решение от 25 августа 2010 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2010 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Губановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Коновалова В.А. к администрации г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Коновалов В.А. обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок, мотивируя свои требования тем, что в мае 2008 года он отправил в администрацию г. Ставрополя заявление о бесплатном выделении ему земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», так как является ветераном боевых действий. Указанный статус он получил в связи с тем, что принимал участие в боевых действиях в составе объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. 31 марта 2009 года он получил письмо из МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя» о том, что для дальнейшего оформления правоустанавливающих документов на земельный участок необходимо представить документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории граждан (исх.№ 09/2-03-03/842). Указанные в письме документы были им представлены. 5 ноября 2009 года решением Комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края ему, как участнику боевых действий, был распределен земельный участок, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. ---, №--. 10 ноября 2009 года он обратился к главе г. Ставрополя с заявлением об оформлении ему в собственность вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства (заказ № 10824). К заявлению были приложены копии удостоверения ветерана боевых действий, военного билета и паспорта. 10 февраля 2010 года оформил заказ в МУП «Земельная палата» на изготовление межевого плана земельного участка. Распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя) от 29 марта 2010 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованная с главным архитектором г. Ставрополя. 12 апреля 2010 года ему был подготовлен межевой план земельного участка. 7 мая 2010 года был выдан кадастровый паспорт. Таким образом, были собраны все необходимые документы для издания постановления главы администрации г. Ставрополя о предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ---, №--, площадью 756 кв.м., с кадастровым номером 26:---, в собственность бесплатно. Однако 24 июня 2010 года администрация г. Ставрополя направила ему уведомление о приостановлении подготовки документов (исх. УК-151-09/07-19/1). Согласно уведомлению основанием для приостановления явилось вступление в силу Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края», который установил иные основания бесплатного предоставления земельных участков в собственность. С указанным решением о приостановлении подготовки документов о предоставлении ему земельного участка в собственность не согласен по следующим основаниям. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Из положений ст. 30.1 Земельного кодекса РФ следует, что для принятия решения о предоставлении гражданину земельного участка для жилищного строительства необходимо заявление гражданина и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. На момент подачи им заявления в администрацию г. Ставрополя о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства и принятия решения Комиссией по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края действовал Закон Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» в редакции, устанавливающей случаи и основания бесплатного предоставления земель в собственность. Так, в ст. 18 данного закона было закреплено, что земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим законом случаях, в том числе, для ндивидуального жилищного строительства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. Согласно выданных ему удостоверения ветерана боевых действий серии БК № 0490419 и военного билета, в соответствии со ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», он относится к указанной категории граждан. Спустя почти два года с момента подачи им заявления в администрацию г. Ставрополя о бесплатном предоставлении земельного участка ст. ст. 11, 18 Закона Ставропольского края от 1.08.2003 года № 28-кз были признаны утратившими силу в связи с принятием Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» (вступил в силу с 24.04.2010 года). Статьей 12 данного закона также установлены случаи бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе, ветеранам боевых действий, признанных таковыми в соответствии с федеральным законодательством, уволенным по основаниям, дающим право на пенсию. При этом возможность бесплатного предоставления земельного участка указанным лицам поставлена в зависимость от следующих условий: признание нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом РФ и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет. Однако, Закон Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз не содержит норм о его распространении на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-0 и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе, вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 года N 7-0 и от 16 апреля 2009 года N 504-О-О). Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования Закон Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» не предполагает возможность отказа и приостановления рассмотрения документов о бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях, по причине изменения в законодательном порядке оснований такого предоставления. Общие правила действия во времени норм гражданского законодательства (в том числе статьи 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз) устанавливаются в статье 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4). Таким образом, поскольку право на получение земельного участка в собственность бесплатно возникло у него до вступления нового закона в силу и признания утратившим силу Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз в части оснований бесплатного предоставления земельных участков военнослужащим, следовательно, нормы Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз на него не распространяются, а его право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства подлежит реализации. Следовательно, решение администрации г. Ставрополя о приостановлении подготовки документов о предоставлении ему земельного участка в собственность основано на неподлежащих применению нормах законодательства, чем нарушены его законные права и интересы. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (ст. 15 Земельного кодекса РФ). Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Пункт 2 ст. ст. 11 Земельного кодекса РФ устанавливает, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Им были собраны и представлены все необходимые документы для принятия решения о предоставлении мену бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. --, №--, площадью 756 кв.м., с кадастровым номером 26:--- включая кадастровый паспорт земельного участка, что свидетельствует о соблюдении им уставленных федеральными и краевыми законами требований. Просил суд признать за Коноваловым В.А. право собственности на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. ---, №--, площадью 756 кв.м., с кадастровым номером 26:---.

