№2-1727/10 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 октября 2010 года г. Ставрополя
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующей судьи Шевченко Ю.И.
При секретаре Бирюковой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Дмитриенко Д.В. о признании незаконными бездействия администрации г. Ставрополя, действия администрации г. Ставрополя, обязании восстановить нарушенное право,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриенко Д.В. обратился в районный суд с заявлением о признании незаконными действия администрации г. Ставрополя по исключению заявителя из состава участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае (2006-2008гг и до 2010г.)»; восстановить заявителя в числе участников такой программы с момента обращения – 12 апреля 2006 года.
В дальнейшем заявитель уточнил свои требования и просил признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в не рассмотрении заявления Дмитриенко Д.В., поданного в администрацию г. Ставрополя 12 апреля 2006 года, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении его с составом семьи: супруга Дмитриенко И.В., сын Дмитриенко И.Д, 28 июня 2004 года рождения, в состав участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае (на 2006-2008гг. и до 2010 года)»; признать заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий на момента обращения – 12 апреля 2006 года и включить в состав участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2010-2012г.» путем внесения в текущий сводный список.
В судебном заседании заявитель Дмитриенко Д.В., его представители по доверенности Дмитриенко И.В., Труфанова Т.А. поддержали уточненные требования, пояснив, что 12 апреля 2006 года заявитель обратился в администрацию г.Ставрополя с заявлением о включении в состав участников Программы «Обеспечение молодых семей в Ставропольском крае (2006-2008 и до 2010 года) с приложением следующих документов: копии паспорта мой и супруги, копии свидетельства о заключении брака и о рождении ребенка, копия домовой книги, подтверждающая регистрацию на территории г.Ставрополя, справки БТИ, подтверждающие отсутствие недвижимости на праве собственности. В августе 2006 года, в жилищном управлении г.Ставрополя в устной форме заявителю сообщили, что он включен в список участников программы и внесен в электронную базу данных. Письменного решения о признании семьи заявителя участницей Программы он не получал. В ноябре 2007 года заявитель приобрел квартиру, расположенную по адресу: г.Ставрополь, ул. № по договору ипотечного кредитования, в связи с чем он обратился в администрацию г.Ставрополя с просьбой о погашении ипотечного кредита за счет средств субсидии, предоставляемой участникам программы. Но на момент обращения, в соответствии с требованиями подпрограммы, приобретаемое жилье должно было быть оформлено на всех членов семьи. В жилищном управлении заявителю сказали, что для получения субсидии необходимо переоформить квартиру на всех членов семьи. В 2010 году был изменен порядок получения субсидии. В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.01.2010 № (ред. от 16.03.2010) «О краевой целевой программе «Жилище» в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы» в случае использования социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) или уплату основного долга или процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) допускается оформление приобретенного жилья в собственность на одного из молодых супругов или обоих молодых супругов. При этом молодая семья заключает с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования края соглашение, в котором обязуется переоформить приобретенное с использованием социальной выплаты жилье в собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве, после снятия обременения с жилья. В связи с изменением порядка получения субсидий, 19 мая 2010 года заявитель обратился в жилищное управление администрации г.Ставрополя с просьбой о заключении вышеуказанного соглашения. Однако, после проверки электронной базы данных, сотрудник жилищного управления пояснил, что заявителя нет как в списках участников программы, так и в списках на получение жилищной субсидии. Письменного отказа либо уведомления об исключении заявителя из списка участников программы он не получал, что лишило заявителя возможности обжаловать действия администрации в судебном порядке. Все вышеприведенные бездействия администрации по не рассмотрению заявления Дмитриенко Д.В. из списка участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2010 год», а также по непризнанию заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент обращения 12 апреля 2006 года являются незаконными.
