дело 2-1599/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2010 года г.Ставрополь
Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Кравченко З.Л.,
при секретаре Юрченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Швец В.А. к администрации г.Ставрополя, Управлению федерального казначейства МФ РФ по СК, Министерству финансов РФ, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о возложении обязанности обеспечения жильем,
УСТАНОВИЛ:
Швец В.А. обратился в суд с иском к администрации г.Ставрополя, Управлению федерального казначейства МФ РФ по СК, Министерству финансов РФ, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о возложении обязанности обеспечения жильем, мотивируя свои требования следующим.
В период с 01.08.1986 г. по 06.12.1992 г. он проходил военную службу на офицерских должностях. 02.07.1992 г. в соответствии с приказом Министра Обороны № 0380 был уволен по сокращению штатов, 06.12.1992 г. исключен из списков части и направлен на постоянное место жительство в г. Ставрополь.
20.01.1993 г. на основании постановления главы администрации Промышленного района г. Ставрополя он был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий запаса, уволенный по сокращению штатов. В соответствии с п. 19 Постановления Совета Министров СССР № 193 от 17.02.1981 г. жилье должно быть предоставлено в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства. Однако до настоящего времени он жильем не обеспечен.
Как указано в ответе администрации г. Ставрополя от 08.05.2009 года № 2004-01/8-03, финансирование из федерального бюджета на строительство жилья в настоящее время не производится, а государственный жилищный сертификат ему не положен в связи с недостаточностью выслуги лет.
Он не согласен с данной позицией. Реализация права на жилье не ограничивается лишь постановкой на учет и внесением в списки лиц, нуждающихся в жилье, а предполагает именно получение жилья.
В соответствии с Постановлением Европейского Суда по правам человека от 07.05.2002 г. орган государства-ответчика не волен ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты долга, установленного решением суда. Задержка может быть оправдана, но она не может быть такой, что нарушала бы саму суть права.
В городе Ставрополе уже существует положительная судебная практика по разрешению аналогичных дел. Военнослужащий запаса Чеботарев В. Г. обращался в 2003 году в Министерство Обороны РФ по вопросу обеспечения жильем военнослужащих, уволенных до 1 января 1993 года. 12.11.2003 года им был получен ответ № 147/1/1074 в котором сказано, что «Минобороны России полагает законным решение жилищного вопроса в рамках федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты».
Гр. Чеботарев В. Г. обратился в Суд и 17 сентября 2004 года Октябрьским районным Судом г. Ставрополя было принято Решение, обязывающее администрацию г. Ставрополя обеспечить Чеботарева В. Г. жилой площадью в виде отдельной квартиры за счет средств федерального бюджета. 28 сентября 2004 года данное решение суда вступило в законную силу.
Однако длительное время решение суда не исполнялось. Служба судебных приставов исполнителей неисполнение объясняла это отсутствием у Администрации г. Ставрополя средств федерального бюджета для строительства жилья.
Определением Октябрьского районного Суда от 29.04.2008 года Администрации города Ставрополя была предоставлена отсрочка сроком на 6 месяцев, в течение которого Администрация города Ставрополя должна была обратиться в Министерство Финансов РФ о разъяснении порядка и условиях перечисления требуемых финансовых средств.
В соответствии с ответом Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Министерства Финансов РФ обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет до 1 января 2005 года осуществляется путем выдачи государственных жилищных сертификатов, независимо от выслуги лет. Иного механизма решения жилищных проблем граждан, уволенных с военной службы, в настоящее время нет.
26 февраля 2009 года Октябрьским районным судом г. Ставрополя вынесено
Определение об изменении порядка и способа исполнения решения суда от 17.09.2004 года, в котором обязанность предоставления жилья изменена на обязанность обеспечения жилым помещением путем включения в список граждан подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан категории г» с целью выдачи государственного жилищного сертификата в 2009 году.
27 апреля 2010 года сертификат был выдан и 03.06.2010 Чеботарев В. Г. приобрел квартиру в г. Ставрополе. Таким образом, решение суда от 17.09.2004 года было исполнено, нарушенные права гражданина восстановлены.
