Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2010 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Губановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению УВД по г. Ставрополю, заинтересованное лицо прокуратура Октябрьского района г. Ставрополя об оспаривании решения и действий прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя,
У С Т А Н О В И Л :
УВД по г. Ставрополю обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения и действий прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя, обосновав свое заявление тем, что 18 мая 2010 года в УВД по г. Ставрополю за подписью прокурора района Н.И.Л. факсом было получено письмо от 17 мая 2010 года за исх. № 20-12-2010 с требованием предоставить сотрудникам прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя личные дела сотрудников подразделения УВД по г. Ставрополю, а именно отдела милиции № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю, а также другие материалы и документы, необходимость в предоставлении которых возникла у сотрудников прокуратуры. При этом, в обоснование своих требований прокуратура Октябрьского района г. Ставрополя, ссылается на ст. ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. УВД по г. Ставрополю Ставропольского края полагает, что действиями прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя по направлению указанного запроса посредством факса на УВД по г. Ставрополю Ставропольского края незаконно возлагается обязанность по предоставлению личных дел сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю, а также других материалов и документов. В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Следовательно, запрос прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Необходимо отметить, что информация, содержащаяся в личных делах сотрудников, в материалах проверок, проведенных в отношении сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю, носит конфиденциальный, секретный характер и касается персональных данных сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Как следует из пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение конфиденциальности персональных данных определено также и статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии с указанной статьей операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев обезличивания персональных данных и в отношении общедоступных персональных данных. Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных (по определению, в том числе их передача) может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, при этом среди случаев, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется, предоставление информации о персональных данных субъекта по запросу прокурора федеральным законодательством не предусмотрено. Учитывая изложенное, запрос прокуратуры об истребовании сведений и материалов, отнесенных законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, не содержащие соответствующего законодательству Российской Федерации обоснования вообще или фактически без обоснования, не соответствует Федеральному закону от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела данной категории по существу, суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (пункт 25 указанного Постановления Пленума ВС РФ). Полагают, что своим решением, облеченным в запрос-требование от 17 мая 2010 года за исх. № 20-12-2010, и действиями прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя нарушены требования законодательства по всем указанным обстоятельствам, а именно: прокуратура Октябрьского района г. Ставрополя не наделена полномочиями требовать предоставления личных дел сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю и других документов и материалов в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» при отсутствии поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона; при направлении запроса-требования не соблюден порядок установленный законодательством - запрос прокуратуры не содержит обоснование цели получения информации, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», нарушены требования федеральных законов от 27.07.2006 года № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и защите информации», от 27 июля 2006 года № 152-фз «О персональных данных»; запрос-требование не содержит ссылку на положение федерального закона, устанавливающее право на получение конфиденциальной информации, и соответствующее законодательству Российской Федерации обоснование (мотив, цель), связанную с исполнением определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию. Учитывая, что неисполнение запроса-требования прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, служит основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, а с другой стороны ст. 13.11, ст. 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка сбора, хранения, использования и распространения персональных данных, в том числе и за разглашение информации, то такой запрос-требование по своей правовой природе нарушает не только права и свободы сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю, а также возлагает на руководство УВД по г. Ставрополю незаконные обязанности, противоречащие закону. Просили признать незаконными решение прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя, облеченное в запрос-требование от 17 мая 2010 года за исх. № 20-12-2010, и действия прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя по истребованию личных дел сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю, а также документов и материалов, обозначенных в запросе-требовании от 17 мая 2010 года за исх. 20-12-2010, а также обязать прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя устранить допущенные нарушения и отозвать запрос-требование прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя от 17 мая 2010 года за исх. № 20-12-2010 из УВД по г. Ставрополю.
В судебном заседании представитель УВД по г. Ставрополю по доверенности П.О.Н. поддержала заявление в полном объеме и просила суд признать незаконными решение прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя, облеченное в запрос-требование от 17 мая 2010 года за исх. № 20-12-2010, и действия прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя по истребованию личных дел сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю, а также документов и материалов, обозначенных в запросе-требовании от 17 мая 2010 года за исх. 20-12-2010, обязать прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя устранить допущенные нарушения и отозвать запрос - требование прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя от 17 мая 2010 года за исх. № 20-12-2010 из УВД по г. Ставрополю, по основаниям, изложенным в заявлении об оспаривании решений и действий прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя и в письменных пояснениях, представленных в суд.
