Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2010 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Кравченко З.Л.,
при секретаре Толопиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бакушкина Е.Б.к ООО «Группа Ренессанс Страхование», третье лицо 000 «АСК»ДримКар КМВ», о взыскании суммы, необходимой для ремонта автомобиля по ДТП 12 сентября 2009 года в размере 18.225,00руб, взыскании стоимости услуг по восстановительному ремонту ТС в размере 831.543,30 руб., компенсации морального вреда в размере 100000 (сто тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами по ДТП от 12 сентября 2009 года в сумме 1043руб. 63коп., проценты за пользование чужими денежными средствами по ДТП от 10 марта 2010 года в сумме 15395 руб. 10 коп., расходы на транспортировку автомобиля в сумме 2400 (две тысячи четыреста) рублей, расходы на проведение экспертизы по оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту ТС в сумме 3090 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Бакушина Е.Б. обратилась в суд с иском ООО «Группа Ренессанс Страхование», третье лицо 000 «АСК» ДримКар КМВ», о взыскании суммы, необходимой для ремонта автомобиля по ДТП 12 сентября 2009 года в размере 18.225,00 руб., взыскании стоимости услуг по восстановительному ремонту ТС в размере 831.543,30 руб., компенсации морального вреда в размере 100000 (сто тысяч) рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами по ДТП 12 сентября 2009 года в сумме 1043 руб. 63 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами по ДТП от 10 марта 2010 года в сумме 15395 руб. 10 коп., расходов на транспортировку автомобиля в сумме 2400 (две тысячи четыреста) рублей, расходов на проведение экспертизы по оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту ТС в сумме 3090 рублей, пояснив свои требования тем, что 30 июня 2009 года между истицей, Бакушкиной Е.Б., и ООО «Группа Ренессанс Страхование» заключен договор страхования №022АТ-09/00270 по страхованию рисков ущерба и угона/хищения на страховую сумму 1314300 рублей на автомобиль Ф., – государственный регистрационный знак М 636 ОН 26, идентификационный номер WFОRХХGDR9J58660, год выпуска 2009, двигатель ***, кузов (коляска) ***, – принадлежащий ей на основании паспорта транспортного средства серия 77УК №044599, свидетельства о регистрации (техпаспорта) транспортного средства серия 26ТЕ №243832, выданного МРЭО ГИБДД ГУВД по СК г. Лермонтов 04 июля 2009 года, состоящего на учете в ГИБДД МРЭО ГИБДД ГУВД по СК г. Лермонтов. 12 сентября 2009 года с участием вышеуказанного автомобиля произошло дорожно-транспортное происшествие. В октябре 2009 года после получения всех необходимых документов из ГИБДД ею было подано заявление о страховом случае в ООО «Группа Ренессанс Страхование», филиал в г. Ставрополе, с просьбой выдать направление на ремонт в СТОА. Автомобиль был сфотографирован сотрудниками ООО «Группа Ренессанс Страхование», были приложены все необходимые документы (ПТС, свидетельство о регистрации автомобиля, копия договора страхования, справка ГИБДД о ДТП). Сотрудники ООО «Группа Ренессанс Страхование» пообещали оформить страховой случай в разумные сроки. Было выдано направление на ремонт в СТОА (ООО «АСК» ДримКар КМВ), куда она обратилась по предложению ООО «Группа Ренессанс Страхование». 02 ноября 2009 года на основании направления ООО «Группа Ренессанс Страхование» ООО «АСК»ДримКар КМВ» (СТОА) выставило счет на ремонт автомобиля в сумме 18.444 руб. 50 коп., однако ремонт автомобиля произведен не был. Филиал ООО «Группа Ренессанс Страхование» находится в городе Ставрополе, она проживает в городе Пятигорске Ставропольского края и не имеет возможности часто посещать ООО «Группа Ренессанс Страхование», поэтому переговоры происходили по телефону. 10 декабря 2009 года по телефону ей предложили еще раз явиться на СТОА для повторной фотографии автомобиля. 12 декабря 2009 года ООО «АСК»ДримКар КМВ» выставило новый счет на сумму 18.225 рублей 00 копеек. В январе 2010 года она позвонила в ООО «Группа Ренессанс Страхование», где ей разъяснили, что между ООО «Группа Ренессанс Страхование» и ООО «АСК»ДримКар КМВ» имеются разногласия по поводу выставленного счета. При этом ей предложили вновь сфотографировать поврежденные детали автомобиля и подъехать в ООО «АСК»ДримКар КМВ» для выставления нового счета. Требования ООО «Группа Ренессанс Страхование» ею были выполнены в полном объеме. Последующее общение с ответчиком по телефону не внесло ясности, сотрудники 000 «Группа Ренессанс Страхование» постоянно утверждали, что идет согласование, что у них есть претензии. Между тем она не имела возможности отремонтировать автомобиль, так как в любое время вновь могли попросить сделать фотографии. 