Истец просил обязать администрацию г. Ставрополя обеспечить его жильем на состав семьи из пяти человек путем предоставления квартиры или путем включения в список граждан подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан категории г» с целью выдачи государственного жилищного сертификата в 2011 году.
В судебном заседании истец Швец В.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель администрации г.Ставрополя, по доверенности Галахов С.Ю. исковые требования не признал и пояснил, что Швец В.А. состоит на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя с 20 января 1993 года. Истец уволен с действительной военной службы в запас по ст.59 пункт «в» (по сокращению штатов) приказом МО РФ от 02.07.1992 №0380 и исключен из списков личного состава части приказом командира в/ч 23246 (ст. Бежецк, Тверская область) №218 от 11.11.1992 и направлены на воинский учет в Промышленный районный военный комиссариат города Ставрополя. Согласно заявлению Швец В.А. от 28.12.1992 г. постановлением главы администрации Промышленного района города Ставрополя от 20.01.1993 №44, он был принят на жилищный учет и включен в льготный список военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов, лиц офицерского состава ВС СССР, войск и органов Комитета Государственной Безопасности СССР, уволенных в запас или в отставку для получения жилой площади. В соответствии с законом РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 №4338-1 и на основании пункта 6 статьи 15 данного закона, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на воинской службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и члены их семей, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями, по установленным нормам не позднее чем в 3-х месячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. У Швец В.А. общая продолжительность военной службы 6 лет.
Действующие на настоящий момент Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (в редакции постановления Правительства РФ от 08.08.2003 года №475) изданы в соответствии с требованиями ЖК РСФСР, федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политики» и федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ. Поскольку вышеуказанное постановление Правительства РФ регулирует порядок постановки на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и очередность предоставления жилья только данной конкретной категории лиц, то оно не противоречит указанным федеральным законам. В соответствии с п. 14 ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ, военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее, чем в 3-х месячный срок дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет Государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета.
Статьей 13 закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 года №4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (в редакции федерального закона от 21.04.1997 года №68-ФЗ). Согласно ст. 33 действовавшего ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
На основании указанных норм закона Правительство Российской Федерации, принимая соответствующее постановление, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Пунктом 24 Правил предусмотрено, что из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья. Согласно п.28 Правил жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди, 29 пунктом Правил предусмотрено, что
граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию, в
порядке общей очереди, Государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (субсидию) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федераций. Таким образом, положения пунктов 24, 28 и 29 указанных Правил не противоречат федеральному закону «О статусе военнослужащих» в части установления 3-х месячного срока, в течение которого данная категория граждан должна быть обеспечена жильем, поскольку очередь формируется из граждан, обладающих равными правами предоставления жилой площади на льготных основаниях.
В случае предоставления конкретному гражданину жилья, без учета даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет нарушен общий принцип предоставления жилья в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, установленный законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики», и как ЖК РСФСР, так и Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 года №189-ФЗ).
Одновременно в соответствии с подпунктом «Г» пункта 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной полевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2007 года №681) граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при продолжительности военной службы в календарном исчислении 10 лет и более), обеспечиваются «Государственными жилищными сертификатами», для приобретения жилой площади. У Швец В.А. продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 6 лет, в связи с этим Государственный жилищный сертификат ему не положен. Другого финансирования из федерального бюджета для строительства жилья гражданам, уволенным с военной службы в запас или в отставку, не производится.
Таким образом, Швец В.А. может быть обеспечен жилым помещением как гражданин, уволенный с военной службы в запас с выслугой военной службы в календарном исчислении менее 10 лет, только на общих основаниях.
Представители Управления федерального казначейства МФ РФ по СК, Министерства финансов РФ, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц с учетом имеющихся в деле письменных возражений.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Швец В.А. проходил военную службу с 01.08.1986 г. по 06.12.1992 г. на офицерских должностях. 02.07.1992 г. в соответствии с приказом Министра Обороны № 0380 был уволен по сокращению штатов, 06.12.1992 г. исключен из списков части и направлен на постоянное место жительство в г. Ставрополь.