Представитель прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя в судебном заседании заявление УВД по г. Ставрополю не признал и пояснил, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации Медведева Д.А., озвученного на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 04.03.2010 года, Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров, специализированных прокуратур, проведена проверка исполнения законодательства при приёме на службу в органы внутренних дел и её прохождении. В ходе проверки сотрудникам прокуратуры района было отказано в доступе к личным делам сотрудников милиции ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю и государственных гражданских служащих органов внутренних дел, содержащим материалы и документы, относящиеся к предмету проверки. Прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя в период с 6 по 20 мая 2010 года в соответствии с заданием первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. и прокуратуры Ставропольского края проводилась проверка исполнения законодательства при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождения. В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Согласно требованиям ст. 72 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, надзор за законностью прохождения и соблюдения условий службы в органах внутренних дел осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно ст. ст. 21, 22 Закона РФ № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе иметь доступ, в том числе, и к документам и материалам, находящимся в органах внутренних дел, требовать от руководителей и других должностных лиц органов внутренних дел представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. В соответствии ч. 3 ст. 6 Закона РФ № 2202-1, неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность. Во исполнение указанного поручения 12 мая 2010 на имя начальника УВД по г. Ставрополю за подписью прокурора Октябрьского района г. Ставрополя за № 20-12-2010 направлен запрос о предоставлении к 13.05.2010 года списка сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю и списка сотрудников, уволенных со службы органов внутренних дел в период 2008-2009 годы и январь-апрель 2010 (в части ОВД по Октябрьскому району г. Ставрополя). Однако в установленный прокурором района срок запрашиваемая информация представлена не была. 17 мая 2010 года в прокуратуру района факсимильной связью без указания исходящего номера и даты поступил ответ за подписью исполняющего обязанности начальника УВД по г. Ставрополю Середина В.А., которым прокурору Октябрьского района г. Ставрополя было отказано в предоставлении запрашиваемой информации. 17 мая 2010 года на имя исполняющего обязанности начальника УВД по г. Ставрополю за подписью прокурора Октябрьского района г. Ставрополя за № 20-12-2010 направлено повторное требование о предоставлении к 18.05.2010 списка сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю и списка сотрудников, уволенных со службы органов внутренних дел в период 2008-2009 годы и январь-апрель 2010 (в части ОВД по Октябрьскому району г. Ставрополя), а также о предоставлении в период с 18 по 19 мая 2010 года уполномоченным сотрудникам прокуратуры района для проведения проверки личных дел сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю в помещении УВД по г. Ставрополю. Однако в установленные прокурором района сроки запрашиваемая информация исполняющим обязанности начальника УВД по г. Ставрополю С.В.А. в прокуратуру района не предоставлена, в допуске проверки личных дел уполномоченным сотрудникам прокуратуры района неправомерно отказано. Принимая во внимание, что на имя исполняющею обязанности начальника УВД по г. Ставрополю С.В.А. прокурором района дважды направлялись требования о предоставлении информации, вместе с тем, что С.В.А. умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом. Прокурором района в отношении исполняющего обязанности начальника УВД по г. Ставрополю С.В.А. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, которое направлено для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка № 1 Ленинского района г. Ставрополя. Результаты проверки в УВД по г. Ставрополю и по ГУВД СК свидетельствуют о многочисленных нарушениях законодательства в рассматриваемой сфере. Созданные препятствия к осуществлению надзорной деятельности повлекли неполноту проверки, что получило надлежащую оценку в представлении первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. в адрес Министра внутренних дел Российской Федерации Нургалиева Р.Г. В связи с выявленными фактами нарушения законодательства при приёме на службу и прохождении службы в органах внутренних дел в УВД по г. Ставрополю, по распоряжению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведение проверки продолжено. 