04 марта 2010 года ею было подано заявление в филиал ООО «Группа Ренессанс Страхование» в городе Ставрополе с просьбой произвести выплату по страховому случаю (вх. № 72 от 04 марта 2010 года). Ответа на вышеуказанное заявление получено не было. Телефонные переговоры с сотрудниками компании результатов не дали. 10 марта 2010 года произошло второе ДТП с участием указанного автомобиля, в связи с чем, произвести независимую оценку ущерба по ДТП от 12 сентября 2009 года не представилось возможным. В соответствии с п. 11.2.4. Правил комбинированного страхования транспортных средств, утвержденных приказом Генерального директора ООО «Группа Ренессанс Страхование» №34 от 14 марта 2008 года, 11 марта 2010 года ею было подано второе заявление о страховом случае с просьбой выдачи направления на ремонт в СТОА. Автомобиль вновь был сфотографирован. 08 апреля 2010 года в связи с задержкой органов ГИБДД в оформлении документов в ООО «Группа Ренессанс Страхование» были переданы все необходимые дополнительные документы, указанные в п. 11.2.4. Правил комбинированного страхования транспортных средств. В соответствии с п. 11.4. Правил комбинированного страхования транспортных средств Страховщик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, считая от даты получения от Страхователя всех необходимых документов, обязан рассмотреть письменное заявление и принять решение о признании или непризнании события страховым случаем. В соответствии с этим ее письменное заявление должно было быть рассмотрено в срок до 24 апреля 2010 года. В течение семи дней после признания события страховым случаем ей должно было быть выдано направление на ремонт СТОА. Указанный срок истек 30 апреля 2010 года. Ответ на вышеуказанное заявление она не получила до сегодняшнего дня. В разговоре по телефону сотрудники ООО «Группа Ренессанс Страхование» уклоняются от дачи прямых ответов по рассмотрению страхового случая.. 13 мая 2010 года в ООО «Группа Ренессанс Страхование» ею была направлена претензия с просьбой возмещения убытков в добровольном порядке и выдаче направления на ремонт СТОА, которая получена ООО «Группа Ренессанс Страхование» 17 мая 2010 года. Ответа на указанную претензию ею получено не было. 26 мая 2010 года она была вынуждена самостоятельно обратиться в ООО «АСК» ДримКар КМВ» для проведения дефектовки автомобиля. Согласно счету ООО «АСК» ДримКар КМВ» № 645 от 26 мая 2010 года стоимость ремонта автомобиля составляет 835115 00 руб. Согласно Отчету № ИП 2010-027 от 31 мая 2010 года об оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту ТС, выполненному ИП Карташевской Я.А., оценка составляет 831543 30 руб. В настоящее время, не имея возможности отремонтировать автомобиль, пользоваться им в соответствии с его назначением, ей приходится пользоваться общественным транспортом, такси чтобы отвозить детей в детский сад, выезжать с ними на отдых. Общение с сотрудниками ООО «Группа Ренессанс Страхование» причиняет душевные и нравственные страдания, причиненный ей моральный вред оценивается в 100.000 (сто тысяч) рублей. Возможностей урегулировать конфликт с ООО «Группа Ренессанс Страхование» во внесудебном порядке не осталось. Кроме того, были понесены расходы на транспортировку вышеуказанного автомобиля с места ДТП (в сумме 1200 руб., квитанция не сохранилась) и на СТОА (ООО «АСК» ДримКар КМВ») (в сумме 1200 рублей), на проведение дефектовки в ООО «АСК» ДримКар КМВ» транспортного средства, а также расходы в сумме 3090 руб. 00 коп. – на проведение экспертизы по оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту ТС, расходы, связанные с поездкой в г.Ставрополь, в судебные заседания в сумме 000 «Группа Ренессанс Страхование» не оказало своевременно услугу по страхованию, в связи с чем, в силу ст. 395 ГК РФ, она имеет право на получение процентов за пользование чужими денежными средствами, определяемыми учетной ставкой банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Просрочка оказания услуги по страхованию по ДТП от 12 сентября 2009 года составляет 306 дней (с 03 ноября 2009 г. до 06 октября 2010 г.). Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период = 18.225.00*7,75/36000* 306 = 1200 руб. Просрочка оказания услуги по страхованию по ДТП от 10 марта 2010 года составляет 159 дней (с 03 ноября 2009 г. до 06 октября 2010 г.). Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период = 831,543,30*7,75/36000* 159 = 28, 463 руб.
