Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2010 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Коробейникова А.А.,
при секретаре Умаровой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загибалова А. В. к прокуратуре Ставропольского края, министерству финансов РФ по Ставропольскому краю о взыскании солидарно суммы материального ущерба и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Загибалов А.В. обратился в суд с иском к прокуратуре Ставропольского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по СК о взыскании компенсации морального вреда, обосновав свои требования тем, что 30 ноября 2004 г. в отношении него УВД Промышленного района г. Ставрополя было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 161 ч.2 п.п. «а, г» УК РФ.
2 декабря Промышленным районным судом г. Ставрополя избрана мера
пресечения - заключение под стражу.
20 февраля 2005 г. прокуратурой Промышленного района т. Ставрополя было
вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении Загибалова А.В. с правом на реабилитацию и возмещением вреда и освобождением из под стражи. Считает, что указанными выше действиями правоохранительных органов ему причинены физические и нравственные страдания, а именно лишение прав гражданина, свободу передвижения, информации и т.д. и т. п. При этом, проживал в г. Ставрополе, а его родные в г. Пенза, и не имели возможности поддерживать его во время содержания в СИЗО, он вынужден был питаться в СИЗО, а содержание и питание не было для него привычным и причиняло дискомфорт и физические страдания - он страдал от расстройства желудка, гастрит, изжога и т.д. Помимо этого он испытал сильнейший стресс и чувство обиды и оскорбления самим фактом задержания и помещения в следственный изолятор, при том, что он является законопослушным гражданином, никогда до этого не привлекался ни к административной, ни к уголовной ответственности. У него была бессонница, страх, что может последовать уголовное наказание и несправедливое назначение срока. Он переживал за родных, а именно за маму, и испытывал чувство стыда перед знакомыми и родными. Он не совершил никакого проступка, и оказался в среде лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений и особо тяжких преступлений. В камере, рассчитанной на 10 человек, содержалось 24 человека, 8,из которых больные туберкулезом, спать приходилось по очереди. Так же находясь в СИЗО он заболел чесоткой, лечением которой пришлось заняться только после того как его освободили из-под стражи. По освобождению не был разъяснен порядок возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда, связанного с уголовным преследованием и право на реабилитацию. Считал необходимым компенсировать моральный вред, причиненный правоохранительными органами государства и взыскать с ответчика в его пользу, причиненный моральный вред в размере 300 000 рублей.
В суде истец Загибалов А.В. исковые требования поддержал и просил суд об их удовлетворении.
Представитель прокуратуры Ставропольского края в лице помощника прокурора Октябрьского района г.Ставрополя Богатырева А.А., извещенный судом надлежащим образом в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации - Бондаренко А.Н. исковые требования признал частично и пояснил, что Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. Федеральное казначейство, в соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ, п. 5.13 Положения о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.04 г. №703), обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов – получателей средств бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе. Сотрудники юридического отдела УФК по Ставропольскому краю представляют в судах судебной системы Российской Федерации интересы Минфина России на основании доверенности, выдаваемой в порядке передоверия Министром финансов Российской Федерации руководителю соответствующего УФК по субъекту Российской Федерации. К безусловным основаниям компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя вреда, статья 1100 ГК РФ относит, в том числе, компенсацию морального вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Вместе с тем, размер компенсации гражданину морального вреда, определяется правилами, предусмотренными Главой 59 и статьей 151 ГК РФ. Как следует из искового заявления, Загибалова А.В. в результате незаконного уголовного преследования был причинен моральный вред, однако материалы дела не содержат документов, подтверждающих данный факт. Считал, что сумма в 300 000 рублей указанная истцом в счет возмещения морального не должна быть средством обогащения и является завышенной, в подтверждение доводом истцом не представлены письменные доказательства. Просил суд удовлетворить требования истца в компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, в удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя прокуратуры Ставропольского края.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
К безусловным основаниям компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя вреда, статья 1100 ГК РФ относит, в том числе, компенсацию морального вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Вместе с тем, размер компенсации гражданину морального вреда, определяется правилами, предусмотренными Главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Статьей 1101 ГК РФ установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.96 № 10 и от 15.01.98 № 1) указано, что суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Верховным Судом РФ в определении от 15 сентября 2000 года по делу №30-В00-8 было указано, что при определении размера компенсации морального вреда необходимо подтверждение доказательствами доводов и объяснений истца о причинении ему физических и нравственных.
Необходимость доказывания размера компенсации морального вреда декларируется и в определении ВС РФ по делу о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов (Бюллетень ВС РФ № 3. март 2003 г.).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Судом установлено, что 30 ноября 2004 г. в отношении истца УВД Промышленного района г. Ставрополя было возбуждена уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 161 ч.2 п.п. «а, г» УК РФ.
2 декабря Промышленным районным судом г. Ставрополя избрана мера
пресечения - заключение под стражу.
20 февраля 2005 г. прокуратурой Промышленного района т. Ставрополя было
вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении Загибалова А.В. с правом на реабилитацию и возмещением вреда и освобождением из под стражи. Считает, что указанными выше действиями правоохранительных органов ему причинены физические и нравственные страдания
Загибалов А.В. просит суд взыскать моральный вред, который заключается в нравственных переживаниях, связанным с незаконным привлечением его к уголовной ответственности и применением меры пресечения, которой были нарушены его конституционные права на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и, соответственно, привели к глубоким нравственным переживаниям. Размер компенсации морального вреда он оценивает в 300 000 руб. Факт того, что Загибалову А.В. причинен моральный вред, является очевидным и в силу ст. 55 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
Характер же нравственных страданий оценивается судом с учетом
фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и
индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно с ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, в данном случае, Министерство Финансов РФ, которое представлено Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
Исходя, из всех обстоятельств по настоящему делу, суд исходит из прямого смысла закона, ст.ст. 151, 1099 ГК РФ о том, что обязательства причинителя морального вреда, имеют целью компенсировать неблагоприятное воздействие на личные неимущественные блага, либо здоровье путем денежных выплат.
Кроме того, компенсацию морального вреда нельзя отождествлять с имущественной ответственностью. Цель компенсации - не компенсировать денежные потери потерпевшего, а загладить моральный вред. Компенсация морального вреда не может служить средством обогащения.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению.
Исходя из требований разумности и справедливости, требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 руб. являются чрезмерно завышенными. С учетом всех обстоятельств дела, суд считает, необходимым взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, при этом оснований для солидарной ответственности с прокуратуры Ставропольского края суд не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 151, 1099, 1100,1101 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Загибалова А. В. к прокуратуре Ставропольского края, министерству финансов РФ о взыскании солидарно суммы материального ущерба и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Загибалова А.В. в счет возмещения морального вреда - 50 000 (пятьдесят тысяч рублей) рублей.
В остальной части исковых требований Загибалова А.В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.
Судья А.А. Коробейников