9.08.2010 года во исполнение указанного поручения на имя начальника УВД по г. Ставрополю за подписью прокурора Октябрьского района г. Ставрополя за № 20-12-2010 направлен запрос о предоставлении информации и обеспечении доступа работников прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя к личным делам сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю аналогичного содержания запросу, направленному на имя начальника УВД по г. Ставрополю от 17.05.2010 года. В установленные в запросе сроки информация и документы, в том числе и личные дела сотрудников органов внутренних дел, необходимые для проведения проверки были предоставлены сотрудникам прокуратуры района. По результатам проверки прокурором района начальнику УВД по г. Ставрополю внесено представление о выявленных нарушениях закона и направлена докладная записка в прокуратуру края. С учетом изложенного, поскольку требования прокуратуры к УВД по г. Ставрополю о предоставлении личных дел удовлетворены, считает требования, изложенные в заявлении начальника УВД по г. Ставрополю необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просила суд в удовлетворении заявления УВД по г. Ставрополю отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, считает необходимым в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» надзор за деятельностью милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Согласно требованиям ст. 72 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, надзор за законностью деятельности внутренних дел осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии со ст. ст. 21, 22 Закона РФ № 2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе иметь доступ, в том числе, и к документам и материалам, находящимся в органах внутренних дел, требовать от руководителей и других должностных лиц органов внутренних дел представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Таким образом, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат исполнению и носят обязательный характер для поднадзорных органов.
Как следует из материалов дела, требование прокурора в адрес начальника УВД по г. Ставрополю о предоставлении информации было направлено в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Медведева Д.А., последовавшем на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 04.03.2010 года, о проведении проверки исполнения законодательства при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении.
В настоящем судебном заседании установлено, что УВД по г. Ставрополю не было выполнено требование прокурора Октябрьского района г. Ставрополя от 12.05.2010 года о предоставлении списка сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю и списка сотрудников, уволенных со службы органов внутренних дел в период 2008-2009 годы и январь-апрель 2010 (в части ОВД по Октябрьскому району г. Ставрополя) и аналогичное требование, направленное в адрес УВД по г. Ставрополю 17.05.2010 года, что повлекло нарушение требований действующего законодательства.
Так же в судебном заседании установлено, что аналогичное требование прокурора Октябрьского района г. Ставрополя от 09.08.2010 года о предоставлении списка сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю и списка сотрудников, уволенных со службы органов внутренних дел в период 2008-2009 годы и январь-апрель 2010 (в части ОВД по Октябрьскому району г. Ставрополя) было исполнено и информация была предоставлена в адрес прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, что также подтверждается представлением прокурора Октябрьского района г. Ставрополя от 11.08.2010 № 20-16-10, внесенным в адрес начальника УВД по г. Ставрополю об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и законодательства при приеме на службу в органах внутренних дел и ее прохождения.
Таким образом, аналогичное требование прокурора Октябрьского района г. Ставрополя от 09.08.2010 года о предоставлении списка сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю и списка сотрудников, уволенных со службы органов внутренних дел в период 2008-2009 годы и январь-апрель 2010 (в части ОВД по Октябрьскому району г. Ставрополя) на момент рассмотрения данного гражданского дела было исполнено УВД по г. Ставрополю и требуемая информация была предоставлена в адрес прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, поэтому у суда имеются все основания для отказа в удовлетворении заявления УВД по г. Ставрополю, поскольку основания для обжалования действий прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, по мнению суда исчерпаны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требование заявления УВД по г. Ставрополю о признании незаконными решение прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя, облеченное в запросе-требовании от 17 мая 2010 года за исх. № 20-12-2010, и действия прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя по истребованию личных дел сотрудников ОМ № 2 (по обслуживанию Октябрьского района г. Ставрополя) УВД по г. Ставрополю, а также документов и материалов, обозначенных в запросе – требовании от 17 мая 2010 года за исх. 20-12-2010 оставить без удовлетворения.
Требование заявления УВД по г. Ставрополю в части обязания прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя устранить допущенные нарушения и отозвать запрос - требование прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя от 17 мая 2010 года за исх. № 20-12-2010 из УВД по г. Ставрополю оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 августа 2010 года.
Судья А.И.Эминов