Представитель истицы просил взыскать с ООО «Группа Ренессанс Страхование» в ее пользу для ремонта автомобиля по ДТП 12 сентября 2009 года и от 10 марта 2010 г. в размере 851.730 руб.; компенсацию морального вреда в размере 100000 (сто тысяч) рублей; расходы на транспортировку автомобиля в сумме 2400 (две тысячи четыреста) рублей; расходы на проведение экспертизы по оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту ТС в сумме 3090 рублей; расходы по проезду из г.Пятигорска в г.Ставрополь в размере 1134 рублей и 1401 рублей.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии с учетом доводов, изложенных в возражениях.
Как следует из возражений ответчика на иск, он считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Правила страхования, содержащие условия, на которых заключен договор страхования, обязательны для Страхователя. Согласно ч.3 ст. 3 Закона РФ № 4015-1 от 27.11.1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации» добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок ого осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения. Согласно п. 2 ст. 943 ГК РФ, свидетельствуют о получении истцом Правил страхования, ознакомления с ними и их обязательности для него в полном объёме. Относительно порядка выплаты и размер страхового возмещения, то согласно ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования содержат положения об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты и иные положения. Согласно п. 11.18.1. Правил страхования стоимость ремонтно-восстановительных работ определяется на основании заключения оценочной организации. Согласно п. 11.18 Правил страхования «ПОЛНАЯ ГИБЕЛЬ» ТС наступает в том случае, если стоимость ремонтно-восстановительных работ повреждённого ТС превышает 75% его страховой стоимости, при этом выплата страхового возмещения производится по одному из следующих вариантов. Из страховой суммы ТС вычитается амортизационный износ, рассчитанный в соответствии с нормами, указанными в п. 11.9 Правил страхования, при этом выплата страхового возмещения производится после снятия поврежденного ТС с учёта в ГИБДД и его передачи Страховщику (п.11.19.1; 11.19.2 Правил страхования). Из страховой суммы ТС вычитается стоимость поврежденного ТС, которое остается у Страхователя (п.11.20 Правил страхования). Страховая сумма за вычетом амортизационного износа составляет: 1314 300 -182 201,59 = 1 132 098,41. В соответствии с заключением независимой экспертной организации стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 849 077,00 рублей, что превышает 75% страховой суммы (1 132 098,41). Истцу было направлено письмо (исх. № 227/2010), в котором указано о необходимости выбора одного из двух вариантов выплаты страхового возмещения. Вариант 1. В соответствии с п. 11.18.2. Правил страхования выплата страхового возмещения производится в размере страховой суммы ТС за вычетом износа (1 132 098,41), предусмотренного п. 11.9. Правил страхования, и за вычетом стоимости, по которой ТС может быть реализовано. В этом случае страховщик осуществляет поиск покупателя в срок не более 30 дней с момента установления факта полной гибели ТС, при условии снятия Страхователем за свой счет указанного автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД и выполнения всех действий, необходимых для реализации поврежденного ТС. Вариант 2. Страховщик и Страхователь могут согласовать способ выплаты части страховой суммы ТС, при условии, что поврежденное ТС после страхового случае остается у Страхователя при определении стоимости таких остатков на основании заключения указанной Страховщиком экспертной (оценочной) организации. При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что поврежденный автомобиль находится у Истца, необходимо устанавливать размер взыскиваемого страхового возмещения с учётом условий, определенных в п.п. 11.19. Правил страхования (Вариант 2). Имущественное страхование, как следует из статей 928, 930 ГК РФ, носит исключительно компенсационный характер и призвано возмещать убытки, причиненные страхователю в результате страхового случая. В рассматриваемом случае взыскание в пользу истца страхового возмещения в размере полной страховой суммы при условии, что годные остатки ТС, имеющие стоимость, также остаются у истца, изменяет компенсационный характер страхований и при таких условиях страхование для страхователя (истца) является ничем иным как способом обогащения. Таким образом, размер страхового возмещения необходимо устанавливать с учетом условий пунктов 11.19. Правил страхования, и должен составлять; 1 314 300,00 р. (страховая сумма) за вычетом 182 201,59 р. (амортизационный износ) и за вычетом 530 000,00 (стоимости годных остатков) = 602 098,41 рублей. Так как у договора страхования свои критерии ответственности и правовые последствия, установленные ГК РФ, ввиду нарушения договора страхования, в связи с чем, компенсация морального вреда, в данном случае действующим законодательством не предусмотрена.
