

Однако, исследованными в суде доказательства выводы, изложенные в вышеуказанном заключении, не нашли своего подтверждения.

Согласно домовой книге домовладения № д.* по ул. Станичной г. Ставрополя Х., 31 мая 1972 года рождения, прибывший из Республики Армении 8 августа 1989 года, принятый на учет в Октябрьский РВК 15 августа 1989 года, прописан( зарегистрирован) 16 августа 1989 года, на штампе о прописке имеется дописка – до 15.08.90г., затем имеется дописка 06.12.94г., штамп о прописке погашен штампом о выписке без указания даты( л.д. 97).

В паспорте гражданина СССРф, выданного 29 марта 1989 года, имеется штамп о прописке по ул. Станичной г. Ставрополя от августа 1989 года, имеется дописка до 15.08.90г., далее имеется штамп ОВД Октябрьского райисполкома о выписке 6 декабря 1994 года, 10.12.1994 года внесен штамп о прописке ОВД администрации Ленинского района г. Ставрополя по ул. ****,д.* г. Ставрополя с допиской до 1.09.95г., далее 19.09.1995 года внесен штамп о прописке по ул. ****, д.* г. Ставрополя по 01.09.96г.

Копия формы 16 в отношении Х. ОВД администрации Октябрьского района г. Ставрополя суду не представлена. Как пояснила представитель УФМС по СК в судебном заседании, такая форма в настоящее время не сохранилась.

Таким образом, из данных домовой книги и паспорта гражданина СССР образца 1974 года следует, что Х. был в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на 1990-194гг., прописан( зарегистрирован) на территории Октябрьского района г. Ставрополя на момент вступления в законную силу Закона РФ 1948-1 «О гражданстве РФ»,1991 года. На штампе о прописке ОВД Октябрьского райисполкома г. Ставрополя имеется дописка до 15.08.90г. Однако, учитывая, что Х. был выписан ОВД Октябрьского райисполкома г. Ставрополя 6 декабря 1994 года, суд не может признать данную дописку достоверной, и приходит к выводу, что до момента выписки Х. был зарегистрирован именно на территории Октябрьского района г. Ставрополя по ул. Станичной, д.* г. Ставрополя. В связи с изложенным, суд считает, что само по себе отсутствие штампа о регистрации Х. при условии утраты первичной формы 16 ОВД Октябрьского райисполкома г. Ставрополя за период с 15.08.90 г. по 6.12.1994г. не может иметь правового значения.

Таким образом, на день вступления в законную силу – 6.02.1992 года Закона РФ от 28.11.1991 года «О гражданстве РФ» Х. постоянно проживал, имел постоянную прописку на территории Российской Федерации

Суду представлена копия формы 16 в отношении Х. ОВД администрации Ленинского района г. Ставрополя, где также имеются сведения о прописке Х. в период с 10 декабря 1994 года по 2 сентября 1996 года( л.д. 10-11).

Из книги №10 за 1995 год учета поступления и выдачи вкладышей следует, что ПВО Ленинского РОВД г. Ставрополя Х. выдан вкладыш гражданина РФ с серийным номером 1333 к паспорту гражданина СССР ( л.д.101-102).

9 августа 2004 года Х. Генеральным консульством РФ в г. Гюмри Республики Армения выдан заграничный паспорт гражданина РФ( л.д. 31-48).

28 апреля 2006 года Х. подал заявление о выдаче паспорта гражданина РФ на основании паспорта (СССР)

По сведениям Паспортно-визового управления Республики Армения от 22 сентября 2009 года (справка №5/01-48938) Х. паспортом гражданина Республики Армения не документирован( л.д. 23).

Учитывая, что выдача Х. вкладыша гражданина РФ к паспорту гражданина СССР не признана незаконной, принимая во внимание, что в суде нашло свое подтверждение, что на момент вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991 года «О гражданстве РФ»,т.е. на 6.02.1992г. Х. постоянно проживал на территории РФ, имел постоянную регистрацию в г. Ставрополе, Х. не является гражданином другого государства и не заявлял о своем нежелании состоять в российском гражданстве, суд считает, что оспариваемое заключение, в том числе вывод о том, что Х. не является гражданином РФ, является необоснованным и незаконным.

При таких обстоятельствах суд считает заявление Х. подлежащим удовлетворению в части признания незаконным заключения Управление федеральной миграционной службы по Ставропольском краю № 1778 от 3 декабря 2009 года по результатам проверки принадлежности к гражданству РФ в отношении Х., в том числе вывод о том, что Х. является не гражданином Российской Федерации.

Поскольку оспариваемое заключение от 3 декабря 2009 года является незаконным, суд считает подлежим удовлетворению заявление Х. о признании законным и обоснованным принадлежность Х. к гражданству Российской Федерации и документирование Х. паспортом гражданина РФ серии, выданным 28 апреля 2006 года ОВД Октябрьского района г. Ставрополя.

С доводами представителя УФМС по СК о том, что требование заявителя в судебном порядке признать принадлежность Х. к российскому гражданству незаконно, так как установление обстоятельств наличия или отсутствия у лица гражданства РФ является
результатом проведения полномочным органом необходимых проверок в
отношении заявителя, суд не может согласиться, поскольку удовлетворения вышеуказанных требований связано с признанием незаконным заключения УФМС по СК № 1778 от 3 декабря 2009 года по результатам проверки принадлежности к гражданству РФ в отношении Х. и восстановлении нарушенных прав заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Х. – удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, выразившиеся в признании Х. не гражданином Российской Федерации.

Признать незаконным заключение Управление федеральной миграционной службы по Ставропольском краю № 1778 от 3 декабря 2009 года по результатам проверки принадлежности к гражданству РФ в отношении Х..

Признать законным и обоснованным принадлежность Х. к гражданству Российской Федерации и документирование Х. паспортом гражданина РФ, ОВД Октябрьского района г. Ставрополя.

Мотивированное решение составлено 30 марта 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И.Шевченко