Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2010 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Просвириной Н.И.,
при секретаре Алехиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Матвеева А.Н. об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Матвеев А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, обосновав свои требования тем, что он является собственником незавершенного строительством объекта литер Б (проходная), 20 % готовности, с инвентарным номером ##, назначение - нежилое, площадью 43,90 кв.м., с кадастровым (условный) номером ##, расположенного в г. Ставрополе, по (....), на земельном участке, площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером, предназначенном для проектирования и строительства объектов производственного назначения. Указанный земельный участок принадлежит ему на основании договора аренды № 6967 от 30 декабря 2008 года, заключенного между ним и комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и зарегистрированного 17 июня 2009 года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю. С целью приватизации земельного участка он обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя, однако письмом от 9.07.2010 года № 06-2213-11с ему было отказано в приватизации со ссылкой на ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что по данному адресу находится объект незавершенного строительства, а выкуп земельного участка возможен после ввода в эксплуатацию объекта недвижимости. Считает отказ незаконным, поскольку нормами ч. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Согласно ст. 28 ч. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», отказ в выкупе земельного участка или предоставление его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Земельный участок, на котором расположен незавершенный строительством объект, не относится к той категории земель, в отношении которых имеется запрет, либо ограничение в приватизации. Ссылка на то обстоятельство, что выкуп земельного участка возможен после ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, ничем не обоснован. Отказ в предоставлении ему в собственность земельного участка противоречит действующему законодательству, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, закона, в котором содержится прямой запрет на приватизацию земельных участков, на которых расположены незавершенные строительством объекты, не существует. Более того, нормами п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо предусмотрена возможность приватизации таких земельных участков, следовательно, отказ в приватизации считает незаконным, поскольку основан на произвольном толковании норм земельного кодекса.
Матвеев А.Н., надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности Рындя П.В., поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. ст. 48 и 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, с участием его представителя по доверенности Рындя П.В.
Представитель Матвеева А.Н. по доверенности Рындя П.В. в судебном заседании заявленные Матвеевым А.Н. требования поддержал в полном объеме и просил признать незаконными действия администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в предоставлении Матвееву А.Н. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, (....), обязать администрацию г. Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в тридцатидневный срок принять решение о предоставление Матвееву А.Н. в собственность земельного участка, подготовить и направить в адрес Матвеева А.Н. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, (....), под объектом недвижимости.
Представитель администрации г. Ставрополя Куницына И.Б. требования, предъявленные к администрации, не признала, представила в суд письменные возражения, в которых указала, что в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии с ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками осуществляет орган местного самоуправления. Постановлением главы г. Ставрополя от 13.09.2007 года № 2704 земельный участок, площадью 5 000 кв.м., расположенный по адресу: г. Ставрополь, (....), был предоставлен Матвееву А.Н. в аренду сроком на 3 года для проектирования и строительства объектов производственного назначения. В соответствии с указанным постановлением главы города с Матвеевым А.Н. был заключен договор аренды земельного участка от 30.12.2008 года № 6967, зарегистрированный надлежащим образом в УФРС по СК. Как следует из материалов дела, Матвееву А.Н. принадлежит на праве собственности нежилое здание - проходная литер Б - объект незавершенного строительства с 20 % готовности, расположенное по (....). В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений. Администрация г. Ставрополя считает, что принадлежащее заявителю указанное имущество не является зданием, строением, сооружением, поскольку не является объектом завершенного строительства, а, соответственно, заявитель не является лицом, имеющим право на приобретение в собственность расположенного под этим имуществом земельного участка на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ. В соответствии с ст. 1 Градостроительного кодекса РФ здание, строение и сооружение являются объектами капитального строительства. Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ право использования объекта капитального строительства возникает после ввода объекта в эксплуатацию. Особенностью объекта незавершенного строительства является то, что данный объект не может быть использован в качестве здания, строения или сооружения, поскольку он не введен в эксплуатацию и находится на этапе строительства. Требования к строительству объектов являются основным содержанием положений Градостроительного кодекса, начиная с мероприятий по планированию развития территорий, определению видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, требований градостроительных регламентов и градостроительных планов. Незавершенное строительство носит временный характер и не может служить целям Градостроительного кодекса, направленным на устойчивое развитие территорий и иным принципам законодательства о градостроительной деятельности, предусмотренным ст. 2 Градостроительного кодекса РФ. Данным нормам Градостроительного кодекса РФ корреспондируют положения Земельного кодекса РФ, регулирующие отношения по предоставлению земельных участков для целей строительства. Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). В остальных случаях предоставление земельных участков для строительства осуществляется в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определения ставок арендной платы и установления в законе специальных оснований для прекращения договора аренды. Так, статьей 42 ЗК РФ предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором. В соответствии с п. 4 части 2 ст. 46 ЗК РФ, основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование с указанной целью в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом или договором аренды земельного участка. В случае прекращения договора аренды земельного участка, объект незавершенного строительства независимо от государственной регистрации права собственности может быть признан самовольной постройкой в силу положений ст. 222 Гражданского кодекса РФ, что может повлечь за собой снос объекта незавершенного строительства. Согласно договору аренды земельного участка от 13.09.2007 года № 2704 целью использования земельного участка является проектирование и строительство объектов производственного назначения. В соответствии со ст. 14 и 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и их изъятие, осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования. Считают, что осуществление государственной регистрации прав на незавершенный строительством объект само по себе не является основанием для возникновения права выкупа земельного участка, поскольку положения статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» направлены на введение в имущественный оборот объекта незавершенного строительства как объекта имущественных прав для завершения строительства и достижения цели устойчивого развития территорий. Принцип следования земельного участка за прочно связанным с ним объектом недвижимости, исходя из смысла вышеназванных норм, заключается в обеспечении возможности использования здания, строения или сооружения в соответствии с их назначением. Таким образом, для рассмотрения требований Матвеева А.Н. существенным является не только нахождение на спорном земельном участке принадлежащего заявителю спорного объекта, но и введение объекта капитального строительства в эксплуатацию. Доказательств того, что цель строительства объекта, в соответствии с которой заявителю был предоставлен в аренду земельный участок, достигнута, материалами дела не подтверждается. На основании изложенного, считают, что отказ комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и интересов заявителя, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания действий незаконными. Просила суд в удовлетворении заявленных требований Матвеева А.Н. о признании незаконным отказа КУМИ в приватизации земельного участка площадью 5 000 кв.м., расположенного в г. Ставрополе по (....), и обязании администрации г. Ставрополя, КУМИ в тридцатидневный срок принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи на указанный земельный участок – отказать в полном объеме.
Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности Шевченко Г.Н. в судебном заседании заявление Матвеева А.Н. не признала, согласившись с позицией представителя администрации г. Ставрополя, просила отказать в удовлетворении заявления Матвеева А.Н. в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления Матвеева А.Н. в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании достоверно установлено постановлением главы г. Ставрополя от 13.09.2007 года № 2704 земельный участок, площадью 5 000 кв.м., расположенный по адресу: г. Ставрополь, (....), был предоставлен Матвееву А.Н. в аренду сроком на 3 года для проектирования и строительства объектов производственного назначения.
В соответствии с указанным постановлением главы г. Ставрополя с Матвеевым А.Н. был заключен договор аренды земельного участка от 30.12.2008 года № 6967, зарегистрированный надлежащим образом в УФРС по СК.
Также в судебном заседании установлено, что Матвееву А.Н. принадлежит на праве собственности нежилое здание - проходная литер Б – объект незавершенного строительства с 20 % готовности, расположенное по (....), г. Ставрополя.
В соответствии с ст. 1 ГК РФ оснований для ограничения прав истца на приобретение земельного участка в собственность в данном случае не имеется.
В письменном отказе КУМИ г. Ставрополя также не указаны нормы федерального закона, на которых основан отказ в предоставлении земельного участка. Представители администрации г. Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в настоящем судебном заседании также не смогли назвать нормы закона, которыми прямо запрещена приватизация земельного участка по причине расположения на нем объектов незавершенного строительства.
Более того, в силу пункта 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.
Доказательства наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных ст. 28 ЗК РФ, представителями администрации г. Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом не были представлены, следовательно, в силу пункта 4 ст. 28 ЗК РФ отказ в предоставлении земельного участка в собственность в данном случае является недопустимым.
Кроме того, пункт 1 ст. 36 ЗК РФ предусматривает для собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключительное право на приватизацию данных земельных участков.
В указанной статье не названы объекты незавершенного строительства, однако применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация земельных участков в силу положений пункта 3 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества», из содержания которой следует, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо предусмотрена возможность приватизации земельных участков, на которых расположены объекты, строительство которых не завершено.
Статья 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) все то, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Объект незавершенного строительства отвечает таким требованиям.
В силу ст. 2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Доказательства признания недействительным или оспаривания зарегистрированного права истца на объект недвижимости администрацией г. Ставрополя и комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя не представлены. Поскольку право собственности на незавершенный строительством объект было зарегистрировано в УФРС по СК, следовательно, данный объект юридически был признан государством самостоятельным объектом недвижимого имущества. Сведения о самовольности строения в свидетельстве о государственной регистрации и техническом паспорте строения отсутствуют. Иные доказательства самовольности строения суду не представлены, следовательно, указанный объект не является самовольной постройкой.
Из указанных норм закона следует, что приватизация (приобретение в собственность) земельных участков, на которых расположены незавершенные строительством объекты, допускается в силу пункта 3 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, а при отсутствии оснований, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, отказ в предоставлении земельных участков в собственность в силу норм пункта 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается, то есть, прямо запрещен законом.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлен месячный срок для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в резолютивной части решения суда необходимо указать либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению, либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
В связи с изложенным суд находит обоснованными, а, следовательно, подлежащим удовлетворению требование Матвеева А.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании ответчиков в тридцатидневный срок предоставить земельный участок в собственность и направить истцу в тридцатидневный срок проект договора купли – продажи земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Заявление Матвеева А.Н. об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в предоставлении Матвееву А.Н. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, (....).
Обязать администрацию г. Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в тридцатидневный срок принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, подготовить и направить в адрес Матвеева А.Н. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, (....), под объектом недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 июля 2010 года.
Судья Н.И.Просвирина
Копия верна: Судья Н.И.Просвирина