Выслушав представителя истицы, участвующего в деле, суд, сопоставив доводы сторон с материалами – доказательствами, предоставленными сторонами, возражениями ответчика, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований частично.
В силу ст.957 ГК РФ, договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.
30 июня 2009 года между ООО «Группа Ренессанс Страхование» (далее страховщик) и Бакушкиной Е.Б. (далее страхователь) был заключен договор страхования № 022АТ-09/00270 (далее договор страхования) в отношении ТС Форд Куга, регистрационный знак М 636 ОН 26. Договор страхования, в соответствии с которым было застраховано транспортное средство, заключен между Страхователем и Страховщиком на условиях Правил добровольного страхования транспортных средств, утверждённых Приказом Генерального директора ООО «Группа Ренессанс Страхование» № 34 от «14» марта 2008 года (далее - Правила страхования), что указано непосредственно на бланке договора страхования № 022АТ-09/00270. На бланке договора страхования, подписанном Страхователем, имеется запись «Страхователь Правила добровольного страхования транспортных средств № 34 от «14» марта 2008 года и Дополнительные условия страхования получил, ознакомлен, и согласен с условиями страхования в полном объёме». Данные записи, согласно п.2 ст. 943 ГК РФ, свидетельствуют о получении истцом Правил страхования, ознакомления с ними и их обязательности для него в полном объёме.
В то же время, в соответствии с п. 11.4. Правил комбинированного страхования транспортных средств Страховщик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, считая от даты получения от Страхователя всех необходимых документов, обязан рассмотреть письменное заявление и принять решение о признании или непризнании события страховым случаем. В соответствии с этим письменное заявление должно было быть рассмотрено в срок до 24 апреля 2010 года. В течение семи дней после признания события страховым случаем должно было быть выдано направление на ремонт СТОА. Указанный срок истек 30 апреля 2010 года.
Рассматривая вопрос относительно порядка выплаты и размера страхового возмещения, суд исходит из нормы ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования содержат положения об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты и иные положения. Согласно п. 11.18.1. Правил страхования стоимость ремонтно-восстановительных работ определяется на основании заключения оценочной организации.
Как следует из отчета № 151/3-855/10 об оценке рыночной стоимости восстановления автомобиля, принадлежащего на праве собственности Бакушкиной Е.Б., от 11.08.2010 г., то под восстановительной стоимостью понимается стоимость восстановления в текущих ценах на действительную дату оценки, точная копия оцениваемого объекта из таких же материалов при соблюдении таких же строительных нормы по такому же проекту, такая же планировка и квалификация рабочей силы, имеющей все недостатки и абсолютное соответствие, как оцениваемого объекта. Эксперт утверждает, что расчеты восстановительной стоимости проводились с помощью программного комплекса «АвтоЭкспертиза» и информации о ценах на АМТС и запасных частей к ним (отечественного и иностранного производства), публикуемых в ежеквартальных сборниках, выпускаемых Государственным научным Центром РФ «НАМИ», а так же данных официальных дилеров Форд в СК. Стоимость восстановительного ремонта с учетом износа транспортного средства 73 % составляет 802037,44 руб. – 7.1 страница 15.
