Решение суда 29.07.2010 г. о взыскании материального ущерба



2-804/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И.

29 июля 2010 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

с участием адвоката Гращенкова И.М.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Свиридовой __________ к администрации города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о взыскании солидарно причиненный материальный ущерб, средства, затраченные на оплату услуг эксперта, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л :

Свиридова _____ обратилась в суд с иском к администрации города Ставрополя о взыскании материального ущерба, расходов на услуги эксперта, расходов на оплату услуг представителя, компенсации морального вреда, государственной пошлины.

В последующем Свиридова _____. исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила и просила суд взыскать с администрации города Ставрополя и комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя солидарно причиненный материальный вред в размере 62 107 ( шестьдесят две тысячи сто семь) рублей 90 копеек, средства, затраченные на оплату услуг эксперта по оценке причиненного ущерба, в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей,взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца Свиридовой ________ компенсацию причиненного морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей,взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца Свиридовой ____ средства, затраченные на оплату услуг представителя, в размере 24000 ( двадцать четыре тысячи ) рублей,взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца государственную пошлину в размере 2263 (две тысячи двести шестьдесят три) рубля 24 копейки.

В обоснование исковых требований истица указывает, что 24.11.2009 г. примерно в 18 часов 30 минут при движении автомобиля --_____ под управлением собственника - Свиридовой ____ по проезжей части ул. Ленина г. Ставрополя напротив дома _______ по ул. Ленина г. Ставрополя произошел наезд вышеуказанного автомобиля на выбоину в дорожном покрытии проезжей части дороги, не обозначенную соответствующими дорожными знаками и дорожными сооружениями.

В результате данного дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) автомобилю __________ причинены технические повреждения, Свиридовой -----. тем самым причинен материальный ущерб. Факт ДТП был оформлен и зарегистрирован прибывшими на место ДТП сотрудниками ГАИ. По окончании расследования по факту вышеуказанного ДТП сотрудником ОБДПС ГИБДД г. Ставрополь 01.12.2009 г. было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Свиридовой ------ за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, содержащим сведения о том, что Свиридова ----- не в состоянии была обнаружить опасность для движения, которую создавала выбоина, в связи с темным временем суток и неосвещенным участком дороги в момент ДТП. Для осмотра автомобиля и проведения экспертизы по оценке причиненного материального ущерба истец обратилась в ООО «Авторитет», экспертом которого 27.11.2009 г. был произведен осмотр автомобиля Свиридовой -------. и составлен соответствующий акт. 27.11.2009 г. тем же экспертом был составлен отчет № ------ стоимости ущерба, причиненного Свиридовой -------. в результате повреждения ее автомобиля. Данная стоимость ущерба с учетом износа составила 62 107 рублей 90 копеек. За услуги эксперта по оценке причиненного ущерба Свиридовой ------. была оплачена сумма в размере 1500 рублей.

Истец считает, что в соответствии с законодательством Ставропольского края Администрация г. Ставрополя несет ответственность по содержанию автомобильных дорог г. Ставрополя совместно с комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя. Основной целью деятельности Комитета является осуществление управленческих функций в области жилищно-коммунального хозяйства, банно-прачечных и ритуальных услуг, внешнего благоустройства, транспорта, связи и содержания городских дорог. Таким образом, и Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя несет ответственность по содержанию автомобильных дорог г. Ставрополя, по обеспечению: - соответствия состояния муниципальных дорог, к которым относится и дорога улицы Ленина, где произошло указанное ДТП, в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; - безопасности дорожного движения на дорогах г. Ставрополя.

Не выполнение ответчиками требований законодательных актов, технических норм и соответственно ненадлежащее содержание дороги, приведшие к ДТП, подтверждаются схемой ДТП от 24.11.2009 г., постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 01.12.2009 г., актом обследования дорожных условий в месте совершения ДТП от 24.11.2009 г.; справкой о дорожно-транспортном происшествии от 24.11.2009 г.; отчетом эксперта № ------ «Об оценке стоимости ущерба, причиненного ДТП» от 27.11.2009 г. Указанное событие – ДТП оставило неизгладимые последствия и причинило истице моральный вред - нравственные страдания, выразившиеся в сильных переживаниях: по поводу случившегося; страхе за свое здоровье и здоровье детей, находившихся с истицей в автомобиле в момент ДТП. Произошедшее, явилось для истицы сильной эмоциональной травмой. В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ просила суд взыскать в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.

В судебном заседании Свиридова -----. и ее представитель Гращенков -----. исковые требования поддержали в полном объеме и просили об их удовлетворении.

В судебном заседании представитель комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Московой -----. исковые требования не признал и просил суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель ООО «Ритм» Анненко ----- просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание не явился представитель администрации Ленинского района города Ставрополя, извещенный судом, надлежащим образом. Об уважительности причин неявки не сообщили.