Представитель администрации г.Ставрополя по доверенности Галахов С.Ю. заявленные требования незаконны и необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. №285 (далее - Правила), участницей муниципальной целевой программы (далее-Программа) может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а)возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно пункту 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: заявление по установленной форме; документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, (далее - сводный список). Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. 12.04.2006 Дмитриенко Д.В. обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о включении в состав участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае». К заявлению был подан не весь пакет документов, предусмотренный пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья, а именно, отсутствовали документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
По договору купли-продажи от 15.11.2007 Дмитриенко Д.В. приобрел квартиру № по ул. общей площадью 53,7 кв.м. с использованием кредитных средств. Из п. 47 Правил №285, а также из приказа Министерства ЖКХ, строительства и архитектуры СК от 29.03.2006 №102, приказа Министерства ЖКХ, строительства и архитектуры СК от 22.10.2008 №50, решения Ставропольской городской Думы от 28.06.2006 №72, постановления главы города Ставрополя от 12.12.2008 №286 следует, что приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи. В нарушение этих норм права жилое помещение Дмитриенко Д.В. не оформил в общую собственность всех членов своей семьи. В п. 47 Правил №285 внесены изменения, вступившие в силу с 17.02.2009, согласно которым приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или уплату основного долга или процентов по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом молодая семья заключает с органами местного самоуправления соглашение, в котором обязуется переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в собственность всех членов семьи, поименованных в свидетельстве, после снятия обременения с жилого помещения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Судом установлено, что 12 апреля 2006 года Дмитриенко Д.В. обратился в администрацию г.Ставрополя с заявлением о включении в состав участников Программы «Обеспечение молодых семей в Ставропольском крае (2006-2008 и до 2010 года) с приложением следующих документов: копий паспорта заявителя и его супруги, копии свидетельства о заключении брака и о рождении ребенка, копия домовой книги, подтверждающая регистрацию на территории г. Ставрополя, справки БТИ, подтверждающие отсутствие недвижимости на праве собственности.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. №285 (далее - Правила), участницей муниципальной целевой программы (далее -Программа) может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а)возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: заявление по установленной форме; документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, (далее - сводный список). Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Пунктом 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, предусмотрено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил и в 10-дневный срок с даты представления этих документов, принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
В соответствии с Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 20 апреля 2007 г. № 107,органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимают решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы. О принятом решении и номере очереди по муниципальному образованию молодая семья уведомляется письменно.
В нарушение приведенных норм заявление Дмитриенко Д.В. в установленный законом срок рассмотрено не было, не было также принято решения о признании семьи заявителя нуждающейся в улучшении жилых помещений, данные обстоятельства не отрицалось представителем администрации г. Ставрополя.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц( должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с п.28 данного Постановления Пленума ВС РФ, исходя из положений ст.258 ГПК РФ – суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного ч.1 ст.12 ФЗ от 02.05.2006 года №59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его, рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что подлежит признанию незаконным допущенное бездействие администрации г. Ставрополя по не рассмотрению заявления Дмитриенко Д.В. и по непринятию решения о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также решения о признании его участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе», на администрацию г. Ставрополя подлежит возложение обязанности по устранению допущенного нарушения закона.
Поскольку судом, установив, что органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие, суд не может предрешать какое может быть принято решение по итогам рассмотрения заявления Дмитриенко Д.В., в связи с чем, на администрацию г. Ставрополя не может быть возложена обязанность по прямому включению заявителя в состав участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем семей в г. Ставрополя на 2010-2012гг.»
Учитывая, что администраций г. Ставрополя в отношении заявления не принималось решения ни о признании его участников данное подпрограммы, на об исключении из ее участников, суд не может признать такое исключение незаконным и обязать восстановить в состав участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем семей в г. Ставрополя на 2010-2012гг.»
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 255 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Дмитриенко Д.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в не рассмотрении заявления Дмитриенко Д.В., поданного в администрацию г. Ставрополя 12 апреля 2006 года, о включении его с составом семьи: супруга Дмитриенко И.В., сын Дмитриенко И.Д., 28 июня 2004 года рождения, в состав участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае (на 2006-2008гг. и до 2010 года)».
Обязать администрацию г. Ставрополя рассмотреть заявление Дмитриенко Д. В., поданное в администрацию г. Ставрополя от 12 апреля 2006 года, о включении его с составом семьи: супруга Дмитриенко И.В., сын Дмитриенко И.Д., 28 июня 2004 года рождения, в состав участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае (на 2006-2008г. и до 2010 года)» и по результатам рассмотрения заявления принять соответствующее решение о признании (непризнании) Дмитриенко Д. В. с указанным составом семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении (не включении) в состав участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае(на 2006-2008г. и до 2010 года)» по состоянию на 12 апреля 2006 года.
Заявление Дмитриенко Д.В. о признании незаконными действий администрации г. Ставрополя по исключению Дмитриенко Д.В. с составом его семьи из участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае(2006-2008г. и до 2010 года» по состоянию на 12 апреля 2006 года; обязании устранить допущенные нарушения закона: восстановить Дмитриенко Д.В. в число участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2010-2012 гг.» - оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 13 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.И.Шевченко