Исходя из п. 7.2. при определении общего износа объекта оценки, в теории оценки выделяют три вида износа: физический, функциональный, внешний. Общий физический износ связан с физическим устареванием объекта и определяется суммой исправимого и неисправимого износов. Под исправимым физическим износом понимают потери стоимости из-за потенциальных затрат типичного покупателя на ремонт конструкций и элементов объекта оценки, имеющих явные повреждения и дефекты. Предполагается, что конструкции и элементы восстанавливаются до состояния, соответствующего условиям нормальной эксплуатации, или полностью заменяются. В качестве исходных данных приняты степени и объемы повреждений конструктивных элементов, выявленные в результате технического освидетельствования. Неисправимый физический износ вызван естественными процессами старения конструкций. Данный вид износа рассчитывается от остаточной стоимости конструкций и элементов (за вычетом исправимого физического износа) пропорционально отношению фактических и нормативных сроков службы конструкций и элементов. Износ считается устранимым, если затраты на устранение дефекта являются меньше по величине, чем добавляемая при этом стоимость. Напротив, если затраты на исправление больше, чем добавляемая стоимость, то износ относится к неустранимому. Фактический срок эксплуатации конструкции и элементов определены от даты ввода объекта оценки в эксплуатацию или от даты проведения ремонта (замены). Нормативные сроки эксплуатации учтены для двух типов конструкций и элементов долгоживущих и короткоживущих. Функциональным износом называется величина, характеризующая степень несоответствия основных параметров, определяющих условия эксплуатации, объем и качество предоставляемых услуг современным требованиям. Функциональный износ, как и физический, может быть устранимым и неустранимым. Здесь имеется в виду устранимость износа – с экономической точки зрения, но не с технической точки зрения. Если издержки на ремонт, восстановление или демонтаж элемента (если он не востребован рынком) выше вклада в суммарную стоимость объекта, то износ будет считаться неустранимым и наоборот. Так как в оцениваемом Объекте основные, конструктивные элементы соответствуют современным условиям рынка, и их устранение не требуется, принят функциональный износ объекта оценки равным 0%. Внешний экономический износ представляет собой убытки, вызванные экономическим и политическим положением района, в котором находится объект оценки. Учитывая, что объект оценки является движимым имуществом, экономический износ составил 0%. При определении износа был применен метод экспертных оценок.
Рассмотрев восстановительную стоимость оцениваемого объекта, оценив износ, эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость восстановления автомобиля по состоянию на 11.08.2010 г. составляет 851730 рублей, в том числе НДС (18%) в сумме 129925 рублей; стоимость восстановления с учетом износа составляет 802037 рублей, в том числе НДС (18%) в сумме 122345 рублей – страница 19,20.
Таким образом, доводы представителя ответчика о необходимости взыскания по данному виду возмещения в размере 602 тысяч рублей подлежат отклонению.
Как следует из отчета № 151/3-915/10 от 14.08.2010 г. об оценке рыночной стоимости автомобиля, принадлежащего на праве собственности Бакушкиной Е.Б., то под стоимостью восстановления оцениваемых объектов понимается стоимость воспроизводства их полной копии в текущих ценах на дату оценки, либо стоимость приобретения в текущих ценах нового объекта, полностью идентичному оцениваемому объекту по конструктивным, функциональным и другим характеристикам. Под стоимостью замещения оцениваемых объектов понимается минимальная стоимость приобретения нового аналогичного объекта, максимально близкого к оцениваемому по всем функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам, в текущих ценах. Для расчета восстановительной стоимости автомобиля используются отпускные цены заводов-изготовителей, оптовые и розничные цены торгующих организаций (дилеров), действующие на дату оценки. К стоимости машины суммируются затраты, связанные с транспортировкой до места эксплуатации объекта. Восстановительная стоимость оцениваемого автомобиля будет складываться из стоимости самой машины, стоимости агрегатов и затрат, связанных с монтажом, установкой агрегатов на технику.
Исследуя п.7.2. заключения, суд установил, что эксперт указал при определении общего износа объекта следующее. В теории оценки выделено три вида износа: физический, функциональный, внешний. Общий физический износ связан с физическим устареванием объекта и определяется суммой исправимого и неисправимого износов. Под исправимым физическим износом понимают потери стоимости из-за потенциальных затрат типичного покупателя на ремонт конструкций и элементов машины, имеющих явное повреждение и дефекты. Предполагается, что конструкции и элементы восстанавливаются до состояния, соответствующего условиям нормальной эксплуатации, или полностью заменяются. Неисправимый физический износ вызван естественными процессами старения конструкций. Данный вид износа рассчитывается от остаточной стоимости конструкций и элементов (за вычетом исправимого физического износа) пропорционально отношению фактических и нормативных сроков службы конструкций и элементов. Износ считается устранимым, если затраты на устранение дефекта являются меньше по величине, чем добавляемая при этом стоимость. Напротив, если затраты на исправление больше, чем добавляемая стоимость, то износ относится к неустранимому. Фактический срок эксплуатации конструкции и элементов определены от даты ввода объекта оценки в эксплуатацию или от даты проведения ремонта (замены). Функциональным износом называется величина, характеризующая степень несоответствия основных параметров, определяющих условия эксплуатации, объем и качество предоставляемых услуг современным требованиям. Функциональный износ – это уменьшение потребительской привлекательности в тех или иных свойств объекта. Снижение привлекательности объекта влечет за собой ее обесценение. Внешний экономический износ проявляется в потере стоимости, вызванной различными обстоятельствами. Явных признаков воздействия внешнего износа при анализе социально-экономической среды экспертом не выявлено. При определении физического износа объекта оценки применялся метод экспертной оценки. Данный метод предполагает привлечение экспертов для экспертизы технического состояния объекта и определения степени физического износа оборудования. Для ознакомления с едиными критериями оценки износа, приведена таблица шкалы оценок коэффициента износа.
