решение от 10 августа 2010 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2010 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

с участием адвоката Шатырко Е.А.,

при секретаре Губановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Лащенкова А.Ю., заинтересованные лица Администрация г. Ставрополя, МУ «Архитектурно-строительный заказ г. Ставрополя», комитет градостроительства администрации г. Ставрополя об обязании должностных лиц рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство,

У С Т А Н О В И Л:

Лащенков А.Ю. обратился в суд с заявлением об обязании должностных лиц рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство, мотивируя свои требования тем, что он является ветераном боевых действий (удостоверение серии РМ № 0048560 от 05.10.2004 года). 19 мая 2008 года на основании ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28 - кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» он обратился в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность под ИЖС. Однако должностные лица администрации в нарушение ст. ст. 31 и 32 Земельного Кодекса РФ никаких действий по предоставлению земельного уча­стка не предпринимают. В июне 2010 года он обратился в администрацию г. Ставрополя, где ему было разъяс­нено, что Закон Ставропольского края от 01.08.2003 № 28 - кз утратил силу, а поэтому необходимо представить документы в соответствии с новыми требованиями. Полагает, что его права и законные интересы были нарушены администрацией г. Ставрополя, а поэтому вынужден обратиться в суд за их защитой. Нарушение действующего законодательства Администрацией г. Ставрополя за­ключается в следующем. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов мест­ного самоуправления обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса. Полагает, что администрацией не был соблюдён порядок, предусмотренный законо­дательством, о рассмотрении заявления, принятии соответствующего решения о предос­тавлении земельного участка в собственность заявителя, а именно: исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления, в соответствии ст. 10.12 Федерального закона от 2.02.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ст. 29 Земельного Кодекса РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строи­тельства и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двух­недельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю (ч. 2 ст. 32 ЗК РФ). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного управления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обра­щению предусмотренного ст. 29 Земельного Кодекса РФ, исполнительного органа госу­дарственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Кроме того, в соответствии со статьёй 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участ­ков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строитель­ства, за исключением, в частности, резервирования земельных участков для государст­венных или муниципальных нужд. Так, в соответствии с постановлением главы г. Ставрополя от 17.02.2009 года № 468 «О порядке ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации на территории Ставропольского края», предоставление бесплатно в собствен­ность земельных участков производится в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет. С момента подачи заявления – 19 мая 2008 года, о предоставлении ему земельного участка под ИЖС решение не принято, а в его адрес от администрации не поступало никаких писем (уведомлений) по данному вопросу. В соответствии со ст. 10.12 Федерального закона от 02.02.2006 года № 59-ФЗ «О поряд­ке рассмотрения обращений граждан РФ» и ст. 29 Земельного кодекса РФ, орган мест­ного самоуправления должен рассмотреть заявление гражданина и в двухнедельный срок принять решение по его заявлению (ч. 2 ст. 32 ЗК РФ). Таким образом, из-за бездействия администрации г. Ставрополя, его право на по­лучение земельного участка в собственность под ИЖС до настоящего времени не реа­лизовано. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 254 - 256 ГПК РФ, просил суд, признать бездействия администрации г. Ставрополя по рассмотрению во­проса о предоставлении ему земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство незаконными, возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность рассмотреть вопрос о пре­доставлении ему земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство.

Заявитель Лащенков А.Ю., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя – адвоката Шатырко Е.А., поэтому суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия заявителя, с участием его представителя адвоката Шатырко Е.А.

В судебном заседании представитель заявителя Лещенкова А.Ю. – адвокат Шатырко Е.А. уточнил заявление, в котором указал, что 19 мая 2008 года Лащенков А.Ю. обратился с заявлением в Администрацию г. Ставрополя о предоставлении ему земельного участка под ИЖС. В ходе рассмотрения заявления Лащенкова А.Ю., представитель администра­ции г. Ставрополя представил суду копии документов, одним из которых является уведомление об отказе в постановке на учет от 06.07.2010 года. Ранее данное уведомление в адрес Лащенкова А.Ю. не поступало и о его су­ществовании ему ничего не было известно. Из уведомления следует, что комиссией принято решение об отказе в поста­новке на учет ввиду того, что Лащенков А.Ю. не имеет статуса военнослужащего. С решением администрации согласиться нельзя по следующим причинам. Как видно из документов, представленных суду Лащенковым А.Ю., он прини­мал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республик в периоды с 20.03.1995 года по 1.05.1995 года и с 09.01.1996 года по 28.01.1996 года в составе группы оперативно­го управления МВД РФ временного оперативного органа внутренних дел в Чечен­ской Республике, в связи с чем, ему выдано удостоверение «Ветеран боевых дейст­вий». В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О безопасности» предусмотрено, что си­лы обеспечения безопасности включают в себя: вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки (в ред. Федераль­ных законов от 25.07.2002 года № 116-ФЗ, от 07.03.2005 года № 15-ФЗ, от 26.06.2008 года № 103-ФЗ). Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен в ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в органах внутренних дел. Кроме того, 26.12.2002 года Конституционный Суд РФ принял Постановление № 17-П, в пункте 2 которого указано, что лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации приравниваются к военнослужа­щим. На основании изложенного просил суд, признать отказ администрации г. Ставрополя от 06.07.2010 года в постановке на учет для получения земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства Лащенкову А.Ю., как участнику боевых действий, незаконным, и обязать администрацию г. Ставрополя рассмотреть заявление Лащенкова А.Ю. о постановке на учет для получения земельного участка в собственность в целях индивидуального жилищного строительства. Просил удовлетворить заявление с учетом уточнений.

Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Куницына И.Б. заявление Лащенкова А.Ю. не признала, представила в суд письменные возражения, в которых указала, что согласно ст. 16 Закона Ставропольского края от 1.08.2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», действовавшего на момент обращения Лащенкова А.Ю., земли, находящиеся в собственности Ставропольского края, предоставлялись в собственность гражданам и юридическим лицам за плату, если иное не установлено федеральными законами и вышеуказанным Законом. Военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Ставропольского края земля предоставляется в собственность бесплатно (ст. 18 Закона СК от 01.08.2003 года № 28-кз). Бесплатное предоставление земельных участков осуществляется однократно (п. 1 ст. 20 Закона СК от 01.08.2003 года № 28-кз). Пунктом 2 ст. 28 ЗК РФ также предусматривается возможность бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Предоставление земельных участков осуществляется при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления и даты постановки на учет. Порядок ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, разработан в феврале 2009 года и закреплен постановлением главы г. Ставрополя от 17.02.2009 года № 468 «О порядке ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края». До введения в действие вышеуказанного постановления учет граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно, велся в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона СК от 01.08.2003 года № 28-кз и Постановлением Правительства Ставропольского края от 30.08.2004 года № 112-п путем внесения сведений в книгу учета граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно. Очередной номер 204 был присвоен Лащенкову А.Ю. 23.06.2008 года с внесением регистрационной записи № 24-03/15 в книгу учета. По смыслу норм земельного законодательства, при бесплатном предоставлении гражданину земельного участка должна соблюдаться установленная законом (ст. 30.1 ЗК РФ) процедура предоставления земли для жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта: проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке; осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Действующее законодательство предусматривает, прежде всего, предоставление земельного участка, определенного как объект права с установленными на местности границами. В соответствии с п. 2 ст. 32 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Постановлением главы г. Ставрополя от 29.05.2008 года № 1399 «Об организации единого Центра обслуживания граждан и юридических лиц по вопросам градостроительства и землепользования по принципу «Одно окно» с 01.07.2008 года был организован единый Центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «Одно окно» на базе муниципального учреждения «Архитектурно-строительный заказ города Ставрополя». Согласно вышеуказанному постановлению был разработан порядок приема, подготовки и выдачи документов в области градостроительства и землепользования, утвержденный постановлением главы г. Ставрополя от 30.06.2008 года № 1631. На МУ «Архитектурно-строительного заказ г. Ставрополя» возложены обязанности по приему заявлений и ведению учета граждан, имеющих указанное право, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя уполномочен вести учет граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно. Раздел 2 Порядка устанавливает порядок приема заявлений и документов у заявителей. Заявление вместе с пакетом документов подлежит регистрации в диспетчерской Центра с выдачей расписки о приеме документов заявителю (п. 2.6 Порядка). Согласно копии заявления Лащенкова А.Ю., представленной в материалы дела, оно было зарегистрировано в установленном порядке. Органом местного самоуправления осуществляется формирование земельных участков и постановка их на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, администрацией г. Ставрополя принимались все меры по исполнению закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз. В своем заявлении в суд Лащенков А.Ю. указывает на бездействие администрации г. Ставрополя, выраженное в не рассмотрении поданного заявления в установленные законом сроки. В соответствии с п. 4.2 Порядка о необходимости получения подготовленных документов или мотивированного отказа заявитель извещается Центром по телефону, указанному заявителем. Лащенков А.Ю. был поставлен в очередь на предоставление земельного участка в соответствии с заявлением от 19.05.2008 года. В обязанность органов местного самоуправления, следуя указанным нормам права, входит обязанность рассмотрения заявлений граждан, что было сделано в данном случае администрацией г. Ставрополя и МУ «Архитектурно-строительный заказ города Ставрополя» в соответствии с законодательством. Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.06.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Заявление Лащенкова А.Ю. было рассмотрено, и он был поставлен на учет 23.06.2008 года, очередность № 204. В связи с тем, что необходимые документы не были представлены заявителем, 23.04.2010 года на заседании комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края, было принято решение об отказе в постановке на учет Лащенкова А.Ю. ввиду того, что статус военнослужащего не был своевременно подтвержден (письмо заместителя директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя председателя комиссии Ромась С.В. об отказе в постановке на учет от 06.07.2010 года № 09/02-01/5-2759). Полагают, что в соответствии с вышеуказанным, факт бездействия со стороны органа местного самоуправления отсутствует. Кроме того, с 25.04.2010 года на территории Ставропольского края вопросы бесплатного предоставления земельных участков льготным категориям граждан регулируются Законом Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты СК и признании утратившим силу некоторых законодательных актов СК». Согласно ст. 12 вышеуказанного закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно на основании федеральных законов, а также, в частности, ветеранам боевых действий, признанным таковыми ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», уволенным в запас (отставку) по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет. Следовательно, в связи с тем, что ст. 18 Закона СК от 01.08.2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» утратила силу, и вступил в действие новый нормативный акт, земельный участок Лащенкову А.Ю. может быть предоставлен при условии его принадлежности к вышеуказанной категории и предоставления всех необходимых документов в соответствии с Законом СК от 12.04.2010 года № 21 -кз. На основании вышеизложенного, считает, что заявленные Лащенковым А.Ю. требования, предъявленные к администрации г. Ставрополя об обжаловании бездействия администрации г. Ставрополя по рассмотрению вопроса о предоставлении ему земельного участка в собственность как ветерану боевых действий под индивидуальное жилищное строительство и обязании администрации г. Ставрополя рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность под ИЖС незаконны и не обоснованы. Просила в удовлетворении указанных требований отказать в полном объеме.

