решение от 5 августа 2010 года



№2-876/10г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 августа 2010 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко,

При секретаре Рогожкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиненко Т. И. к администрации г. Ставрополя о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Литвиненко Т.И. обратилась в районный суд с иском к администрации г. Ставрополя об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в черте г. Ставрополя, общей площадью не менее 44 кв.м., по договору социального найма в течение 2010 года, на состав семьи два человека: истица Литвиненко Т. И., сын Литвиненко П. В., 1982 года рождения.

В судебном заседании истица Литвиненко Т.И. и ее представитель по доверенности Бутова А.Ю. поддержали заявленные исковые требования, пояснив, что Литвиненко Т. И. проживает в общежитии г. Ставрополя. Это общежитие находилось на балансе ООО «Люминофор», где она работала. Она заключает ежегодно договор социального найма с МУП «Жилищник», регулярно производит оплату за все коммунальные услуги. В 2005 году это общежитие было признано непригодным для проживания. И Постановлением главы города Ставрополя, и в гарантийном письме, которое было издано Постановлением главы города Ставрополя, гарантировалось жильцам переселение в течение 2005 – 2006 года. Но сегодня, в 2010 году, Литвиненко продолжает проживать в данном доме. Администрация г. Ставрополя не предоставляет ей жилое помещение, мотивируя это тем, что на дом не распространяется действие программы о переселении граждан. Данные действия администрации по непредставлению жилья являются незаконными и необоснованными. По письмам, которые администрация г. Ставрополя присылала Литвиненко в 2005 и последующих годах, администрация ни раз подтверждала свою обязанность предоставить жилое помещение. Но на сегодняшний день администрация говорит о том, что работа по решению данного вопроса ведется, то есть администрация не отказывается от обязанности когда-нибудь предоставить жилое помещение, жильцам, но при этом сроки не устанавливаются, и жилье не предоставляется. В соответствии с Постановлением Правительства РФ 11 мая 2005 года дом по пр. был признан непригодным для проживания из-за вредного воздействия факторов окружающей среды. Было выявлено, что здание не соответствует требованиям и санитарным нормам и на жильцов распространяются различные выхлопы и газы, которые производит предприятие, находящееся на данной территории. Постановлением главы г. Ставрополя от 23.05.2005 года данный акт был утвержден и указано, что администрация гарантирует данное расселение. В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания, должны предоставляться благоустроенные жилые помещения вне очереди. И согласно ст. 51 Жилищного кодекса гражданами, нуждающимися в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, чьи жилые помещения не отвечают установленным для жилых помещений требований. Жилое помещение, где проживает Литвиненко, не соответствует установленным для жилых помещений требованиям. Жильцы обращались в суд о признании этого дома жилым, но в иске было отказано. Соответственно сегодня Литвиненко проживает в непригодном для жилья помещении. Администрация в своих возражениях ссылается на то, что Литвиненко не стоит на очереди, и поэтому они не могут предоставить ей жилое помещение. На обращение истицы ей дан был ответ от руководителя Жилищного управления администрации г. Ставрополя о том, кто может быть поставлен на очередь. И соответственно, в перечень данных граждан Литвиненко не подходит, а именно не подходит под категорию малоимущих граждан, и ей было отказано в постановке ее на очередь. Истица полагает, что независимо от ее статуса и того, что она не стоит на очереди в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ ей должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение, так как она проживает в доме непригодном для проживания, что было подтверждено актом 2005 года.

Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Галахов С.Ю. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что Порядок предоставления жилых помещений в порядке очереди и вне очереди урегулированы нормами жилищного кодекса Российской Федерации. Исходя из требований статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Исходя из Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г.) (далее -Примерные правила), граждане, проживающие в жилых домах (жилых помещениях), признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежат учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу обстоятельств указанные граждане автоматически становятся нуждающимися в жилом помещении. Согласно части 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. В части механизма реализации указанных норм применяется порядок, установленный абзацем 2 пункта 22 вышеуказанных Примерных правил, в силу которого граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади. Применение указанных Примерных правил осуществляется согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», устанавливающей, что до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Закону. Примерные правила в п. 15 указывают, что учет граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений ведется путем включения таких граждан в отдельные списки. Пункты 12 и 13 этих же правил определяют заявительных характер обращения граждан, имеющих право на получение жилых помещений, в том числе и таких граждан которые имеют право на внеочередное получение жилья. Таким образом, право на внеочередное получение жилья в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания должно реализовываться путем постановки на соответствующий учет. Более того, согласно пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции,» утвержденного Постановления Правительства Российской
Федерации от 28.01.2006 года №47 ( в редакции постановления
Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 года № 494) на
основании полученного заключения орган местного самоуправления
принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем
использовании помещения, сроках отселения физических и юридических
лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно- восстановительных работ. Жилое помещение, занимаемое истицей,
постановлением главы города Ставрополя от 23.06.2005 №2016 не признано
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не признана
необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ, в связи с
чем у органа местного самоуправления не возникло обязанности по изданию
распоряжения о дальнейшем использовании строения №8 по проспекту
Кулакова, в городе Ставрополе и сроках расселения проживающих в нем
лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением Главы г. Ставрополя № 4709 от 18 декабря 2000 года общежитие г. Ставрополя общей площадью 1172,25 кв.м., передано в муниципальную собственность от ОАО «Люминафор» на баланс управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ставрополя.