Представитель администрации города Ставрополя извещенный судом, надлежащим образом в суд не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила и не просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявишихся участников судебного процесса.

Суд выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 24.11.2009 г. примерно в 18 часов 30 минут при движении автомобиля « ----------- под управлением собственника - Свиридовой ----------. по проезжей части ул. Ленина г. Ставрополя напротив дома № 208 по ул. Ленина г. Ставрополя произошел наезд вышеуказанного автомобиля на выбоину в дорожном покрытии проезжей части дороги, не обозначенную соответствующими дорожными знаками и дорожными сооружениями.

В результате данного дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) автомобилю ----------- причинены технические повреждения, Свиридовой -------------. тем самым причинен материальный ущерб.

Факт ДТП был оформлен и зарегистрирован прибывшими на место ДТП сотрудниками ГАИ - административный материал № 15101 от 24.11.2009 г.

Кроме этого, 24.11.2009 г. на месте ДТП сотрудниками ОБДПС ГИБДД г. Ставрополь был составлен Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, содержащий сведения о том, что «в месте совершения ДТП имеется выбоина на проезжей части размерами: по длине 90 см, по ширине 90 см, по глубине 14 см». Данные размеры выбоины и ее расположение зафиксированы и в схеме ДТП, составленной сотрудниками ГИБДД 24.11.2009 г.

По окончании расследования по факту вышеуказанного ДТП сотрудником ОБДПС ГИБДД г. Ставрополь 01.12.2009 г. было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Свиридовой М.Н. за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, содержащим сведения о том, что Свиридова М.Н. не в состоянии была обнаружить опасность для движения, которую создавала выбоина, в связи с темным временем суток и неосвещенным участком дороги в момент ДТП.

Для осмотра автомобиля и проведения экспертизы по оценке причиненного материального ущерба истец обратилась в ООО «Авторитет», экспертом которого 27.11.2009 г. был произведен осмотр автомобиля Свиридовой М.Н. и составлен соответствующий акт. 27.11.2009 г. тем же экспертом был составлен отчет № 2009 -2245 стоимости ущерба, причиненного Свиридовой ---------- в результате повреждения ее автомобиля. Данная стоимость ущерба с учетом износа составила 62 107 рублей 90 копеек. За услуги эксперта по оценке причиненного ущерба Свиридовой ---------. была оплачена сумма в размере 1500 рублей.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог».

В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 18.10.2007 г. «осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления».

Пунктом 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ отнесены к вопросам местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, решение которых в соответствии со ст. 132 Конституции РФ и вышеуказанными законодательными актами осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Данным нормам корреспондирует ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», определяющая полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 30 Устава города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 № 81 «Об Уставе города Ставрополя» (далее по тексту – Устав) структуру органов местного самоуправления города Ставрополя образуют:

1. Ставропольская городская Дума.

2. Глава города Ставрополя – мэр города Ставрополя.

3. Администрация города Ставрополя.

Органы местного самоуправления города Ставрополя действуют в соответствии с собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края, а также Уставом города Ставрополя. Органы местного самоуправления города Ставрополя не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению других органов местного самоуправления.

На основании п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 70 Устава города Ставрополя автомобильные дороги местного значения в границах города Ставрополя, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, относятся к муниципальной собственности города Ставрополя. Таким образом, дороги в границах муниципального образования город Ставрополь относятся к муниципальной собственности города Ставрополя.

Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также утверждение бюджета города Ставрополя и годового отчета о его исполнении относится в соответствии с п. 2, 5 ч. 2 ст. 33 Устава города Ставрополя к исключительной компетенции Ставропольской городской думы.

В соответствии с п. 1 ст. 126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (ст. 51 Устава города Ставрополя, п. 1.1 Положения об администрации города Ставрополя, утвержденное постановлением главы города Ставрополя от 10.04.2006 № 1005), к полномочиям которого п. 5 ст. 9 Устава города Ставрополя в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ отнесено решение вопросов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя.

Однако, в соответствии с Уставом города Ставрополя, Положением о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением главы города Ставрополя от 11.03.2005 № 805 (редакция, действовавшая на момент появления предмета спора), комитет является отраслевым исполнительным органом администрации города Ставрополя, имеет организационно-правовую форму муниципального учреждения и обладает статусом самостоятельного юридического лица.

Согласно пунктам 1.1, 2.3.14, 2.3.15 вышеуказанного Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, комитет создан для решения вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя, в том числе в области содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Ставрополя, организации благоустройства территорий города Ставрополя. Комитет является распорядителем бюджетных средств по отраслям жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, внешнее благоустройство, содержание городских дорог, может выступать заказчиком по новому строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов внешнего благоустройства, инженерных сетей, дорог, осуществлять технический надзор за выполнением работ.

