Решение суда 23.09.2010 г. о признании незаконными действий администрации города Ставрополя



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2010 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Золотченко Н.В. о признании незаконными действий администрации города Ставрополя по подготовке и проведению публичных слушаний, признании недействительными результатов публичных слушаний,

У С Т А Н О В И Л:

Золотченко Н.В. обратилась в суд с заявлением в котором просит признать незаконными действия администрации города Ставрополя в лице Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Ставрополя по подготовке и проведению публичных слушаний, состоявшихся 24 февраля 2010 года по адресу: г. Ставрополь, пр. ------------ в отношении вопроса по изменению вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства по адресу: Дачное некоммерческое товарищество -------------- принадлежащих Золотченко Н.В. Признать недействительными результаты публичных слушаний, состоявшихся 24 февраля 2010 года по адресу: г.Ставрополь, пр. ----------------, по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства по адресу: Дачное некоммерческое товарищество -----------, принадлежащих Золотченко Н.В.

В обоснование своих требований Золотченко Н.В. указала, что является собственником садового дома №1 и земельного участка с кадастровым номером --------- расположенных по ул. ------------ в г.Ставрополе.

23 декабря 2008 года она обратилась в МУ «Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (ведение садоводства) на другой вид использования (для индивидуального жилищного строительства).

К заявлению об изменении вида разрешенного использования заявителем были представлены:

- положительно инженерно-геологическое заключение о состоянии земельного участка от 12.03.2009 года № 09/48;

- положительное экспертное заключение № 126 по отводу земельного участка от 10.04.2009 года, подготовленное филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» с протоколами радиоцинного обследования территории;

- градостроительное заключение № 137 от 10.02.2009 года о возможности смены вида разрешенного использования.

В ходе публичных слушаний, состоявшихся 24 февраля 2010 года, было принято решение о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства в г.Ставрополе по адресу: ---------

В нарушение п. 4 ст.39 Градостроительного кодекса РФ она и соседние землепользователи не были уведомлены о дате и времени проведения публичных слушаний, что лишило возможности заявителя принять участие в публичных слушания, выразить свое мнение относительно касающегося ее вопроса повестки дня, представить свои предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний. Золотченко Н.В. стало известно о проведении указанных слушаний лишь 25 июня 2010 года из уведомления администрации г.Ставрополя об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В судебное заседание не явилась заявитель Золотченко Н.В., представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Баранова М.Е. поддержала заявленные требования и указала, что публичные слушания являются формой участия населения города Ставрополя в осуществлении местного самоуправления в городе Ставрополе. На публичных слушаниях, состоявшихся 24 февраля 2010 года, решался вопрос, затрагивающий непосредственно интересы Золотченко Н.В. и ее соседних землепользователей, которые не возражают против изменения вида разрешенного использования принадлежащего заявителю дачного дома и земельного участка. Изменение вида разрешенного использования является правом Золотченко Н.В. на распоряжение принадлежащего ей имущества, которое она хотела реализовать. В дачном некоммерческом товариществе «Строитель-2» уже имеются земельные участки с видом разрешенного использования под «индивидуальное жилищное строительство».

Представитель заинтересованного лица администрации города Ставрополя по доверенности Куницына И.Б. не признала заявленные требования, сообщив, что нет оснований полагать, что процедурой подготовки проведенных публичных слушаний были каким-либо образом нарушены права Золотченко Н.В. Согласно п.4 ст.39 Градостроительного кодекса РФ сообщения о проведении публичных слушаний направляются комиссией по подготовке правил землепользования и застройки города Ставрополя лишь правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.

Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства администрации города Ставрополя Ромащенко И.В., действующая на основании доверенности от 15.04.2010 года, возражала против удовлетворения заявленных требований, сообщив что участники публичных слушаний считаются оповещенными о проведении предстоящих публичных слушаний с момента опубликования информации в газете «Вечерний Ставрополь». Соответствующая информация была размещена в газете «Вечерний Ставрополь» от 18 февраля 2010 года.

Представитель заинтересованного лица МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания.

Суд, руководствуясь ст. 257 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявление Золотченко Н.В. подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиональные и единоличные решения или действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно- властные повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.