Постановлением Главы г. Ставрополя № 2016 от 23.06.2005г. утвержден акт №3 от 11 мая 2005 года, которым дом №8 по пр. Кулакова г. Ставрополя признан не пригодным для проживания как находящийся в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия ( л.д. 15-16).

Как утверждала истица, и не опровергалось ответчиком, она проживает в общежитии по г. Ставрополя с 1984 года, помещение в общежитии ей предоставлялось в связи с работой на заводе «Люминафор».

В настоящее время Литвиненко Т.И. на основании договора найма жилого помещения (койко-места) в муниципальном общежитии № 2005 от 12 апреля 2010 года проживает в помещении №5, из двух комнат 24,7 кв.м., находящееся в общежитии г. Ставрополя, составом семьи два человека: Литвиненко Т.И. и сын Литвиненко П. В., 1982 года рождения (л.д. 8-9, 36).

Как пояснила истца, она в письменном виде до 2010 года не обращалась с заявлением в администрацию г. Ставрополя о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с признанием в 2005 году жилья, где она проживает, непригодным для проживания. Письмом от 18 июня 2010 года ей было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, данный ответ администрации г. Ставрополя Литвиненко Т.И. не оспаривает, как не оспаривает действия (бездействия) администрации г. Ставрополя по не предоставлению ей жилого помещения.

Истица в своих доводах указывает, что имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, вне зависимости от нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку проживает в доме, признанным непригодным для проживания.

Оценив данные доводы, суд приходит к следующему.

Порядок предоставления жилых помещений в порядке очереди и вне очереди урегулированы нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Исходя из требований ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Исходя из Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г.) (далее – Примерные правила), граждане, проживающие в жилых домах (жилых помещениях), признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежат учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу обстоятельств указанные граждане автоматически становятся нуждающимися в жилом помещении. Согласно ч.3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ основанием для признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателям предоставляется жилое помещение по договору социального найма. В части механизма реализации указанных норм применяется порядок, установленный абзацем 2 п. 22 вышеуказанных Примерных правил, в силу которого граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.

Применение указанных Примерных правил осуществляется согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», устанавливающей, что до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и указанному Закону. Примерные правила в п. 15 указывают, что учет граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений ведется путем включения таких граждан в отдельные списки. Пункты 12 и 13 этих же правил определяют заявительных характер обращения граждан, имеющих право на получение жилых помещений, в том числе и таких граждан которые имеют право на внеочередное получение жилья.

Исходя из изложенного, суд находит обоснованными возражения представителя администрации г. Ставрополя о необходимости реализации истицей своего права на внеочередное получение жилья путем постановки на соответствующий учет.

Общежитие, в котором проживает истица, признано непригодным для проживания на основании акта №3 от 11 мая 2005 года в соответствии с действовавшими на тот момент Постановлением Правительства РФ № 552 от 4 сентября 2003 года ( пп. «в» п.8 Положения о порядке признания жилых домов9жилых помещений)непригодными для проживания). Данный подпункт устанавливает, что комиссия после изучения представленных документов и осмотра жилого дома принимает решение о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности. Согласно п.12 указанного Положения орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях, указанных в п.13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах(жилых помещениях), признанным непригодными для проживания. Пункт 13 Положения определяет, что в случае признания жилого дома(жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику(уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.

Жилое помещение, занимаемое истицей, актом от 11 мая 2005 года не признано непригодным для проживания по основаниям, изложенным в п.13 вышеприведенного Положения, в связи с чем, у органа местного самоуправления не возникло обязанности по изданию распоряжения о дальнейшем использовании жилого дома г. Ставрополя и сроках расселения проживающих в нем лиц.

Жилое помещение, в котором проживает истица, - общежитие г. Ставрополя, как не являющееся жилым домом, не включено в муниципальную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».

Решением Промышленного райсуда г. Ставрополя от 21 мая 2004 года отказано в исковых требованиях, в том числе Литвиненко Т.И., к администрации г. Ставрополя о придании помещению г. Ставрополя статуса жилого дома, изменении статуса муниципального общежития на статус жилого дома, выдаче ордеров и заключении договоров найма (л.д. 37-40).

Таким образом, представляются обоснованными доводы администрации г. Ставрополя о том, что жильцы, проживающие в общежитии по пр. Кулакова,8 г. Ставрополя, в том числе Литвиненко Т.И, не состоящая на учете нуждающихся в жилых помещениях, в том числе имеющих право на внеочередное получение жилых помещений – отдельный список, подлежат расселению за счет свободной муниципальной жилой площади.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Литвиненко Т.И.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Литвиненко Т. И. к администрации г. Ставрополя о предоставлении благоустроенного жилого помещения в черте г. Ставрополя общей площадью не менее 44 кв.м. по договору социального найма в течение 2010 года на состав семьи из двух человек: Литвиненко Т. И. и ее сын Литвиненко П. В., 1982 года рождения, - оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 13 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И.Шевченко

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Ю.И.Шевченко