Решением Ставропольской городской Думы от 26.12.2008 № 46 «О бюджете города Ставрополя на 2009 год» были утверждены основные характеристики бюджета города и в том числе распределение бюджетных ассигнований на 2009 год по разделам, подразделам, целевым статьям расходов, видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета города Ставрополя согласно приложению 8.

Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя в соответствии с утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 26.12.2008 № 46 «О бюджете города Ставрополя на 2009 год» и сметой распределения бюджетных ассигнований на 2009 год является получателем и распорядителем бюджетных средств города Ставрополя на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, строительство и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства.

В соответствии с Положением о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением Главы г. Ставрополя № 805 от 11.03.2005 г., «Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя (далее Комитет) является отраслевым исполнительным органом администрации г. Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом г. Ставрополя, в следующих областях: жилищно-коммунального хозяйства, содержания и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах г. Ставрополя, организация благоустройства территорий г. Ставрополя, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах г. Ставрополя…Является юридическим лицом…Комитет имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать…Основной целью деятельности Комитета является осуществление управленческих функций в области жилищно-коммунального хозяйства, банно-прачечных и ритуальных услуг, внешнего благоустройства, транспорта, связи и содержания городских дорог…Является распорядителем бюджетных средств по отраслям жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, внешнее благоустройство, содержание городских дорог…Комитет имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать…». Таким образом, и Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя несет ответственность по содержанию автомобильных дорог г. Ставрополя, по обеспечению: - соответствия состояния муниципальных дорог, к которым относится и дорога улицы Ленина, где произошло указанное ДТП, в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; - безопасности дорожного движения на дорогах г. Ставрополя.

Так, в соответствии: - с ГОСТ Р 50597-93, введенного 01.07.1994 г., «… проезжая часть дорог должна быть чистая, без посторонних предметов, не имеющих отношение к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине-60 см и глубине-5 см. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения».

В соответствии с п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, «должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения».

В результате ненадлежащего, несоответствующего стандартам и техническим нормам (ГОСТ Р 50597-93) содержания муниципальной дороги улицы Ленина г. Ставрополя, где произошло ДТП непринятие необходимых мер по введению временных ограничений, обеспечивающих безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения транспорта, произошло вышеуказанное ДТП, приведшее к причинению Свиридовой ---------------- материального вреда.

Не выполнение требований вышеизложенных законодательных актов, технических норм и соответственно ненадлежащее содержание дороги, привело к ДТП, что подтверждается схемой ДТП от 24.11.2009 г., постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 01.12.2009 г., актом обследования дорожных условий в месте совершения ДТП от 24.11.2009 г.; справкой о дорожно-транспортном происшествии от 24.11.2009 г.; отчетом эксперта № 2009-2245 «Об оценке стоимости ущерба, причиненного ДТП» от 27.11.2009 г.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Свиридовой М.Н. и о взыскании с комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя материальный ущерб в размере 62 107 рублей 90 копеек и затраченных на оплату услуг эксперта в размере1500 рублей, при этом суд не находит законных оснований для удовлетворения указанных требований в солидарном порядке и о взыскании с администрации города Ставрополя.

Согласно ст.ст.98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы и расходы на оплату труда представителя.

Судебные расходы истицы состоят из госпошлины размере 2263 руб. которые подлежат так же взысканию в пользу истца с комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя. В силу ст. 100 ГПК РФ суд взыскивает в пользу истца с комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя в разумных пределах расходы на услуги представителя в размере 15 000 рублей.

Согласно положениям ст. 151 ГК РФ, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда в случае, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага Возможность взыскания морального вреда при нарушении имущественных прав возможно в случае прямого указания в законе. Правоотношения, возникшие между сторонами, носят имущественный характер, и компенсация морального вреда по данной категории гражданско-правовых споров законом не предусмотрена, в связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 1064 ГК РФ, ст.ст. 98-100 ГПК РФ, Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 18.10.2007 г., Правилами дорожного движения РФ от 1994 г. с изменениями и дополнениями, ГОСТ Р50597-93, введенного 01.07.1994, Положением о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением Главы г. Ставрополя № 805 от 11.03.2005 г.,суд

Р Е Ш И Л

Исковые требований Свиридовой ------------- к администрации города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о взыскании солидарно причиненный материальный ущерб, средства, затраченные на оплату услуг эксперта, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины- удовлетворить частично.

Взыскать комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя в пользу Свиридовой ----------- причиненный материальный вред в размере 62 107 ( шестьдесят две тысячи сто семь) рублей 90 копеек,средства, затраченные на оплату услуг эксперта по оценке причиненного ущерба, в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, средства, затраченные на оплату услуг представителя, в размере 15 000 (пятнадцать тысяч ) рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2263 (две тысячи двести шестьдесят три) рубля 24 копейки.

В удовлетворении исковых требований Свиридовой ------------------- к администрации города Ставрополя- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированная часть решения изготовлена 30 июля 2010 года.

Судья А.А.Коробейников.