Статья 43 Земельного кодекса РФ предоставляет гражданам и юридическим лицам осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Реализуя установленные выше названным правовым актом права собственника земельного участка, Золотченко Н.В. обратилось в установленном законом порядке в администрацию г.Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Организация и проведение публичных слушаний по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки города Ставрополя осуществляется Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ставрополя, которая была создана Постановлением главы г. Ставрополя от 04 октября 2006 № 3495. В соответствии с регламентом работы, утвержденным также Постановлением главы г.Ставрополя от 04 октября 2006 № 3495, комиссия подотчетна главе города Ставрополя.

Согласно ч. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на изменение вида разрешенного использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.

Согласно п.12 ст.39 Градостроительного кодекса РФ соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.

С учетом положений ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Заинтересованными лицами не представлено доказательств направления сообщения о проведении публичных слушаний в адрес Золотченко Н.В. и в адрес правообладателей соседних земельных участков. Согласно ответу Комитета градостроительства администрации города Ставрополя № 09/01-06/1-3903 от 23.09.2010 года на запрос суда все материалы проведенных 24 февраля 2010 года публичных слушаний, изъяты ОРЧ БК и ОП по БЭП ГУВД по СК.

Согласно п. 11, п. 12 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ставрополе, утвержденному Решение Ставропольской городской Думы от 28.06.2006 № 77, участники публичных слушаний вправе направить свои предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний, выступить на публичных слушаниях, задать вопросы приглашенным лицам.

Суд полагает, что в отсутствие доказательств направления сообщения о проведении публичных слушаний в адрес заявителя и правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком Золотченко Н.В., были нарушены права заинтересованных лиц, в том числе Золотченко Н.В., на участие в указанных публичных слушаниях.

Согласно п. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Судом установлено, что заинтересованными лицами был нарушен срок проведения публичных слушаний, состоявшихся 24 февраля 2010 года.

Согласно п.17 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ставрополе срок проведения публичных слушаний со дня официального опубликования сообщения органа местного самоуправления о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний по вопросу разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства составляет не более одного месяца.

Как следует из протокола №42 от 24 февраля 2010 года заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ставрополя сообщение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете «Вечерний Ставрополь» от 18 февраля 2010 года, заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете «Вечерний Ставрополь» от 13 апреля 2010 года, что превышает установленный законом месячный срок.

В нарушение абз.5, 6 п.4 ст.5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ставрополе сообщение о проведении публичных слушаний, опубликованное в газете «Вечерний Ставрополь» от 18 февраля 2010 года, не содержит разъяснение участникам публичных слушаний права направления в письменном виде замечаний и предложений по вопросу местного значения города Ставрополя выносимых на публичные слушания, для включения их в протокол публичных слушаний, срок подачи замечаний и предложений по вопросу местного значения города Ставрополя, выносимого на публичные слушания, наименование и местонахождение уполномоченного органа, принимающего замечания и предложения.

Учитывая обстоятельства дела, суд находит несостоятельными доводы представителя администрации г. Ставрополя и комитета градостроительства в части возражений против заявленных требований заявителей.

Оспариваемые действия администрации города Ставрополя нарушают права и свободы заявителя, создают препятствия к осуществлению её прав и свобод.

Таким образом, администрацией города Ставрополя был нарушен порядок и срок проведения публичных слушаний, что повлекло нарушение прав Золотченко Н.В., в связи с чем заявление Золотченко Н.В. подлежит удовлетворению.

В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку ранее суд пришел к выводу о законности требований заявителя, то имеются все законные основания обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенное нарушение прав заявителя Золотченко Н.В. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Золотченко Н.В. - удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации г. Ставрополя в лице Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.Ставрополя по подготовке и проведению публичных слушаний, состоявшихся 24 февраля 2010 года по адресу: г.Ставрополь, пр. -----------, в отношении вопроса по изменению вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства по адресу: ---------------- принадлежащих Золотченко Н.В.

Признать недействительными результаты публичных слушаний, состоявшихся 24 февраля 2010 года по адресу: г.Ставрополь, пр. -----------------, по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства по адресу: -------------принадлежащих Золотченко Н.В..

Обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенное нарушение прав заявителя Золотченко Н.В. в полном объеме, а именно провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства по адресу: -----------------принадлежащих Золотченко Н.В. в соответствии с требованиями законодательства.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 24 сентября 2010 года

Судья А.А. Коробейников