Представитель комитета градостроительства администрации г. Ставрополя по доверенности Ромащенко И.В. в судебном заседании заявление Лащенкова А.Ю. не признала, представила в суд отзыв, в котором указала, что 19 мая 2008 года Лащенков А.Ю., как участник боевых действий, обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. Заявление Лащенкова А.Ю. вместе с приложенными к нему документами было принято для дальнейшего рассмотрения. 23 апреля 2010 года на заседании комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации, было принято решение об отказе в постановке на учет, в связи с тем, что заявитель не имеет статуса военнослужащего. Отказ за номером 09/02-01/5-2759 от 06.07.2010 года был направлен Лащенкову А.Ю. Таким образом, утверждение истца о том, что его заявление не было рассмотрено администрацией г. Ставрополя не соответствует действительности. Администрацией г. Ставрополя не предпринималось действий по предоставлению земельного участка Лащенкову А.Ю. ввиду того, что ему было отказано в постановке на учет как имеющего право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков. Просила отказать в удовлетворении заявления.

Представитель заинтересованного лица МУ «Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, поэтому суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица МУ «Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя».

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

Из сведений, имеющихся в военном билете заявителя, следует, что он в период времени с 20.03.1995 года по 1.05.1995 года и с 9.01.1996 года по 28.01.1996 года проходил службу в составе группы оперативного управления МВД РФ в Чеченской республике.

В судебном заседании достоверно установлено, что Лащенков А.Ю. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ № 0048560 от 05.10.2004 года.

В судебном заседании также установлено, что 19.05.2008 года Лащенковым А.Ю. было подано в администрацию г. Ставрополя заявление о предоставлении земельного участка для ИЖС в соответствии с Законом Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз.

6.07.2010 года администрацией г. Ставрополя отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, в виду того, что им не подтвержден статус военнослужащего.

В соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003 года N 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», (действовавшей на момент подачи заявления в администрацию) земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации является аналогичной военной службе, поскольку посредством прохождения службы граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Следовательно, суд считает, что заявитель Лащенков А.Ю. имеет право на получение земельного участка в собственность для ИЖС наравне с военнослужащими.

Из материалов дела следует, что заявителем заявление в администрацию г. Ставрополя подано 19.05.2008 года. Указанное заявление администрацией г. Ставрополя рассмотрено 6.07.2010 года. За период, в течение которого рассматривалось заявление о предоставлении земельного участка, действие ст. 18 Закона СК № 28-кз от 1 августа 2003 года утратила силу. Однако, суд считает, что при разрешении вопроса о постановке на учет и предоставлении земельного участка заявителю необходимо руководствоваться нормами закона, действовавшего на момент подачи заявления, поскольку как следует из текста закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз, нормы данного закона ухудшают положение заявителя.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.

Таким образом, требование о признании незаконным действий администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в постановке на учет подлежит удовлетворению.

Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года, в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в резолютивной части решения суда необходимо указать на возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить в отношении заявителя конкретные действия.

С учетом изложенного, суд находит подлежащим удовлетворению требование Лащенкова А.Ю. об обязании администрации г. Ставрополя рассмотреть заявление Лащенкова А.Ю. о постановке на учет для получения земельного участка в собственность в целях индивидуального жилищного строительства с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Лащенкова А.Ю., заинтересованные лица Администрация г. Ставрополя, МУ «Архитектурно-строительный заказ г. Ставрополя», комитет градостроительства администрации г. Ставрополя об обязании должностных лиц рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство удовлетворить.

Признать отказ администрации г. Ставрополя от 06.07.2010 года в постановке на учет для получения земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства Лащенкову А.Ю., как участнику боевых действий, незаконным.

Обязать администрацию г. Ставрополя рассмотреть заявление Лащенкова А.Юрьевича о постановке на учет для получения земельного участка в собственность в целях индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 августа 2010 года.

Судья А.И.Эминов