20.01.1993 г. на основании постановления главы администрации Промышленного района г. Ставрополя Швец В.А. был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий запаса, уволенный по сокращению штатов. В соответствии с п. 19 Постановления Совета Министров СССР № 193 от 17.02.1981 г. жилье должно быть предоставлено в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства. Однако до настоящего времени истец жильем не обеспечен.
В соответствии со ст. 63 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12.10.1967 г., действовавшего на момент увольнения Швец В.А. с военной службы, увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава, не достигших предельного возраста состояния на действительной военной службе, то есть досрочно, допускается, в том числе, и в связи с сокращением штатов при невозможности использования на службе.
В соответствии с п. 58 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 18.03.1985 года № 240 увольнение лиц офицерского состава с действительной военной службы производится в соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности": а) в запас, если увольняемые не достигли предельного возраста состояния в запасе и по состоянию здоровья годны к военной службе в мирное или военное время; б) в отставку, если увольняемые достигли предельного возраста состояния в запасе или признаны военно-врачебными комиссиями негодными по состоянию здоровья к воинской службе с исключением с воинского учета.
Увольнение с действительной военной службы лиц кадрового офицерского состава производится по одному из оснований, предусмотренных статьями 59 - 63 настоящего Положения, как правило, с занимаемых ими должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).
Согласно п. 53 данного Положения предоставление жилых помещений лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку, производится исполнительными комитетами Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Пунктом 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 г, N 74 для военнослужащих, увольнявшихся из кадров в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР, было постановлено обязать Советы Министров союзных республик и исполкомы Советов депутатов трудящихся обеспечивать офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, жилой площадью (независимо от ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны СССР и пограничных войск) в первую очередь, но не позднее чем в 3-месячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки (в ред. Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 24.06.1976 N 499).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 марта 1963 года № 270 установлены для генералов, адмиралов, офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, увольняемых с военной службы, начиная с 1 января 1963 г., по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, льготы, предусмотренные, в том числе и п. 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 г. № 74.
В целях устранения множественности нормативных актов о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей Постановлением СМ СССР от 17.02.1981 года № 193 было утверждено Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей.
Согласно п. 19 вышеуказанного Положения исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов обеспечивают жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в 3-х месячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего избранного с учетом существующего порядка прописки, военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицерского состава, уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов.
Пунктом 3 Постановления Совмина СССР от 07.09.1989 г. № 734 «О мерах по обеспечению жилой площадью лиц офицерского состава, военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку» установлено, что лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, принимаются на учет для обеспечения жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения.
Вышеуказанные нормы обеспечения жилой площадью военнослужащих, уволенных с военной службу, сохранены и Постановлением Правительства РФ от 20.08.1992 года № 604 «О неотложных мерах по обеспечению жилой площадью военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей».
Таким образом, условием для получения жилого помещения военнослужащими, уволенными с военной службы до принятия в 1993 году Закона РФ «О статусе военнослужащих» и имеющих выслугу менее 10 лет, по избранному месту жительства являлось их увольнение по одному из трех оснований: состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, а увольнение истца с военной службы было связано с сокращением штатов, что не исключает возможность обеспечения истица жилым помещением по избранному им месту жительства в г. Ставрополе, и об отсутствии ограничений по выслуге лет на момент увольнения истца с военной службы и его обращения с заявлением о постановке на учет в законодательно-правовых актах по вопросам предоставления жилья гражданам, уволенным с военной службы, поскольку в силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем отношениям, которые возникли после введения их в действие.
Право на получение жилого помещения в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства истца Швец В.А. возникло с момента его прибытия в г.Ставрополь. Последующее принятие в январе 1993 года Закона РФ «О статусе военнослужащих», в 1998 году Федерального закона «О статусе военнослужащих», не может повлиять на возникшие правоотношения, поскольку принятый Закон не предусматривает возможность его применения к правоотношениям, возникшим до введения его в действие.
Швец В.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 20.01.1993 г., но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственно исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к убеждению, что исковые требования швец В.А. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Швец В.А. – удовлетворить.
Обязать администрацию г. Ставрополя включить Швец В.А. составом семьи из пяти человек в список граждан подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан категории г» с целью выдачи государственного жилищного сертификата в 2011 году.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено 25 октября 2010 года.
Судья З.Л.Кравченко