Рассмотрев восстановительную стоимость оцениваемого объекта, оценив износ, эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость автомобиля истицы, рассчитанная затратным методом по состоянию на 14.08.2010 г., составляет 553839 рублей, в том числе НДС (18%): 553839 рублей – 506160 рублей, что составляет 50679 рублей.
Судом признаны соответствующими требованиям ст. 84, 187 ГПК РФ заключения – отчеты № 151/3-855/10 и № 151/3-915/10 об оценке рыночной стоимости автомобиля и рыночной стоимости восстановления автомобиля истицы.
Кроме того, с ООО «Группа Ренессанс Страхование» подлежат расходы на транспортировку вышеуказанного автомобиля с места ДТП (в сумме 1200 руб., и на СТОА (ООО «АСК» ДримКар КМВ») (в сумме 1200 рублей), на проведение дефектовки в ООО «АСК» ДримКар КМВ» транспортного средства в размере 5800 руб., а также расходы в сумме 3090 руб. 00 коп. – на проведение экспертизы по оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту ТС, расходы, связанные с поездкой в г.Ставрополь, в судебные заседания в сумме 2534 руб. Поскольку ООО «Группа Ренессанс Страхование» не оказало своевременно услугу по страхованию, в силу ст. 395 ГК РФ, истица имеет право на получение процентов за пользование чужими денежными средствами, определяемыми учетной ставкой банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Просрочка оказания услуги по страхованию по ДТП от 12 сентября 2009 года по настоящее время 306 дней (с 03 ноября 2009 г. до 06 октября 2010 г.) Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за указанный период составляет: 18.225.00*7,75/36000* 306 = 1200 руб., – сумма процентов за пользование чужими денежными средствами по ДТП от 10 марта 2010 года составляет, исходя из заявленного истцом расчета: 831543*7,75/36000* 159 = 28463 руб.
Оценив доводы Бакушкина А.Н. о необходимости взыскания со страховой компании суммы морального вреда размере 100000 рублей, суд считает, что необходимые доказательства в силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ о нравственных или физических страданиях, причинённых действиями (бездействием) ответчика, суду не предоставлены. Согласно ч. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В данном случае заявлены требования о защите имущественных прав, поскольку по договорам страхования страховая организация осуществляет деятельность по обеспечению выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая. Если страховой случай не наступит, то договор страхования по истечении установленного в нем срока страхования будет также считаться исполненным надлежащим образом, несмотря на то, что страховое возмещение не выплачивалось. Предметом данного договора является осуществление страховой деятельности страховщиком, и, соответственно, по своему характеру договор страхования является договором на оказание услуг. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» ГК РФ, а также специальным законодательством о страховании. В связи с этим, Закон «О защите прав потребителей» применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются Гражданским кодексом РФ и специальным законодательством о страховании. Так как у договора страхования свои критерии ответственности и правовые последствия, установленные ГК РФ ввиду нарушения договора страхования, то компенсация морального вреда, в данном случае, действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем, в данной части иска надлежит отказать.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 931, 943, 957 ГК РФ, Законом РФ № 4015-1 от 27.11.1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бакушкиной Е.Б.удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Группа Ренессанс Страхование» в пользу Бакушкиной Е.Б.:
– стоимость услуг по восстановительному ремонту автомобиля Форд Куга, регистрационный знак М 636 ОН 26, в размере 802 037 рублей (851730 – 129925);
– проценты за пользование чужими денежными средствами по ДТП от 12 сентября 2009 года в размере 1200 руб.;
– проценты за пользование чужими денежными средствами по ДТП от 10 марта 2010 года в размере 28463 руб.;
– расходы на транспортировку автомобиля в размере 2400 (две тысячи четыреста) рублей;
– расходы на проведение экспертизы по оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту автомобиля в сумме 3090 рублей;
– расходы по дефектовке автомобиля в размере 5800 рублей;
– расходы по проезду в г.Ставрополь из г.Пятигорска и обратно в размере 2534 рубля.
В удовлетворении иска Бакушкиной Е.Б.о компенсации морального вреда в размере 100000 (сто тысяч) рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Судья З.Л.Кравченко