В судебном заседании истец Коновалов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Коновалова В.А. по доверенности Стукалова О.А. в судебном заседании исковые требования Коновалова В.А. поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что они выбрали именно такой способ защиты права. Заявление о предоставлении земельного участка подано истцом в мае 2008 года. Согласно действующему на тот момент закону решение о выделении земельного участка Коновалову В.А. должно было быть принято в двухнедельный срок. Таким образом, не предоставление Коновалову В.А. земельного участка в условиях, когда комиссией земельный участок ему был распределен, сформирован и поставлен на кадастровый учет, произошло по вине администрации г. Ставрополя. В настоящее время, законодательство изменилось. Этим законодательством предъявлены новые требования к ветеранам боевых действий. В настоящее время недостаточно быть уволенным в запас, необходимо быть уволенным в запас по основаниям, дающим право на пенсию, иметь прописку в г. Ставрополе, нуждаемость. Таким образом, в настоящее время, администрация г. Ставрополя предъявляет новые требования к Коновалову В.А. и фактически оспаривает его право на предоставление земельного участка в собственность. У них есть данные о том, что Управление Росреестра, не взирая на то, что администрация г. Ставрополя своими постановлениями предоставила в собственность ветеранам по старому закону, отказывает в регистрации прав, что порождает очередные судебные разбирательства. Учитывая, что администрация г. Ставрополя фактически оспаривает право на земельный участок, этот способ и был избран. Администрация г. Ставрополя боится нарушить новый закон, не взирая на старый закон.

Представитель ответчика - администрации г. Ставрополя по доверенности Куницына И.Б. в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что правовых оснований для признания права собственности на спорный земельный участок, не имеется. Процедура предоставления земельного участка по ул. ---, №---, в г. Ставрополе, истцу Коновалову В.А. осуществлялась по закону № 28-КЗ, который действовал на момент подачи заявления Коноваловым В.А. о предоставлении ему земельного участка как участнику болевых действий, уволенному из вооруженных сил. Процедура предоставления земельного участка была соблюдена. Согласно протокола заседания комиссии № 13 от 5.11.2009 года, комиссия решила распределить участникам боевых действий с их согласия земельные участки, в том числе, Коновалову В.А., расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул., №--. 29.03.2010 года распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя № 414Р была утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории. Уведомлением о приостановлении подготовки документов от 24.06.2010 года, была приостановлена подготовка документов и предложено истцу представить документы, подтверждающие проживание его в г. Ставрополе в течение 3-х лет и документы о нуждаемости в жилом помещении. На сегодняшний день отказа в предоставлении земельного участка Коновалов В.А. не получал. Таким образом, она может сказать о том, что орган местного самоуправления не выразил своего волеизъявления об отказе в предоставлении Коновалову В.А. спорного земельного участка, а если бы отказ был, то у истца была бы возможность обжаловать действия органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка. Требования о признании права собственности на земельный участок являются несвоевременными. Таким образом, считает, что истцом выбран неверный способ защиты своего права путем признания права собственности на земельный участок. Правовых оснований для удовлетворения иска в таком виде, в каком он подан в суд, не имеется. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Коновалова В.А.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ветеран боевых действий Коновалов В.А. в мае 2008 года обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о бесплатном предоставлении ему земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае».

Материалы данного гражданского дела свидетельствуют о том, что истец Коновалов В.А. имеет статус «Ветерана боевых действий» в связи с тем, что принимал участие в боевых действиях в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

5 ноября 2009 года решением Комиссии администрации г. Ставрополя по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, Коновалову В.А., как участнику боевых действий, был распределен земельный участок, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. --- №--.

10 ноября 2009 года истец по делу обратился к главе г. Ставрополя с заявлением об оформлении ему в собственность вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства (заказ № 10824).

10 февраля 2010 года оформил заказ в МУП «Земельная палата» на изготовление межевого плана земельного участка и распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя) от 29 марта 2010 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованная с главным архитектором г. Ставрополя.

12 апреля 2010 года ему был подготовлен межевой план земельного участка и 7 мая 2010 года был выдан кадастровый паспорт земельного участка.

Таким образом, истцом были проведены все мероприятия для формирования земельного участка, как объекта недвижимости, для дальнейшего издания постановления главы администрации г. Ставрополя о предоставлении Коновалову В.А. земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ---, №--, площадью 756 кв.м., с кадастровым номером 26:---, в собственность бесплатно.

24 июня 2010 года администрация г. Ставрополя направила истцу Коновалову В.А. уведомление о приостановлении подготовки документов (исх. УК-151-09/07-19/1). В связи с вступлением в силу Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края», который установил иные основания бесплатного предоставления земельных участков в собственность.

Как следует из материалов данного гражданского дела, ответчику Коновалову В.А. органом местного самоуправления не отказано в предоставлении земельного участка в собственность. А работы по его заявлению приостановлены. Истцом не обжаловано указанное приостановление.

Предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органа местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). При этом законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому предоставление производится по заявлению заинтересованного лица, на основании решения органа местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по формированию земельного участка.

В связи с изложенным суд считает, что в настоящем судебном заседании не нашло своего подтверждения то обстоятельство, что право о приостановлении действий по дальнейшему оформлению прав на земельный участок повлекло нарушение прав истца и также не доказано истцом то обстоятельство, что ему отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по ул. ---, №--, г. Ставрополя.

Следовательно, решение администрации г. Ставрополя о приостановлении подготовки документов о предоставлении ему земельного участка в собственность не нарушает законные права и интересы истца.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, стороны должны доказать обстоятельства на которые ссылаются.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, суд считает, что в удовлетворении требований истца н6еобходимо отказать, причем в случае отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка по ул. --, №--, г. Ставрополя, истец не лишен возможности обжаловать действия (бездействия) органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Коновалова В.А. к администрации г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. ---, №--, площадью 756 кв.м., с кадастровым номером 26---, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 августа 2010 года.

Судья А.И.Эминов